Что будет с такси и маршрутками? Минтранс подвел итоги общественного обсуждения указа о перевозках пассажиров
Проект документа вызвал большой резонанс. В специальную тему на правовом форуме Беларуси поступило 61 предложение от 50 пользователей. По итогам обсуждения все они рассмотрены и обобщены Минтрансом в этой таблице. Минтранс прокомментировал, какое предложение будет учтено, а какое – нет.
Напомним: если указ будет принят, он серьезно изменит деятельность такси в Беларуси. Документ предусматривает создание реестра нерегулярных перевозчиков, деятельность без включения в реестр будет запрещена.
Существенные изменения коснутся Яндекс.Такси и прочих агрегаторов. В проекте указа говорится, что иностранные компании вправе оказывать услуги диспетчера перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчера такси только в случае создания ими на территории Беларуси юридического лица.
Диспетчеры обязаны будут использовать в своей деятельности информационные системы и ресурсы, размещенные на территории Беларуси, передавать заказы на перевозки только перевозчикам, сведения в отношении транспортных средств и водителей которых внесены в реестр.
Также перевозчики будут обязаны обеспечить видеофиксацию выполнения перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобилями-такси, и хранить эти данные не менее месяца.
Внесение в реестр будет платным. Предполагается, что стоимость внесения в реестр составит 2 базовые величины за каждое транспортное средство, 1 базовую за каждого водителя, 100 базовых величин с каждого диспетчера автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении или диспетчера такси. При внесении изменений в реестр также будут взимать деньги.
Для недобросовестных перевозчиков и диспетчеров предусматриваются механизмы приостановления нахождения и исключения из реестра. В проекте документа говорится, что в случае нарушений Транспортная инспекция может приостановить нахождение в реестре: водителя – на месяц, транспортного средства, перевозчика, диспетчера – на 3 месяца. Возобновиться можно будет при устранении нарушений. Без включения в реестр работать будет нельзя. Это лишь часть предлагаемых нововведений.
Некоторые вопросы и предложения и ответы на них Минтранса
Вопрос: «Вопрос по пункту 2.13 (водитель обязан выполнять автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении только по заказам, полученным от диспетчеров). Означает ли этот пункт, что водитель может работать ТОЛЬКО по заказам, полученным от диспетчеров, и не может сам брать пассажиров «от борта»? Если да, то почему? Если нет, то действуют ли на перевозки «от борта» те же правила, что и на перевозки по полученному заказу (видеофиксация поездки и т.д.)?»
Ответ: «Проектом указа не предусматривается ограничений по работе перевозчиков без диспетчера. Нормы по видеофиксации распространяются на все виды перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении».
Вопрос: «Вопрос по обеспечению видеофиксации: на видео должна быть видна дорога или салон с пассажирами? Если пассажиры не хотят, чтобы их снимали, – это их право, им придётся отказываться от услуг такси?»
Ответ: «Процесс видеофиксации предусматривает возможность размещения средств видеофиксации и запись видеоинформации в салоне транспортного средства».
Необходимость нормы о видеофиксации Минтранс комментирует так: «Нормы о видеофиксации включены в проект указа в целях обеспечения национальной безопасности, безопасности автомобильных перевозок».
Вопрос: «На мой взгляд, проект указа оставляет слишком много места для интерпретации части его положений. Например, указ не прописывает требования для включения участников рынка в реестр. Значит, мы можем предположить, что будут ещё и подзаконные акты, но сможет ли общественность и их обсуждать здесь, на форуме, или где бы то ни было ещё? Считаю, что проект указа должен быть уточнен в этой части».
Ответ: «В развитие проекта указа планируется принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь, проект которого также будет вынесен на общественное обсуждение».
Вопрос: «Регистрация водителей в реестре – какая цель? Не стоит ограничивать ни возраст автомобиля (нет таких ресурсов сейчас), ни опыт (якобы от даты получения «прав») водителя. Техосмотр, ухоженность авто – да».
Ответ: «Проект указа не устанавливает дополнительных требований к водителям, кроме тех, что установлены Правилами автомобильных перевозок пассажиров».
В ответах на вопросы Минтранс отмечает, что «в последующем на базе данного информационного ресурса (имеется в виду реестр. – Прим. Автобизнеса) предполагается создание единой платформы, которая будет содержать также сведения об обязательных видах страхования гражданской ответственности, сроках прохождения транспортными средствами гостехосмотра, повышения водителями квалификации, прохождения ими предрейсового медицинского осмотра, контроля технического состояния транспортного средства перед выездом на линию, увязка водителей и транспортных средств с конкретным перевозчиком, а также другие сведения с формированием электронного транспортного листа».
Сводную таблицу поступивших предложений и ответы на них Минтраса можно посмотреть здесь.
Источник: Автобизнес