Ушедший год стал насыщенным и событийным для белорусского рынка, причём в сегменте как подержанных машин, так и новых. Автомобили в салонах продавались рекордными темпами, на «вторичке» — с переменным успехом.
Редакция av.by пообщалась с экспертами, которые поделились своим мнением об итогах завершившегося года, а также трендах и ожиданиях 2025-го.
Председатель БАА: «Такой динамики роста продаж ассоциация ещё не фиксировала»
Первым мы дали слово Сергею Вариводе, председателю правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) и руководителю ООО «Автоцентр на МКАД» (Haval, Great Wall, WEY). В течение прошлого года мы не раз обсуждали с экспертом знаковые события сферы. Собеседник напомнил, что сводная статистика организации с результатами продаж новых машин будет озвучена на ежегодной пресс-конференции.
— Сергей Михайлович, каким вам как участнику белорусского рынка видится 2024-й?
— Во-первых, год запомнился беспрецедентным темпом роста продаж новых легковых автомобилей официальными дилерами. По данным БАА, продажи выросли в 2,2 раза к уровню предыдущего года. Такой динамики роста в ассоциации не фиксировали за весь 25-летний период её существования.
Во-вторых, рост сопровождала стабилизация цен на легковые авто. Согласно данным Национального статистического комитета, по группе потребительских товаров «легковые автомобили» за 11 месяцев текущего года наблюдается дефляция в размере минус 2,37%.
В-третьих, произошёл взрывной рост реализации дилерами электромобилей, включая последовательные гибриды. В ноябре уходящего года продажи NEV превысили 11% от общего объёма.
— За прошедший год в Беларуси не раз менялся порядок расчёта утильсбора. На ваш взгляд, как эти новшества отразились на спросе или отразятся в будущем?
— Пока никак. Ни на спросе, ни на ценах рынка. Возможно, у отдельных импортёров снизилась рентабельность либо повышение ставок утильсбора было компенсировано поставщиком.
Однако резервы участников рынка не безграничны. Дальнейшее повышение ставок утильсбора может создать проинфляционный эффект на рынке.
Про смену импортёра Cherу и режим жёсткой экономии на старте продаж «китайцев»
— В середине 2024-го в Беларуси сменился импортёр бренда Chery, которым долгие годы в стране являлась ваша компания. Тем не менее ещё в 2023-м наметился существенный рост продаж Haval. В то же время «Автоцентр на МКАД» начал реализовывать гибридный кроссовер WEY 05. Можно ли считать, что это переориентация компании на другую марку, пересмотр портфеля брендов?
— Будем точны: уведомление об отказе в пролонгации договора на поставку автомобилей АО «Чери Автомобили Рус» направило в наш адрес 30 ноября 2023 года. Основания отказа в сообщении не указывались. Предварительный конкурс публично не проводился, а планы продаж в 2023-м перевыполнены.
Неприятная для нашей компании история, учитывая 16-летний опыт работы с брендом Chery. Но, что греха таить, подобное случается на дилерском рынке.
— Что касается темпов роста двух брендов в портфеле нашей компании, то продажи Chery в 2023 году выросли в 3 раза, Haval — в 3,3 раза. Примерно такой же показатель у марки «Хавейл» ждём и в 2024-м. 18-летний опыт работы с китайскими автомобилями и их потенциальными покупателями даёт о себе знать.
Относительно расширения марочного портфеля: мы остаёмся лояльны китайскому автопроизводителю Great Wall Motor Co, с которым сотрудничаем уже более 16 лет. И расширение планируем за счёт иных брендов концерна, не только Haval и Great Wall.
Процесс расширения марочного портфеля обретёт необходимую динамику, как только окончательно стабилизируется законодательство, определяющее условия налогообложения и оценки соответствия в отрасли.
— Как ваши клиенты восприняли новость о том, что дистрибьютер Chery больше не «Автоцентр на МКАД»?
