«Всё было зря». Откровенное мнение белоруса, владеющего Tesla Model 3
У героя Автобизнеса Юрия было несколько электромобилей. Начинал с Fiat 500e, а сейчас владеет рестайлинговой Tesla Model 3. Он объездил на ней всю Беларусь и неоднократно бывал за границей. Что нравится в автомобиле, в какие суммы обходится его эксплуатация и многое другое – в рассказе владельца:
Путь к Tesla
– На «электричках» я езжу уже четыре года. Когда загорелся электротемой, начинал с Fiat 500e. Но это компромисс: машина маленькая, там мало места внутри. Батарея всего на 24 киловатт-часа. Мало того что 150 километров проехал – и всё, так еще и нет возможности быстрой зарядки. Заряжаться можно только медленно, долго, упорно и со слезами.
После «Фиата» приобрел Chevrolet Bolt – более веселый и интересный автомобиль: запас хода при нормальной езде без рывков и невероятных ускорений – около 380 километров по городу и по трассе в спокойном режиме. Но и это тоже компромисс. Во-первых, водитель и пассажир сидят очень близко друг к другу: локоть положил – он на колене пассажира. Во-вторых, маленький багажник. Это важно, потому что, если надо перевезти велосипед, возникают сложности.
Далее был Hyundai Kona – более полноценная машина. Пассажира рукой не цепляешь, багажник чуть просторнее. Едет нормально, по запасу хода всё хорошо, но рулежка так себе, рекуперация работает не совсем корректно. В общем, удовольствия от езды машина не доставляла.
Читая, общаясь и советуясь, пришел к тому, что надо попробовать Tesla. В США была куплена дорестайлинговая Model 3 2018 года, заднеприводная, Long range.
Места в ней хватало всем, и передним пассажирам, и задним, вчетвером ехать было абсолютно комфортно. Каждый мог положить в багажник свой набор вещей – никто не был ущемлен или притеснен.
И мне сразу понравилась рулежка: из-за низкого центра тяжести машина управляется точно и предсказуемо, лучшей управляемости я просто не встречал. Да, руль чрезмерно острый, к этому надо привыкнуть, но при этом я сразу сел в автомобиль и почувствовал себя в своей тарелке. Посадка очень хороша, ощущаешь себя единым целым с автомобилем.
Удобная тема – приложение. Всё у тебя в телефоне. Подошел, ручку нажал – машина открылась, запустилась. Сел и едешь. Приехал, остановился, ушел – закрылась. Когда после нее садишься в автомобиль с ДВС, первая мысль: «Что происходит?» Надо соображать, как открыть, искать ключ или кнопку запуска – с Tesla от всего этого просто отвыкаешь.
Также удобно, что всё управляется через интернет. Можно удаленно запустить автомобиль, прогреть или охладить салон и т.д.
По запасу хода машина вполне устраивала. С нормальным стилем езды 420-430 километров можно было проехать. Я на ней объездил всю Беларусь, от Полесья до Россонщины. Надо отдать должное «Белоруснефти», что зарядные станции «Маланка» у нас ставятся, инфраструктура развита классно. Ну и люди иногда помогают. Если приезжаешь в какую-нибудь агроусадьбу или отель, тебе везде протянут шнур. А некоторые базы отдыха размещают у себя «зарядки».
Поэтому пользоваться Tesla можно ровно так же, как и автомобилем с ДВС. Ущербным себя не чувствуешь, над тем, что у тебя где-то в дороге закончится заряд, не заморачиваешься. Просто за 2-3 недели привыкаешь к особенностям, подстраиваешься и прогнозируешь зарядные станции.
«Говорить о прорыве не стоит»
В общем, всё было хорошо, но прочитал, что на рестайлинговой Model 3 поставили тепловой насос, благодаря которому якобы существенно увеличивается запас хода, спереди поменяли стекла на двойные, что позволяет сохранять тепло и увеличивает шумоизоляцию. В общем, выбор был сделан: первая Tesla спустя полтора года эксплуатации продана, прошлым летом был куплен этот автомобиль – 2021 год выпуска, рестайлинг, тоже задний привод.
Скажу кратко: всё было зря. Тепловой насос никакой полезной функции не несет, зато выступает источником постороннего шума. Эффект от двойных стекол заметен, но говорить о каком-то прорыве не стоит.
Зато в салоне убрали глянец между передними креслами. Он царапался и очень сильно притягивал пыль, на нем постоянно оставались отпечатки пальцев. Два дня не протер – можно высаживать картошку. Здесь этого нет, и хорошо. Ну и в дверях появились деревянные вставки.
Также удобно сделали площадку для двух телефонов, но когда собирали рестайлинговые модели, в мире был дефицит чипов. Поэтому на беспроводной «зарядке» сэкономили, ее нет ни в какой комплектации Model 3, хотя до рестайлинга она была. И делай, что хочешь, – вот тебе проводок.
Снаружи же в рестайлинге убрали хром. Теперь все молдинги и окантовки «противотуманок» черные – не надо сидеть и натирать их, чтобы смотрелись красиво.
