С любимыми не продают. Сколько стоят крутые номера и как их перенести на другое авто?
Как корабль назовёшь, так он и поплывёт, считают моряки. Автомобилисты же менее суеверны и чаще всего даже не задумываются о том, какой номер им выдадут при постановке авто на учёт.
Тем не менее есть и те, кто свято верит, что комбинация цифр 0001 на машине автоматически даст какие-то привилегии на дороге, а 0007 магическим образом убережёт от аварий.
К сожалению, никакой статистики в этой области не существует, поэтому выбор регистрационных знаков остаётся делом вкуса. Сколько сейчас стоит получить номера и как заказать красивое сочетание цифр? Av.by отправился в МРО ГАИ, чтобы ответить на самые популярные вопросы.
Новые или б/у: разница в цене в два раза!
Но сперва напомним: полноправным собственником авто вы становитесь только после постановки машины на учёт в МРО. Да-да, даже если вы успели внести за неё деньги и получить на руки счёт-справку!
После подачи всех необходимых документов в ГАИ и проверки квитанций об оплате вам дополнительно назначат время для получения номеров и свидетельства о регистрации. И только установив регзнаки на авто, можете наконец расслабиться и почувствовать себя законным собственником «ласточки», на которую вы так долго копили.
Если вы не грезите о красивом сочетании цифр на номерах, то их бессрочная аренда (регзнаки не являются собственностью владельца авто) обойдётся вам в 32 рубля, то есть одну базовую величину. В случае с мотоциклом или прицепом стоимость нужно поделить на два. Но на этом не всё: ещё 32 рубля придётся доплатить за выдачу свидетельства о регистрации ТС.
Брезгуете бэушными номерами, на которых до вас кто-то ездил? Тогда вы можете приобрести абсолютно новые регистрационные знаки. По цене это ровно в два раза больше. Новые номера на авто обойдутся в 64 рубля, на мотоцикл/прицеп — в 32 рубля (и не забудьте об одной базовой за свидетельство о регистрации!).
В 2020 году в Беларуси появилась ещё одна категория номерных знаков — для электрокаров. Отличаются от обычных они зелёным цветом. С начала 2022-го их выдали как минимум 315. К слову, два года назад властями обсуждались преимущества для владельцев таких номеров. Предлагалось даже разрешить «электричкам» пользоваться полосой, выделенной для общественного транспорта. Однако подобного послабления в ПДД водители экологичного транспорта так и не дождались.
Но вернёмся к стоимости «зелёных» регзнаков: цена на них не выше, чем на обычные. «Американские» номера (тип 1—4) тоже не дороже. Они, к слову, есть в наличии — вопреки мифам, что в Беларуси за квадратными шильдиками выстраиваются целые очереди.
«Красивые» номера за 2 000 рублей: прихоть или статус?
Престижные, «блатные», статусные — как только не называют таблички с повторяющимся сочетанием символов! В Instagram можно даже найти страницу белорусских охотников за «красивыми» номерами, а в Telegram — канал с объявлениями о продаже таких регистрационных знаков. Например, вариант с четырьмя семёрками предлагают купить аж за $1 500! А с одними пятёрками — за $1 999.
Правда, Госавтоинспекция не рекомендует участвовать в «серых» сделках — они не совсем законны. Можно остаться и без денег, и без машины.
Скриншоты из телеграм-канала «АВТОНОМЕРА Беларусь»
Однако если вы хотите заполучить определённое сочетание цифр, то ждать подходящего предложения на онлайн-барахолке не нужно. В МРО (за дополнительные деньги, разумеется) вам с радостью изготовят номер по индивидуальному заказу. Стоимость такой услуги — 60 БВ, что приравнивается к 1 920 рублям. И неважно, какое конкретно сочетание вам нужно — 7777 или, допустим, 0001. Доплатить придётся за базовые услуги: 32 рубля (1 БВ) за свидетельство о регистрации ТС и 64 рубля — за сами знаки (за таблички на мотоцикл или прицеп — 32 рубля).
Однако понятие «красивые номера» — растяжимое. Если вы хотите просто выбрать из имеющихся в МРО регзнаков те, к которым больше лежит душа, придётся заплатить всего 10 базовых — 320 рублей. Бесплатно перебирать варианты не разрешат.
— Всё зависит от стоимости машины. Было бы авто красивое — так и номера соответствующие заказал бы, — поделился с нами один из автовладельцев, стоящий в очереди за регзнаками. — А у меня машина обычная, семейная. Документы на постановку на учёт подал в 12:00, спустя четыре часа уже получил номера.