— Любой честный ответ на этот вопрос будет восприниматься как необъективное суждение обиженного предпринимателя. Полагаю, владельцы автомобилей Chery, коих мы по-прежнему любим, сами прокомментируют данную тему, прочитав наше интервью.
Когда я говорю «любим», то говорю искренне. Владельцам никакой иной марки, кроме Chery, мы не предоставляем дополнительную скидку в размере 2 000 рублей. Да и цены на техническое обслуживание «Чери» спустя год прежние: от 300 рублей без учёта стоимости запасных частей.
— Во время смены дистрибьютора в Беларуси на пресс-конференции отмечалось, что «Автоцентр на МКАД» хотели видеть в числе дилеров китайской марки. Однако владелец бизнеса решил уйти из бренда Chery. С чем было связано такое непростое решение?
— Я не был приглашён на эту пресс-конференцию. Со своей стороны мы неоднократно предлагали руководству Chery International и АО «Чери Автомобили Рус» расширить дилерскую сеть бренда в Беларуси за счёт заинтересованных дилеров. Это позволило бы обеспечить конкуренцию среди равных дилеров-импортёров. Как известно, любая конкуренция — на благо потребителю.
Партнёры же хотели видеть ООО «Автоцентр на МКАД» на конце «пищевой цепочки»: Chery Automobile (производитель) — АО «Чери Автомобили Рус» (дистрибьютор в ЕАЭС) — импортёр в Беларуси — дилер.
Слишком длинный канал товародвижения. Сравните, например, с лидером рынка: СЗАО «БЕЛДЖИ» (производитель, дистрибьютор) — дилер.
Так что решение было как раз очень простое. Мы реалисты. А белорусские потребители не дураки, чтобы оплачивать доходы такой цепочки посредников.
— Сколько автомобилей Chery «Автоцентр на МКАД» реализовал с 2009 года? Какое количество единиц должен ежемесячно продавать дилер, чтобы его бизнес был рентабельным?
— Продажи Chery в Беларуси начались в феврале 2008-го. С того времени потребителям реализованы тысячи машин.
Это сейчас тысячи китайских авто продаются в стране ежемесячно. Но тогда были другие рыночные времена. И многие годы наша компания выживала в условиях ежемесячных продаж 10—30 автомобилей. Это было возможно лишь в режиме жёсткой экономии в бизнесе. Например, среднесписочная численность сотрудников автоцентра долгое время не превышала уровня микроорганизации — 15 человек.
Если же говорить об обеспечении полноценной работы дилерского центра, соответствующего минимальным стандартам производителя, то необходимы продажи от 500 автомобилей в год, а также полновесное постпродажное обслуживание.
При розничных продажах более двух тысяч машин в год, на мой взгляд, качество работы автоцентров начинает снижаться. В прошедшем 2024-м реализация двух тысяч единиц Haval в Беларуси обеспечивалась десятью дилерскими центрами. Нам есть куда расти в продажах в каждой розничной торговой точке.
— А сколько Chery продано в 2024 году?
— Об этом публично сообщить может только официальный импортёр. Так принято в БАА. Впрочем, итоги продаж по всем брендам ассоциации будут озвучены на годовой пресс-конференции в феврале следующего года, — отметил Сергей Михайлович.
Про потолок рынка «электричек» и возможное дилерство BELGEE
— Какие результаты продаж показывают автомобили марки Haval и новички — гибриды WEY?
— Дилерские салоны бренда планируют передать потребителям около 2 200 новых авто. Это позволит марке занять примерно 5% от всего рынка новых легковушек. Самая популярная модель — среднеразмерный кроссовер Jolion. Он входит и в десятку наиболее востребованных на дилерском рынке. Хотя данному SUV уже «наступает на пятки» новинка этого года — среднеразмерный Haval F7.
— Продажи в Беларуси и условия ведения дилерского бизнеса находятся постоянно в центре внимания ООО «Хавейл Мотор Рус» и штаб-квартиры в Баодине. Уверен, что Haval в нашей стране — хороший пример эффективного китайско-белорусского партнёрства.
