Оказывается, этот вопрос уже стал причиной нескольких споров водителей, перевозчиков и пассажиров. Каждая из сторон приводит свои аргументы и найти золотую середину не всегда удается. Речь идет о самых важных пассажирах – маленьких детях.
«Я знаю, что можно посадить малыша на колени, а водитель отказывается брать в дальнюю поездку», — пожаловалась в МАП пассажирка.
«Ребенок в этом случае будет ехать непристегнутым? Получается, что я нарушаю правила», — рассказывает водитель одной из маршруток свое виденье ситуации.
Отметим, что речь идет о междугородних перевозках, поездка в которых занимает не один час. Споры чаще всего возникают вокруг малышей в возрасте до 5 лет. С пассажирами старше все понятно, для них покупается отдельный билет. Некоторые перевозчики еще предоставляют скидку детям, но это не общее правило, поэтому лучше уточнять заранее.
Что говорит закон?
К примеру, по закону «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» дети до 5 лет имеют право на бесплатный проезд без отдельного места в том числе и междугородних автобусных перевозках.
На практике это значит, что родители могут взять ребенка в дорогу на руки или на колени. Стоит помнить, что бесплатный проезд – не значит безбилетный. Заранее в кассе автовокзала необходимо взять так называемый «нулевой» билет. Для этого, кстати, понадобятся документы, подтверждающие возраст ребенка.
Впрочем, в кассе вас могут предупредить, что водители не очень охотно берут пассажиров с нулевым билетом. Почему?
Что по правилам?
У водителей своя правда. Они могут привести сразу несколько аргументов в свою пользу из Правил дорожного движения! Большинство междугородних маршруток оборудованы ремнями безопасности. Перевозка непристегнутых пассажиров – нарушение. Но ведь ребенок на коленях поедет именно таким образом?
«Кто будет отвечать в случае ДТП? А кто оплатит штраф за непристегнутого пассажира?» — говорят водители.
Еще один аргумент, касается запрета на перевозку пассажиров сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства. Условно, если в маршрутке 20 мест для пассажиров и проданы все билеты, то ребенок будет 21-м по счету пассажиром. А это также нарушение.
В правилах пассажирских перевозок также нет четкого ответа на этот вопрос. Пассажир-ребенок ничем не отличается от пассажира-взрослого. Разве что в самостоятельную поездку на междугороднем автобусе он может отправиться не раньше 14 лет.
А если по-человечески?
«Ладно, если малыш в возрасте до годика. У мамы нет возможности взять люльку-переноску и выкупить под нее место. В этом случае можно закрыть глаза и взять в поездку. Но ребенок 3-4 лет уже достаточно большой. Поместятся ли он с мамой или папой на одном сиденье? Насколько комфортно будет другим пассажирам?», — рассуждают водители.
Поэтому, уверены многие из них, куда проще и безопаснее будет купить билет на ребенка и предоставить ему отдельное место.
А коляску можно взять?
Вот с этих проблем нет. Пассажир может бесплатно провозить в автобусе и маршрутке детский велосипед, санки или коляску.
На коленях или на отдельном сиденье?
Вопрос остается открытым. Трактовки ситуации могут быть различными, а значит споры и конфликты будут случаться. Чтобы избежать их, стоит, наверное, разработать единые для всех нормы, которые будут учитывать требования различных нормативных актов и, самое главное, позволят создать для детей комфортные и безопасные условия в пути.
Межрегиональная ассоциация перевозчиков обратилась по этому вопросу к экспертам из разных сфер. Если у вас есть что сказать на эту тему, будем рады выслушать и представить ваше мнение.