На рынок такси выходят новые игроки. Что будет с ценами?
Накануне Международного дня таксиста, который отмечается 22 марта, Myfin.by узнал, что происходит на белорусском рынке такси, каковы цены, станут ли дешевле услуги после появления второго крупного игрока на рынке, а также можно ли сегодня подработать таксистом.
Машин стало меньше, водителей – нет
С 1 ноября 2024 года рынок пассажирских перевозок в Беларуси, в том числе и такси, работает по новым правилам: создан реестр автомобильных перевозок пассажиров, в который включены все, кто задействован в сфере нерегулярных перевозок, в том числе такси. В реестр включаются данные о перевозчиках, транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях, автомобилях такси), водителях, диспетчерах автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и такси.
Myfin.by узнал у создателя Республиканского клуба таксистов TaxoBRO Максима Кошеленкова, как изменилась ситуация на рынке.
– Рынок по-прежнему монополизирован «Яндексом», который занимает более 90% объема перевозок, а может, и 95%. Это одна из двух главных причин, не дающих развивать рынок такси, – считает собеседник.
Что сейчас с ценами, которые напугали пассажиров в конце прошлого года? По словам Максима Кошеленкова, в ноябре они взлетели потому, что не хватало машин, которые необходимо было в обязательном порядке оснастить таксометрами, оклеить, застраховать должным образом.
– Цены в начале ноября резко подскочили, потом постепенно вернулись на прежний уровень и остаются такими же, как до введения реестра. Количество машин тоже постепенно возвращается на прежний уровень, – пояснил Максим Кошеленков.
Он также добавил, что именно нехватка машин, а не водителей привела к тому, что в начале ноября цены были аховыми. Так, по информации Транспортной инспекции, водителей стало больше. Но тут, вполне вероятно, речь идет не только о столице страны, возможно, рост обеспечен регионами.
Одно точно (и об этом сообщала ГАИ) – в конце прошлого года стало больше водителей-иностранцев. Хотя их далеко не так много, как, например, в России.
Программная касса – ключ к успеху и похороны монополии
Компания А1 заявила, что в мае запустит собственное приложение для такси. Пока проект находится на этапе тестирования всех систем. Сейчас А1 получает необходимые разрешения, становится агрегатором платежей, регистрирует инфоресурсы, а также вступает в реестр диспетчеров такси, готовит юридическую базу и программы лояльности.
– Не берусь оценивать реальность запуска проекта уже в мае, но платформа, на которой они собираются работать, очень мощная, сродни «Яндексу». Так что перспективы скорого появления нового крупного игрока на рынке (с учетом информации о том, что под проект начнет действовать программная касса) весьма реалистичные, – отметил собеседник.
По словам создателя Республиканского клуба таксистов TaxoBRO, программная касса, которая, по информации представителей А1, должна начать функционировать до начала работы отечественного оператора такси, – это «открытая настежь дверь на рынок такси».
– Входи и завоевывай. Если программную кассу действительно запустят в ближайшее время, то это перевернет мир такси и монополия «Яндекса» будет разрушена, – уверен Максим Кошеленков.
Что такое программная касса? Это аналог таксометра, ПО/приложение/устройство, которое принимает любые виды платежей: наличные, безналичные.
По словам собеседника, пока программной кассы нет – шансов у конкурентов «Яндекса» тоже нет. Когда она появится, все диспетчеры (операторы такси) смогут бороться за клиента на равных условиях.
Снизятся ли цены на услуги такси?
Цены вряд ли упадут. Они и так невысокие. Водители же будут в цене, оба перевозчика начнут предлагать лучшие условия. Но не за счет пассажиров – конкуренция же. Операторы просто начнут доплачивать таксистам, – считает собеседник.
О запуске собственной службы такси заявлял еще один мощный игрок (но не на рынке перевозок) – Wildberries.
– Считаю, что это огромный кит, который, ворвавшись на рынок, может составить конкуренцию «Яндексу». Ведь у WB огромная база людей с уже привязанными картами и телефонами. Соответственно, на рекламу им нужно 0 рублей – одного пуш-уведомления хватит для того, чтобы вся Беларусь получила сообщение о том, что можно заказать такси у Wildberries, – сказал Максим Кошеленков.
Он добавил, что есть одно важное но: набрать и вывести нужное количество водителей на линию для нового большого игрока на рынке (будь то А1 или Wildberries) в условиях действия реестра будет тяжело.
– Потому что их даже сейчас не хватает. Но если это случится и, как сообщается, работать Wildberries будет только по безналу, то на рынок они «зайдут по красоте», – уверен создатель Республиканского клуба таксистов TaxoBRO.
Можно ли сегодня подработать в такси?
После прихода в Беларусь агрегаторов (Uber и Яндекс, в конце концов объединившихся) вариант с подработкой в такси стал очень популярным. Можно ли сегодня, после введения новых правил, подрабатывать в такси?
– Можно, но только если вы решите идти водителем в какой-то парк. Идти со своей машиной – дорого и нецелесообразно. Есть, если обобщить, три варианта работы в такси. Первый – работа за процент, когда водитель идет в парк со всеми необходимыми документами, получает заправленную машину и выходит на линию. В этом случае подработка актуальна. Второй вариант – подработка на своей машине, опять же, в парке. В этом случае затраты будут превышать заработок. Третий – открыть ИП или фирму и работать на себя, – рассказал Максим Кошеленков.
Что же необходимо, чтобы начать работать водителем такси, хотя бы по вечерам? Во-первых, два года водительского стажа. Во-вторых, медицинская справка без ограничений на работу в такси. В-третьих, курсы водителя такси, в-четвертых – курсы повышения квалификации, в-пятых – необходимо оформить и укомплектовать машину должным образом.
Некоторые из этих пунктов потребуют определенных трат: не только времени, но и денег.
– Курсы повышения квалификации стоят на данный момент около 450 рублей. Есть варианты за 300, есть за 600. Длительность – около 10 дней. Курсы водителей такси обойдутся от 50 до 100 рублей, и пройти их можно за один день – несколько лекций по теории и правилам пользования таксометром, ознакомление с нормативными документами, – рассказал Максим Кошеленков.
Ударит по кошельку и приобретение таксометра и оформление машины.
– С 1 ноября 2024 года работать на своей машине стало очень накладно. Чтобы попасть в реестр перевозчиков, необходимо иметь техосмотр, страховку на пассажира и на автомобиль, таксометр, оклеить машину должным образом. В целом придется потратить порядка 3000 рублей. Можно сэкономить: купить бэушный таксометр, найти варианты по некоторым другим пунктам – и снизить расходы до 2000. Но все равно это большие деньги, поэтому машин на линии стало чуть меньше, – пояснил собеседник.
Международный день таксиста
Создатель клуба TaxoBRO рассказал, что праздник участники организации, в которую входит несколько сотен членов, отметят соревнованиями по вождению. Они пройдут в Витебске. Это наверняка станет традицией.
Но есть и другая традиция: «Яндекс» ежегодно удваивает чаевые, которые пассажиры оставляют (но только по безналу) в этот день. Так что, если вам понравилось, как вас обслужили, можете легко (и денежно) поздравить водителя такси с его профессиональным праздником.