WEY — наше будущее. Это семейство подзаряжаемых гибридов. К сожалению, такие автомобили не пользуются льготами, которые законодатель предоставил для последовательных гибридов. Хотя при любой конструкции привода на колёса бак с бензином есть у любого HEV.
Так что ждём лучших времен, изменения законодательства. И после этого можно будет говорить о возобновлении поставок.
— Последние годы повысился спрос на электромобили, поставляемые как официально, так и по параллельным каналам ввоза. На ваш взгляд, с чем это связано?
— В первую очередь с доступными ценами на такие авто, являющимися следствием энергичной ценовой стратегии китайских автопроизводителей и системы законодательных льгот в Беларуси — главным образом налоговых при ввозе и реализации электромобилей и последовательных гибридов. Сыграло, безусловно, свою роль и повышение доступности зарядных станций.
Для многих представителей среднего класса электромобиль, особенно внедорожник, — это признак статусности, альтернатива западному премиуму. И, конечно, данный сегмент привлёк потребителей-новаторов — такие есть и всегда были. Поэтому, действительно, продажи NEV-машин растут быстрее рынка в целом.
— До конца 2025-го действует так называемая нулевая растаможка на электромобили (для физлиц). Каким образом это отразится на покупательском интересе к данным машинам и будут ли продлевать постановление, как это делали уже не раз?
— При ввозе и реализации «зелёных» автомобилей применяется целая система таможенных и налоговых льгот, основанных на решениях Евразийской экономической комиссии и на актах законодательства страны.
«Нулевая» растаможка — прерогатива ЕЭК. Совет Евразийской экономической комиссии установил тарифную льготу в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении электромобилей, ввозимых в Беларусь в количестве до 15 тысяч единиц, и на 2025-й.
Также до конца следующего года действуют налоговые льготы, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей».
Наиболее вероятный риск увеличения налогообложения при ввозе «электричек» в 2025-м связан с возможным повышением ставки утилизационного сбора. И всё же, думаю, рынок в этом году «упрётся» в потолок тарифной льготы в 15 тысяч.
— Локомотивом продаж являются BELGEE и Geely, на долю которых по итогам текущего года приходится более 50% сделок по новым легковым авто в РБ. Только за последние два месяца в Минске открылось пять автосалонов BELGEE. Учитывая, что «Автоцентр на МКАД» потерял Chery, не рассматривали ли вы возможность поддержать белорусского производителя и стать, к примеру, шестым дилером отечественного бренда?
— В 2017 году наша компания участвовала в конкурсе на две дилерские лицензии в столице от BELGEE. К сожалению, нам досталось третье место в рейтинге соискателей, а дилерами Geely были назначены ООО «Лакшери Моторс Плюс» и ООО «Мотор АвтоГрад».
Если объявят очередной конкурс, вероятно, примем участие. Бизнес — это люди. На BELGEE в последние годы сформировалась вполне эффективная команда, которой можно доверять. А доверие для инвестора в автосфере — важнейший фактор.
Мы можем спорить с руководством отечественного автопроизводителя, мы конкурируем на рынке, у нас не всегда совпадают интересы. Хотя мы можем повернуться друг к другу спиной, в Беларуси другой этикет в бизнесе.
При этом мы не готовы предавать интересы своих нынешних партнёров даже ради более выгодного контракта. Репутация дороже денег.
«Эпоха ренессанса „дизелей“ позади, а рынок новых авто по инерции продолжит расти»
— Поделитесь: каких моделей не хватает рынку? Ждать ли появления в продаже дизельных автомобилей?
— На мой взгляд, на рынке сформировано сильное предложение в классах SUV C и SUV D. А по краям модельного ряда, если говорить о размерности кузова, выбор невелик.
И явно не хватает доступных вариантов в сегментах А и В — вроде Chery QQ или Daewoo Matiz.
Рост доли «дизелей» возможен при изменении политики розничных цен на топливо. На мой взгляд, эпоха ренессанса дизельных автомобилей в Беларуси уже позади.