Емкость батареи в этом автомобиле составляет 60 киловатт-часов. При хорошем раскладе она позволяет проехать километров 380 по трассе, если не «топить». Накатал я на этой машине уже достаточно много, был в Литве, Латвии, Эстонии и Польше. Естественно, везде попробовал зарядную инфраструктуру. Проблем нет, заряжается всё быстро, станции есть на стоянках многих отелей, поэтому выбираешь такие целенаправленно. А там на электромобиле может быть и бесплатная стоянка, и бесплатная «зарядка». Такой же подход и у некоторых торговых центров.
В Беларуси, повторюсь, вопросов к зарядной инфраструктуре тоже нет. Небольшие проблемы возникали, только когда ездили на Ольманские болота. На Столинщине зарядных станций маловато: съезжаешь с брестской трассы – и до свидания. Такая же история в районе Браслава. В остальном всё хорошо.
Сейчас наряду с «Белоруснефтью» к установке «зарядок» активно подключился «Белтелеком». Они размещают медленные станции у домов, что очень удобно: на ночь поставил – утром забрал заряженную машину. У меня буквально в 200 метрах от дома филиал «Белтелекома» с такими «зарядками» на парковке, там и заряжаюсь. Есть приложение, в нем карта – найти не проблема, по городу белтелекомовских станций уже хватает.
А вообще владелец электромобиля должен быть готов к тому, что у него один экран телефона будет занят приложениями для зарядки, особенно если он ездит за пределы Беларуси. Короче, с «электричкой» жизнь становится веселее и разнообразнее.
Плюсы я уже перечислял – это простор, управляемость и удобная посадка. Минусы у Model 3 тоже есть. Порой не совсем корректно функционирует климат-контроль: иногда он может тебя заморозить, иногда – подогреть. В общем, как-то по-корейски или по-китайски, даже не знаю как.
Что в дорестайлинговой версии, что в этой некорректно работают «дворники» в автоматическом режиме: могут сами включиться, когда нет дождя, и, наоборот, долго и упорно чего-то ждать, когда он уже идет.
Многие ругают Tesla за эргономику, вернее – за ее отсутствие. Первые несколько дней мне тоже было непривычно. Но стоит в этом разобраться, и оказывается, что на планшете всё просто и интуитивно понятно. Но соглашусь, что вслепую какие-то привычные по другим машинам действия выполнить не получится.
А кнопка «аварийки» на потолке чего стоит! Не знаешь – никогда не найдешь! Я в своей первой «Тесле» обнаружил ее, наверное, через неделю.
В отличие от обычных автомобилей с бензиновыми или дизельными двигателями «электричка» не требует регулярного обслуживания. В этой Model 3 менял масло в редукторе – простая и недорогая процедура, ровно такая же, как на любой другой машине. Ну и поменял антифриз – тоже ничего сложного, но требуется подключение компьютера, чтобы избежать завоздушивания системы. Эти работы выполняются один раз: обслужил и забыл.
Что касается расходов на зарядку, всё можно посмотреть в бортовом компьютере. Здесь и сейчас с кондиционером 14 киловатт-часов на 100 километров с момента последней зарядки. При стоимости киловатт-часа 50 копеек выходит 7 рублей на «сотню». Но если взять более длинную дистанцию, то увидим на ней расход 18 киловатт-часов на 100 километров. При таком раскладе получается 9 рублей. Это дешевле, чем на просто полуторалитровом дизеле, не говоря уже про такой, который способен обеспечить машине сходную с тесловской динамику.
Но соглашусь, что полный бак дизтоплива заправляется за пару минут, а на «дозаправку» электромобиля нужно время. Я давно не пользовался быстрыми станциями, только в каких-то дальних поездках. На трассах есть «Маланкi», реально выдающие 120 киловаттт-часов. Соответственно, пока пил кофе, батарея процентов на 60 зарядилась. В Минске станции, на которых указаны высокие значения, столько, сколько написано, не выдают, но где-то 60 киловатт-часов получить можно, то есть за минут 40 уровень заряда батареи вырастает до 80 процентов. В гипермаркет приехал, подключился, сходил в магазин, вернулся – машина заряжена. Если там, куда ездишь, есть быстрые «зарядки» – жить с «электричкой» очень даже неплохо.
Правда, эта машина, как и предыдущая, американская, поэтому, чтобы спокойно пользоваться быстрой CCS2, пришлось поменять блок ретрофит. В будущем хочется попробовать европейскую Tesla, чтобы не пришлось заниматься этой возней с заменой портов. Хотя не исключаю, что следующим автомобилем может стать «китаец». Один мой хороший знакомый купил себе Voyah Free, другой недавно привез Polestar. Я посидел в них – и крепко задумался. Ведь по цене «бэушной» восстановленной Tesla можно купить совершенно новую китайскую машину. Наверное, за Китаем будущее, потому что по качеству отделки и по «начинке» их автомобили сделали колоссальный скачок вперед.