— Брали новые. Попалось довольно удачное сочетание цифр, две из них повторяются. Машина — Seat Arosa. Не очень крутая, чтобы почти две тысячи рублей за знаки отдавать, — сошёлся во мнении с предыдущим автолюбителем ещё один наш собеседник.
— «Красивые» номера нам точно не нужны: не хочется, чтобы машина была узнаваемой, — призналась семейная пара, которая недавно обзавелась Renault Clio. — А то заметят знакомые где-нибудь в городе и будут задавать лишние вопросы, почему и куда мы ездили. Зачем оно нужно? Хотя был опыт с зеркальными знаками: попалось что-то вроде 2332. Но было — и прошло. Круче получилось бы, если бы на них что-то писать разрешили!
— Почему взяли новые номера, а не б/у? А вдруг подержанные оказались бы несчастливыми? Всё-таки новые знаки — новая аура.
Владелец мотоцикла Suzuki признался: смысла в «блатных» номерах он не видит, но есть последовательности цифр, которые он точно на свой байк не установил бы.
— Что-нибудь вроде 6666?
— Не гадайте! Это мои личные суеверия.
К слову, нам удалось подсмотреть, какие же знаки за деньги заказывают минчане. В основном это красивые сочетания повторяющихся символов — видимо, они легко запоминаются. А какую комбинацию чаще или реже всего можно встретить на белорусских автомобилях? К сожалению, такая статистика не ведётся.
Удивительно, но на момент нашего визита в стопке индивидуальных заказов не оказалось ни одного «блатного» вроде 0001 или 0007, которые частенько можно увидеть на дорогих «Иксах» или «Порше». Зато мы заметили номер 2401. Думаете, это означает 24 января — день свадьбы или рождения заказчика? А вот и нет: владелец регистрационного знака недавно стал счастливым обладателем ГАЗ-24-01 «Волга» и, видимо, хотел таким образом ещё раз напомнить об этом окружающим.
— Чаще всего у нас заказывают номера с четырьмя повторяющимися цифрами (1111 или 7777, например) или с тремя нулями, — поделились в МРО.
Лично познакомиться с хозяевами этих уникальных табличек нам не удалось. Зато на выдаче регистрационных знаков мы встретили девушку, уверенно направляющуюся к выходу со «статусным» 0001.
— Это мои номера, я сдавала их на хранение, пока покупала машину. Заказывала лет семь-восемь назад, но цену уже не вспомню.
Хранение и замена знаков (спойлер: тоже не бесплатно)
К слову, о переносе номеров. В МРО действительно есть такая услуга на случай, если вы совсем не хотите расставаться со своим регистрационным знаком. Её стоимость — 5 рублей в день, но оставлять номера можно не менее чем на 15 суток. Для этого нужно снять машину с учёта и заключить с ГАИ договор хранения регзнаков.
Регистрационные знаки старого образца отправляют на утилизацию
Заменить же номера можно как по собственной инициативе, так и в случае их утери или хищения. Конечно, если они пришли в негодность (согласно ПДД символы должны читаться на расстоянии не менее 40 метров в ясную погоду), вы должны обратиться в Полиграфический центр МВД по адресу ул. Грушевская, 7в. Стоимость услуги по замене испорченных регистрационных знаков — 40 рублей за комплект или 30 рублей за передний либо задний номер. Юридическим лицам придётся заплатить 55 и 40 рублей соответственно.
Что делать, чтобы табличка с цифрами прослужила как можно дольше? К сожалению, инструкцию по уходу за регистрационными знаками вам не выдадут: её просто нет. Сотрудники МРО советуют разве что не протирать лицевую поверхность номеров сухой тряпкой, чтобы не разрушился световозвращающий слой. Если вы захотели их очистить от грязи — лучше ополосните водой.
Самостоятельно подкрашивать цифры, которые перестали читаться, нельзя. За этим тоже нужно обратиться в Полиграфический центр МВД по адресу ул. Грушевская, 7в.
*****
В месяц в МРО выдают 9 000 знаков. Примерно половина из них — новые, в том числе изготовленные в индивидуальном порядке. Остальные — б/у.
Приём документов и выдача номеров осуществляются со вторника по субботу, и почти всегда у окошек выстраиваются длинные очереди. Работники МРО рекомендуют не приезжать в первый и последний рабочий день, если вы не хотите тратить лишнее время на ожидание.