— Традиционно завершим интервью вопросом про будущий год. К чему готовятся игроки авторынка? Будет ли очередное увеличение продаж новых машин?
— Рынок по инерции продолжит рост. Но он по мере исчерпания эффекта низкой базы первых месяцев будет замедляться.
Наша цель — достичь и превзойти рекордные продажи 2019-го. Тогда, пять лет назад, дилеры БАА отчитались о реализации 60 тысяч новых легковых автомобилей. Для этого рынку нужно подрасти на 20—25% относительно ожидаемых продаж текущего года.
Только время покажет, удастся ли автодилерам страны преодолеть рекордную отметку. Слишком много труднопрогнозируемых факторов способны повлиять на состояние и динамику рынка.
Но «лучше целить в совершенство и промахнуться, чем целить в несовершенство и попасть». Это не я. Это Генри Уотсон Фаулер сказал, — с улыбкой произнёс Сергей Михайлович.
Дистрибьютор Dongfeng и Voyah: «Парк в 100 000 электрокаров достижим в ближайшем будущем»
Своим мнением мы также попросили поделиться Андрея Ткачёва, заместителя председателя правления БАА, управляющего директора официального дистрибьютора Dongfeng, Voyah, M-Hero и Dongfeng Trucks в Беларуси. После ухода европейских брендов в 2022-м компания организовала россыпь премьер китайских моделей в большинстве автомобильных классов.
— Уже можно сделать предварительные выводы: в нынешнем году рынок новых легковых автомобилей увеличится вдвое и, по прогнозам, превысит 50 000 единиц.
«Зелёные» авто покажут практически десятикратный рост, и суммарные продажи «электричек» официальными дилерами БАА достигнут 3 000 единиц.
Решающее влияние на это оказал Указ «О стимулировании рынка электромобилей» с широким списком преференций для владельцев электрокаров. Государство на законодательном уровне сделало всё для того, чтобы покупка такого транспорта и владение им стали максимально выгодными для белорусских потребителей.
— За последние два года портфель вашей компании существенно изменился, и теперь в нём превалируют китайские модели. Какие из новичков успешно выдерживают требования рынка, а каким придётся покинуть его?
— С нашими партнёрами из концерна Dongfeng Motor мы активно работаем над расширением предложения, выходя в другие классы и сегменты, включая авто на новой энергии, у которых сегодня большие перспективы.
Представленные в этом году доступный электромобиль Box и новый электролифтбек eπ007 вызвали большой интерес у белорусских потребителей и дополнили успех Voyah Free, являющегося сегодня самым продаваемым новым премиальным автомобилем в стране. Кроме того, с 1 000-сильным электрическим люксовым внедорожником M-Hero 917 мы вышли в верхний сегмент рынка.
— Каких лидеров продаж среди реализуемых вашей компанией можно выделить?
— В линейке Dongfeng это кроссоверы Shine GS и Mage, а также электромобиль Box. В 2024 году мы вышли на рынок грузовой техники с моделями Dongfeng Trucks — наиболее востребованными стали флагманский тягач GX и самосвал нового поколения KC New.
У премиального бренда Voyah лидер продаж — кроссовер Free (что вполне ожидаемо). Он недавно пережил обновление и получил индекс 318. Бренд M-Hero представлен пока одной моделью — люксовым внедорожником 917, имеющим достаточно высокий спрос в своём ценовом сегменте.
Доля продаж машин с участием программ финансирования (кредит и лизинг) сегодня составляет порядка 70%.
— В 2024-м в дилерских центрах Dongfeng появились электрокары Box и eπ007. Планируется ли расширение линейки?
— Безусловно. У нас уже есть план премьер 2025 года для рынка Беларуси, и новые модели Dongfeng Motor будут не менее захватывающими. Это глобальный концерн с огромными ресурсами и возможностями. К слову, уже сегодня Dongfeng разрабатывает новые модели электромобилей для своих партнёров Honda и Nissan, используя собственные платформы.
— Каких моделей не хватает белорусскому рынку? Ждать ли в продаже дизельных автомобилей?
