Тезис о том, что новая машина не должна быть постоянным «клиентом» автосервиса, сломан уже давно. Все чаще встречаются истории о том, как сразу после выезда новоиспеченного автовладельца из салона его настигают технические проблемы с автомобилем, рассказывает журналист abw.by Евгений Грачев.
Современный авторынок Беларуси по понятным причинам насыщен автомобилями китайских брендов. Но отношение к ним у многих весьма настороженное. Иногда – по делу.
Читатель Денис купил китайскую машину в автосалоне. К слову, за довольно приличную сумму. Тем обиднее было столкнуться с техническими проблемами.
«Всё, с меня хватит»
«Когда человек тратит крупную сумму денег на машину, он ждет отдачи в виде потенциального отсутствия проблем с ней. Так я думал до недавнего времени, пока не купил новый автомобиль сам.
Внешний лоск, наличие множества наворотов и отличный интерьер существенно повлияли на мой выбор. Многие из моих знакомых за последнее время также стали владельцами автомобилей китайских производителей. Отзывы были неплохие. Но мне не повезло.
Уже через неделю пришлось обратиться в автосервис дилера, так как стала зависать мультимедийная система. Проблему устранили в течение дня по гарантии. Думал, на этом все. Но это оказалось не так.
Далее пожить своей жизнью решила система климат-контроля. Ее тоже оперативно отремонтировали.
Потом я ощутил рывки на холостом ходу. И на этот раз мне предложили оставить машину, так как причину поломки специалистам автосервиса сразу выявить не удалось. А это означало, что на неделю я стал пешеходом. Снова починили.
Но когда перестала работать кнопка багажника, а ждать необходимую запчасть сказали минимум две недели (и то не факт!), я подумал: «Всё, хватит». Выразил свои претензии представителю автосалона и потребовал предоставить мне на время ремонта другую машину, «подменку». Иначе зачем я вообще покупал машину? Чтобы по итогу она стояла все время в ремонте, а я ходил пешком?
Думали долго, шептались, ходили туда-сюда, но в итоге в «подменке» мне отказали, мол, «мы такое не практикуем». И стандартное «ждите, мы вам позвоним».
Я не сторонник конфликтов, но это никуда не годится. Новая машина с кучей вопросов. Как часто мне еще ждать ремонта по несколько недель? И почему мне не могут предоставить на время другой автомобиль? Что дальше делать, пока не понимаю».
Сроки не резиновые
В данном случае речь идет о гарантийном ремонте транспортного средства. Закон «О защите прав потребителей» (далее – закон) говорит о том, что обнаруженные недостатки в товаре должны быть в таком случае устранены безвозмездно и незамедлительно.
Увы, но так получается не всегда. При этом, даже если прямо здесь и сейчас устранить недостатки невозможно, максимальный срок для этого не может превышать 14 дней. По письменному согласию с автовладельцем этот срок может быть увеличен, но не более чем на 30 дней (ч. 1 ст. 22 закона).
Если покупатель просит устранить недостатки в товаре длительного пользования, а автомобиль именно таковым и является, то он имеет право потребовать на период ремонта во временное пользование аналогичный товар. Срок на выполнение такого требования – 3 дня. Причем «подменку» должны доставить потребителю за свой счет туда, куда он укажет.
Но из всякого правила, как говорится, есть исключения. Правительством Республики Беларусь утвержден перечень товаров, на период устранения недостатков которых «подменка» не предоставляется (Постановление Совмина №778).
И первым же пунктом в данном документе значатся автомобили. Т.е. на время гарантийного ремонта дилер (продавец) не должен предоставлять подменный автомобиль.
Практика показывает, что некоторые продавцы все равно дают своим клиентам во временное пользование другие машины. Делается это исключительно по их личной инициативе – как говорится, респект им за это и уважение. Но по закону делать этого они не обязаны.
Этим же постановлением утверждены перечни товаров, которые по истечении определенного срока могут представлять опасность. И снова пункт №1 занимают автомобили.
Есть в рассматриваемом нами документе и перечень технически сложных товаров, в отношении которых потребитель вправе требовать замены товара или возврата денег по истечении 30 дней после его приобретения. Первое место в данном списке, конечно, за автомобилями. И вот что тут имеется в виду.
В отношении технически сложного товара – автомобиля в том числе – потребитель имеет право требовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денег только в течение 30 дней после покупки. Но и из этого правила тоже есть исключения.
Если в товаре присутствует существенный недостаток или если продавец (ремонтная организация) не может устранить недостатки по гарантии в обозначенные законом сроки (смотри выше), то потребитель в таком случае может предъявить требование о расторжении договора. Это к вопросу о том, как дальше Денису поступать: ремонтировать и ждать или решаться на возврат.
Сроки гарантийного ремонта в его случае пока не нарушены (14 дней). Письменного согласия на продление до 30 дней он не давал, поэтому двухнедельный срок – крайняя точка в его случае. Если к ремонтникам приходится обращаться излишне часто, можно ставить вопрос о наличии в товаре существенного недостатка, что также является основанием для расторжения договора и возврата денежных средств.
При этом следует понимать, какая ситуация складывается сегодня на рынке. Да, закон требует, чтобы дилеры обеспечивали поставки запчастей в ремонтные организации, устанавливает предельные сроки гарантийного ремонта. Но с учетом санкционного режима, в котором мы живем не по своей воле, изменения логистических цепочек поставки и прочих факторов чисто физически в полной мере соблюсти требования законодательства порой просто невозможно.
Поэтому нужно сделать правильный выбор. И для каждого он свой.
Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (в размере 30 и более процентов от стоимости товара (работы, услуги), определяемой на момент устранения недостатка) либо несоразмерных затрат времени (превышающих максимально допустимые затраты времени, установленные техническими нормативными правовыми актами на устранение аналогичного недостатка), или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки.