Романы в сфере такси, скажем прямо, случаются нечасто. Отчасти потому, что водители в основном мужчины. Но удача улыбнулась нам: удалось отыскать пару влюблённых.
Диана и Геннадий таксуют в Минске, познакомились они чуть больше года назад. Тогда девушка только задумывалась о том, чтобы попробовать себя в такси. На тот момент парень активно вёл TikTok и часто проводил прямые эфиры во время работы. Одной из его подписчиц была Диана, изучавшая новое для себя направление. Так общение через соцсети переросло в личные встречи и обмен опытом, а спустя время — в нечто большее. av.by увиделся с ребятами и поговорил о личном и рабочем.
В прошлом — шеф-повар и техник ПТО
Сначала расскажем о наших героях. Геннадий в такси пришёл в 2021 году. До этого 13 лет работал в сфере общепита: начинал с обычного повара и дорос до шеф-повара. И всё бы хорошо, но случился коронавирус. Кафе и рестораны приняли на себя один из самых сильных ударов пандемии и едва ли не больше всех пострадали.
— Сфера тогда сильно просела, люди увольнялись, потому что изменилась работа. Я занимал руководящую должность, но приходилось выполнять обязанности обычного повара. Хотелось всё же добывать хлеб своим умом и способностями к организации предприятия. Поэтому во время второй волны ковида я задумался о смене рода деятельности, — вспоминает Геннадий.
Взвесив все за и против, парень решил, что проще всего ему будет уйти в сферу такси. Водительские права есть, да и стаж вождения к тому времени был уже 13 лет.
— После увольнения я месяц составлял на заказ меню и жил на эти деньги. Однако понимал: лавочка скоро прикроется. Тогда, в 2021 году, попасть в такси было гораздо проще. Достаточно в группе в Viber написать, что хочу работать, — и уже на следующий день ты мог выйти на линию. Я начинал с «процента». Приехал сменщик, привёз договор и отдал ключи от машины.
Суть вот в чём: ты работаешь по 12 часов, меняясь с напарником, машина — работодателя. Она глушится только на заправке, всё остальное время — в движении. Стучит подвеска — ты работаешь, потому что лучше получишь копейку, чем будешь простаивать на СТО. Так я проездил две недели. Сразу скажу: не понравилось, я не понял, как здесь люди зарабатывают. По деньгам вышло негусто — в день удавалось выручить от 60 до 80 рублей. Но многих нюансов я не знал, хотя старался изучить перед тем, как идти сюда.
К слову, Диана тоже начинала свой путь в такси с «процента». Три года назад она окончила Минский государственный энергетический колледж. Ещё во время учёбы получила водительское удостоверение. Затем два года отрабатывала в строительной организации в должности техника производственно-технического отдела.
— За время работы я поняла, что занимаюсь не тем. Труд был не в радость, — рассказывает Диана. — Идея попробовать себя в такси возникла спонтанно. Стала изучать, что необходимо, чтобы туда попасть, какой доход в этой сфере. Тогда я и вышла на TikTok Гены, он на тот момент уже несколько лет таксовал и рассказывал об этом в соцсетях. Периодически заходила к нему на прямые эфиры, задавала вопросы, он отвечал.
И тогда я решила рискнуть. У меня уже было два года стажа — взяла отпуск на основной работе и стала искать автопарк. Было непросто, мало кто хотел нанимать девушку, да ещё и с маленьким водительским стажем. Кстати, Гена пытался отговорить, да и не только он.
— Я не видел Диану в этой сфере. Маленькая, хрупкая, миловидная… Казалось, не потянет, — признаётся парень. — Тут не каждый мужик выдерживает. Пару друзей приводил, сначала они говорили: «Что тут сложного в этом вашем такси», — а спустя несколько дней уходили. Но, как видим, мои слова не произвели на неё должного эффекта, осталась…
Большинство новичков сталкиваются с проблемами из-за незнания законодательства в сфере пассажирских перевозок. А всё потому, подчёркивает Геннадий, что никто не готов в начале пути изучить целую кучу документов.
— Все думают, будто работодатель расскажет. Но сталкиваешься с обратным — никто тебя не вводит в курс дела. В результате ты трудишься, не зная, что нарушаешь, до тех пор, пока не останавливает ГАИ или Транспортная инспекция.
— Я попала в автопарк, где работодатель утверждал, что мы имеем право брать наличные средства у пассажиров, не имея в машинах таксометров. Правда, до момента, пока одного из водителей не остановила Транспортная инспекция, — вспоминает Диана. — Нам всегда говорили: видите транспортников — не бойтесь, всё хорошо. А в результате оказывалось не всё хорошо. «Терпи и продолжай ехать, главное — довези» — вот такая установка была касательно буйных пассажиров. Никто не говорил, что я имею полное право высадить их.
— Да, многие начинающие таксисты — «терпилы, — продолжает Геннадий. — Мирятся с буйными пассажирами и грубым отношением к себе. Думают: «Работа — надо держаться». Но это не так.
«Девушка за рулём — как обезьяна с гранатой»
— Диана, удивляются ли пассажиры, видя в роли водителя такую молодую девушку?
— Некоторые в шоке просто от того, что за рулём девушка. Возрастом они интересуются во вторую очередь. Это, кстати, самый популярный вопрос. Сначала я слышу разочарованное: «О, девушка за рулём». А потом: «А сколько вам лет?» Периодически мужчины изрекают: «Девушка за рулём — как обезьяна с гранатой».
— А были те, кто отказывался ехать?
— Да, и почему-то это происходит, когда я приезжаю на точку. Хотя в приложении же указано, кто водитель. Но, к сожалению, не все смотрят.
— Наверное, становится обидно от такого предвзятого отношения.
— Сначала расстраивалась, пыталась объяснить, что сегодня профессия водителя не является сугубо мужской. Но поняла: такие вопросы и претензии будут всегда. Поэтому сейчас отвечаю: «Кто чем зарабатывает».
— Встречаются пассажиры, которые учат водить?
— Конечно, частенько садится мужчина — и пошло-поехало: «Почему вы не снимаете передачу, когда тормозите? А почему тормозите не так? А почему здесь не повернёте?» Я уже в шутку предлагаю местами поменяться. Один раз дошло до того, что остановила машину и говорю: «Садитесь».
— Ввиду того, что я выгляжу моложе своих лет, и меня учат, — улыбается Геннадий. — Но я такие разговоры пресекаю на корню. Когда люди узнают, что я 16 лет за рулём, извиняются и больше уроков по ПДД не дают. Немногие понимают, что опыт вождения в такси и в повседневной жизни — разные вещи. Для нас месяц — это год стажа любого водителя. В такси совершенно другие пробеги. За несколько месяцев мы проезжаем 20 тысяч километров — таких значений не все достигают и за год.
«Мы — не социальная перевозка»
Цены в такси — отдельная тема. Нередко водителям прилетает от пассажиров вопрос: «Почему так дорого?»
— Я считаю, что на стоимость нечего жаловаться: изначально все видят цену. Если не устраивает, значит, не вызывайте такси. Имеется общественный транспорт, — делится мнением девушка.
— Есть люди, изначально в свой месячный бюджет закладывающие расходы на поездки. У меня была пассажирка, которая специально согласилась на работу в отдалённом районе, чтобы добираться туда и оттуда на такси, — рассказывает Геннадий. — Она откладывала на это 600 рублей. Но после 1 ноября цены взлетели, и девушка уже не укладывалась в эту сумму. Как-то ехали с ней, и она говорит: «Что мне теперь делать из-за этого подорожания — менять работу?»
Ещё одни пассажиры, частенько высказывающие претензии насчёт стоимости водителям такси, — пожилые люди.
— Как-то знакомый таксист вёз бабушку в поликлинику, цена была на пару рублей выше, чем обычно. Женщина всё не могла успокоиться, мол, как так, подняли стоимость. Товарищ ей сказал: «Почему вы не выбрали общественный транспорт, если дорого?» А у неё больные ноги, тяжело ездить на автобусе. Тоже можно войти в положение. Но почему-то люди в наше положение войти не хотят, отказываются понимать, что такси — это не социальная перевозка.