— Рынок в целом достаточно насыщен, так как китайские производители смогли представить максимально широкую номенклатуру моделей, от доступных моделей с ДВС до люксовых электрических внедорожников. Сегодня в стадии наполнения скорее узкие нишевые сегменты, где предложение было не так велико.
Кроме того, продолжается активная трансформация класса коммерческой техники — там, где дизельные моторы наиболее востребованы. После ухода всех европейских производителей грузовиков этот рынок тоже быстро меняется. И выход на него Dongfeng Trucks стал вполне закономерным.
— Если же оценивать перспективы появления дизельных версий в легковом сегменте, то, учитывая развитие мирового автопрома, это маловероятно. С появлением современных гибридов дизельные моторы уже не дают преимущества ни по крутящему моменту, ни по экономии топлива.
— Крайне привлекательным предложением сегодня являются последовательные гибриды, позволяющие проехать на электрическом заряде до 200 км. Они есть разные. И наиболее востребованными являются те, которые могут заряжаться от станций зарядки, то есть имеют полный функционал электромобиля. Это важно, если мы говорим о перспективе перехода парка страны на электрическую тягу.
— В конце 2025-го перестаёт действовать так называемая нулевая растаможка на электромобили (для физлиц). Как это отразится на покупательском интересе к данным машинам? На ваш взгляд, будут ли продлевать постановление, как это делали в 2018-м и 2020-м?
— Рост электропарка идёт в геометрической прогрессии. К примеру, в нынешнем году он, по прогнозам, превысит 25 000 единиц. Причём в 2024-м произошло существенное увеличение продаж прежде всего за счёт предложений от официальных дилеров. Первые электрокары, которые попадали в Беларусь раньше, приобретались по большей части энтузиастами.
А с появлением официального сервиса данный сегмент становится всё более массовым, ведь клиент теперь может рассчитывать и на гарантийную поддержку, и на юридическую чистоту сделки.
Среди электромобилей, находящихся в нашем портфеле, число ввозимых по «серым» каналам мизерное. Концерн Dongfeng Motor рассматривает рынок Беларуси как ключевой. Поэтому цены, которые мы предлагаем белорусским покупателям, делают нецелесообразной покупку аналогичных авто у «серых» поставщиков.
— Учитывая меры, предпринятые для развития инфраструктуры зарядок, предположим, что цель получения электропарка страны в 100 000 электромобилей вполне достижима в ближайшем будущем. Если продлят сроки соответствующего указа — это произойдёт в 2027—2028 годах, согласно прогнозам. Тут можно было бы вспомнить положительный опыт Китая, чтобы понять, почему это выгодно для экономик стран, которые не являются экспортёрами нефтепродуктов.
В КНР огромное число электро- и гидростанций. Около 15% вырабатываемой ими энергии терялось, так как её, в отличие от нефти и газа, очень трудно хранить. А строительство отдельных гигафабрик для размещения излишков — огромные затраты и инвестиции.
С массовым же появлением электромобилей на китайском рынке данная проблема была решена, батареи электрокаров и стали теми хранилищами ранее теряемой энергии. В результате сегодня продажи «зелёных» авто в Поднебесной превышают 50%. Наверное, со временем к таким показателям придёт и наша страна.
— Традиционно завершим прогнозами на предстоящий год. Что будет на авторынке в 2025-м?
— По предположениям экспертов, в 2025 году ожидать существенного роста авторынка не стоит. Итоговые цифры сильно будут зависеть от рынка кредитования. И уже всем очевидна необратимая тенденция — свежие авто продолжат вытеснять привезённую «бэушку».
Кроме того, в следующем году машины на новой энергии продолжат увеличивать свою долю в объёме реализаций. Продажи электромобилей могут достигнуть показателя 10 000—12 000 единиц, что составит около 22—25% от всего «легкового» рынка.
С появлением высокотехнологичных китайских брендов, признанных мировыми лидерами в производстве электромобилей, Беларусь вошла в иную эпоху автомобилестроения, обеспечив новый уровень качества жизни для своего населения.