Литовская таможня, ссылаясь на новый пакет санкций ЕС, проанонсировала запрет на работу на территории европейских стран для транспортных компаний с белорусским капиталом. Он вступил в силу 2 августа и распространяется в том числе на транзитные перевозки.
Это касается компаний, которые созданы белорусскими физлицами или юрлицами после 8 апреля 2022 года и где 25% капитала и более принадлежит белорусским собственникам. И это не единственные новости в сфере грузоперевозок по итогам июля.
Польша
В начале июля Польша заявила о том, что максимально усилит таможенный контроль на границе с Беларусью. Под особенно пристальное внимание попала железнодорожная станция «Малашевичи», через которую проходит большинство транзитных грузов из Китая в ЕС. К концу месяца ужесточение контроля распространилось и на автомобильный грузовой транспорт: тщательные досмотры происходили на контрольно-пропускном пункте «Кукурыки — Козловичи», что спровоцировало рост очередей.
Кроме того, Варшава в очередной раз заявила о том, что рассматривает возможность полностью закрыть границу с Беларусью для перевозки грузов.
Литва
В связи с введением новых ограничений в отношении транспортных компаний с белорусским капиталом литовская национальная ассоциация автоперевозчиков высказала мнение, что часто невозможно исполнить все санкционные предписания. Речь идет о требованиях от перевозчиков точной информации о том, кто будет конечным получателем груза, а также гарантий, что он не попадет в страну из санкционных списков. В ведомстве заявили, что у перевозчиков, которые едут, к примеру, в Беларусь, чтобы там передать груз другому перевозчику, нет полномочий для того, чтобы отследить конечного получателя, в отличие от таможенных служб и других органов власти.
Рынок грузоперевозок с ЕС ожил
«Примечательно, что, несмотря на нарастающий обмен запретами между Беларусью и странами Евросоюза, в этом году спрос на перевозки по этим направлениям вырос. По данным международной Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU, в первом полугодии 2024 года по сравнению с тем же периодом 2023-го количество заявок на перевозки из Беларуси в страны ЕС увеличилось на 12%, а в обратную сторону — на 63%. Экспортные перевозки с Польшей выросли на 312%, с Литвой — на 109%. Импорт тоже прибавил: на 101% с Польшей и на 89% с Литвой», — отмечает директор компании представителя Биржи в Беларуси Татьяна Солдатенко.
По словам эксперта, так внушительно динамика выглядит на фоне резкого падения грузоперевозок с европейскими странами в 2022—2023 годах. При этом в последние два года после того, как Варшава начала закрывать пункты пропуска и вводить ограничения, польский грузопоток распределялся между Литвой и Латвией. В этом же году, когда ситуация на границах с Литвой и Латвией тоже стала усложняться, игроки рынка все чаще стали возвращаться к перевозкам через Польшу.
Источник: Onliner