Пьяные пассажиры и проблемные районы
— Говоря о пассажирах, не можем не затронуть клиентов подшофе. Попадались ли проблемные кадры?
— Так как мы оба работаем в тарифе «Комфорт», то пьяных возим нечасто. У меня есть предположение, и оно рабочее: если человек в пятницу или субботу ночью вызвал «Комфорт», значит, он в более-менее адекватном состоянии. Пьяный не станет это делать, ему без разницы, на чём ехать. У меня был заказ на Зыбицкой. Вижу: вдоль дороги ожидающие такси стоят, шатаются, и только один крепко держится на ногах. Думаю: «Вот он, мой клиент». И действительно, этот человек вызвал «Комфорт», — рассказывает Геннадий.
У Дианы на данную тему тоже есть история:
— Как-то везла нетрезвого мужчину. И у него переключилась оплата с карты на наличные. А я работаю только по карте. По правилам, я не имею права везти такого пассажира. Я ему об этом сказала, он начал распускать руки со словами: «Зая, кисонька, ну чего ты, решим этот вопрос». При этом ещё и отстегнулся. Я предупредила, чтобы успокоился, иначе высажу. Должной реакции не последовало. Пришлось высадить. Он кричал: «Ты не имеешь права, я буду жаловаться!» — и так далее. А я ведь оставила его возле метро, даже деньги за поездку не взяла.
Ребята определили для себя районы, в которые они не поедут, даже если будут заоблачные коэффициенты. В чёрном списке — Шабаны, Автозаводской, Чижовка и Серебрянка.
— Не спорю, в каждом районе есть адекватные и неадекватные люди. Но в вышеперечисленных наиболее часто можно нарваться на последних, особенно ночью в пятницу и субботу. При этом, скорее всего, вернёшься оттуда «пустым». Потому подобные заказы мы пропускаем. Но бесконечно так делать нельзя. Иначе «Яндекс» заблокирует за низкую активность, — отмечает Геннадий.
С карты на наличные
Боль многих водителей такси, работающих по безналичному расчёту, — оповещение сервиса о смене способа оплаты на наличные. Пассажиры не подозревают, чем это может обернуться…
— У меня был случай, после которого я перешла только на безналичную оплату, — начинает свой рассказ Диана. — Тогда я ещё работала с таксометром. «Прилетел» заказ с Цнянки в Большевик и Малиновку. Помню, ценник был 95 рублей с учётом платной подачи — 60 рублей. Когда поблизости нет машин, сервис даёт заказ тем, кто находится далеко. Я ехала до пассажиров 12 километров. Забрала их, и спустя три минуты произошло переключение оплаты — видимо, у человека не оказалось такой суммы на карте. И тут с заднего сиденья доносится: «Какого чёрта так дорого?» А мы как раз доехали до первой точки.
Решив, что девушка обманывает их, пассажиры вышли из машины и удалились восвояси. Не удосужившись оплатить минимальную стоимость поездки. Хотя Диана предлагала им расплатиться наличными и разойтись мирно. Но этот вариант клиентам не понравился, ведь запрашиваемая сумма тоже оказалась далека от ожидаемой.
— В таких случаях минимальная цена равняется стоимости платной подачи, то есть 60 рублям, — поясняет водитель. — Мне ничего не оставалось, кроме как вызвать милицию. Час я ждала участкового, затем мы отправились в дом, куда ушли пассажиры. Он опросил их, меня. Мне начала звонить служба безопасности «Яндекса».
— Не служба поддержки?
— Благодаря этой ситуации мы узнали, что существует ещё и служба безопасности. Видимо, они увидели, что я долго стою за городом, и начали волноваться, не случилось ли чего. В итоге дали инструкцию — не завершать заказ. Пообещали компенсировать его стоимость через службу поддержки, то есть деньги должны были мне поступить спустя пару дней.
Девушка ждала, однако напрасно… Никто ей ничего не возместил. Более того, заказ оказался аннулирован.
— Стучалась в службу поддержки, а они мне в ответ: «Надо было завершать заказ». Выходит, я обманута всеми и осталась в минусе. Разобравшись в ситуации, пришла к выводу, что надо было выбить чек по таксометру и идти в суд.
Сейчас у ребят таких проблем не возникает. Их автопарк для экстренных случаев предоставляет квитанции, которые выполняют функцию кассовых чеков.
— Мы их выписываем, когда меняется способ оплаты и нам приходится принимать наличные, — поясняет парень. — Но хочу обратить внимание пассажиров: в соответствии со статьёй 31 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-3 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», мы имеем право отказать в поездке, когда подобное происходит. В момент посадки человека в такси заключается договор автомобильной перевозки пассажира, в котором указан способ оплаты. Поэтому призываю: следите за тем, чтобы к приложению была привязана действующая банковская карточка с необходимой суммой, способной покрыть поездку. В противном случае вы можете не уехать.
«Не хочу видеть Lada в „Комфорте“»
О том, как влияет рейтинг на работу водителя, мы недавно писали. Не могли не спросить у ребят, как они относятся к оцениванию пассажирами их работы.
— Большая проблема в том, что люди оценивают не водителя и саму поездку, а машину. И таких 70%, — говорит Геннадий. — Вызывает человек «Комфорт», а к нему приезжает мой Volkswagen Polo. И мне вопрос в лоб: «Зачем я переплачиваю за тариф, если ко мне приехала такая же машина, как и в „Экономе“?»
— У меня тоже был случай, — подключается Диана. — Работала в «Комфорте» на Lada Vesta, и начал сильно падать мой рейтинг. Дай, думаю, спрошу у пассажира, что может стать причиной того, что люди ставят единицу. А мне в ответ: «Не хочу видеть Lada в „Комфорте“». Хотя она была новая, 2023 года выпуска — только сошла с конвейера и сразу пошла в такси. По правилам «Яндекса», автомобиль проходит в этот тариф.
— Ещё не все любят, когда в «Комфорте» машина на «механике», — продолжает Геннадий. — Работал на Renault Talisman, и в комментариях люди писали: «Только „автомат“». Это можно объяснить тем, что не все водители умеют плавно переключать передачи на «механике». Бывает, машина дёргается.
«Войти в сферу стало сложнее»
— Легко ли прошёл этап вхождения в реестр автомобильных перевозок?
— Изначально вокруг реестра ходило много слухов. Говорили, будто он не заработает, его перенесут и так далее, — вспоминает таксист. — Но наш автопарк сразу предупредил всех водителей, что надо пройти, какие документы подготовить. Когда я стал искать автошколу, чтобы окончить курсы повышения квалификации, в Минске мест уже не осталось. Пришлось ехать в Барановичи.
— Ещё один момент — можно же было заранее подавать документы для вступления в реестр. Так случалось, что люди проходили курсы, сдавали экзамены, а затем выяснялось: сертификат неправильный. Позже на сайте Минтранса появился список автошкол, в которых можно обучиться и получить документ соответствующего образца.
— Оплата курсов легла на плечи работодателя?
— Нет, в нашем автопарке водители сами оплачивали. И это правильно: это же наше образование. Почему работодатель должен на него тратить средства? Мало ли — человек отучится и уйдёт в другой парк. А так освежил знания. Но, помимо курсов, возникли вопросы с оклейкой. Буквально за две недели до начала ноября появилась информация о том, что всё крыло автомобиля должно быть оклеено. У меня магниты покрывали часть крыла, и их забраковали в Транспортной инспекции. Пришлось заказывать новую оклейку и отдавать ещё 150 рублей.
— О каких суммах идёт речь, если говорить о расходах на подготовку к вступлению в реестр?
— Из своего кошелька я отдал 600 рублей — на курсы; арендодатель потратил 1 000 рублей. Сюда входит подготовка машины: оклейка, плафон, регистратор, флешка, страховка А6. Каско — 2 500 рублей в год, — перечисляет Геннадий.
— Что изменилось после 1 ноября?
— Сложнее стало войти в сферу, — отмечает Диана. — Раньше перед тем, как окончательно выбрать в качестве основной работы такси, можно было попробовать себя здесь. Посмотреть, твоё или нет. Сейчас исключена возможность работы по договору подряда — только контракт. И чтобы стать водителем такси, надо пройти тысячу инстанций, заплатить деньги. А если не понравится?
— Это одна сторона медали. Другая — конкуренция снизилась благодаря реестру, меньше стало подработчиков, — делится наблюдениями парень девушки. — У нас увеличилось количество заказов и немного подросла зарплата. Это из плюсов. Минус — восьмичасовой рабочий день. Ранее я задумывался над тем, чтобы взять машину в лизинг. Но боюсь, мне будет не хватать восьми часов, чтобы его закрыть. Потому пока отложу это до лучших времён.
— А в целом на жизнь хватает того, что удаётся заработать за восемь часов в день? Или стараетесь выходить в часы пик, когда заказы дороже?
— Мы выработали свой график. Ездим со вторника по субботу. Обычно воскресенье и понедельник — глухие дни для такси, определено опытом. Утром мы не выезжаем, потому что все злые, невыспавшиеся, в том числе и мы сами.
— Как-то для своего блога в TikTok я проводил эксперимент: проверял, действительно ли в часы пик реально больше выручить, нежели в обычное время. Так вот, вышло одинаково. В час пик можно поймать хороший заказ и завершить его быстро, а можно простоять в пробке. Последний сценарий происходит чаще. Если с утра попался заказ в центр города, считай, первая половина дня — коту под хвост. Потом приходится ехать обратно в спальный район, так как в центре высоких коэффициентов нет от слова «совсем». Поэтому вот два главных правила таксиста: с утра не уехать сразу в центр, в дневной час пик не уехать на окраину. Часы пик — это работа в ноль.
— Очень удобно, что мы вместе начинаем рабочий день и вместе заканчиваем, — считает Диана. — В течение дня на связи друг с другом через наушник. Единственное, когда для всех праздники — выходные, мы работаем. Но не всегда. Этот Новый год отмечали с близкими.
— Мы понимали, что будут хорошие коэффициенты. Но всех денег мира не заработаешь, как бы ни хотелось, — разводит руками Геннадий. — Это проблема новичков, которые гонятся за доходом вопреки всему. В своё время я из-за переработок повредил поясницу, потом долго лечил. Очень важно соблюдать баланс работа — отдых.
«5 000 рублей получаю!»
Напоследок оставили тему заработка. По Сети гуляет немало слухов, сплетен о том, сколько же получают в такси. В декабре один из известных онлайн-ресурсов опубликовал скриншот с Threads Гены, где якобы парень указал свой заработок в размере 7 тысяч рублей.
— Некрасиво вышло. Мало того, что взяли скриншот без согласования, так ещё и не разобрались, что это за цифры, — сокрушается парень. — В своём блоге я активно общаюсь с подписчиками, в конце ноября попросил их скинуть скриншоты, показывающие, на какую сумму ребята наездили. Это как раз был первый месяц работы реестра, и цены на поездки, как помним, взлетели.
Скрин принадлежит одному из моих подписчиков, пост я выложил с согласия человека. Здесь цифра без учёта аренды, топлива, налогов и дополнительных затрат на автомобиль, но с вычетом 23-процентной комиссии «Яндекса».
Ребята уверяют, что космические суммы в такси не получают. Чаще всего зарплата равна средней по стране — чуть больше 2 тысяч рублей в месяц.
— Скажу интересную вещь: нередко таксисты специально вбрасывают в массы информацию о баснословных заработках. Почему? Да потому, что каждый считает своим святым долгом полюбопытствовать, сколько же мы зарабатываем! Но в то же время никто не подходит к официанту в кафе или кассиру в магазине с этим вопросом. Почему с шофёрами так поступают?
— Человеку скучно ехать или он рассматривает вариант прийти сюда работать? У меня нет точного ответа. А таксисты — народ ушлый, верить им — неблагодарное дело! Кто-то прибедняется, кто-то, наоборот, скажет: «5 000 рублей получаю!» Единственно верный способ узнать, сколько платят водителю такси, — самому сесть за руль и поработать.