О чем стоит помнить водителям и как себя вести в непростых ситуациях, разбиралась Межрегиональная ассоциация перевозчиков.
Лето – пора отдыха и отпусков. Возможно, именно с этим связан и рост конфликтов в транспорте. Порой они не ограничиваются банальным противостоянием тех, кому дует от кондиционера, и тех, кому жарко. Бывает, что пассажир своим поведением создает неудобства всему салону и водителю. В новостях то и дело мелькают сообщения, как целые самолеты совершают вынужденные посадки, чтобы высадить дебошира, а что делать водителю?
Подчеркнем, законом предусмотрена возможно отказа пассажиру в поездке. Перечислены как форс-мажор, так и вполне конкретные причины: нарушение общественного порядка или же правил перевозки пассажиров.
Не мешай!
В частности, пассажир обязан не создавать своими действиями, состоянием и поведением неудобств другим пассажирам, водителю. Назойливость, желание пообщаться, устроить ссору или занять чужое место – достаточное основание для прекращения поездки для такого пассажира.
Про состояние, кажется, тоже вполне конкретная отсылка. Пьяный в поездку может и не уехать.
Отвлекать водителя во время движения также запрещено. Относится это к советам, например, как ехать. Приставучего пассажира водитель может призвать к порядку, а в отдельных случаях и попросить выйти.
Не мусори!
Это не просто вежливость. Пассажиру запрещено засорять салон транспортного средства, а также выбрасывать мусор в окно.
Такой же подход к неряхам. В грязной одежде, которая может выпачкать салон или других пассажиров, в автобус не пустят.
Выпить можно?
Конечно, нет! И дело тут даже не в правилах конкретных перевозчиков. Распитие спиртного в общественном месте – административное правонарушение. Водитель может сразу вызывать на таких пассажиров милицию.
Почему не пускают в автобус?
Среди причин могут быть те, что уже перечислены выше. Кроме того, перевозчик в праве отказать в поездке, если в багаже есть опасные и запрещенные к перевозке предметы или вещества.
Часто возникают вопросы по перевозке домашних питомцев. Напомним, что кота или небольшую собаку можно везти только в клетке-переноске. Также владелец должен иметь при себе жетон или справку, что животное привито от бешенства.
А что говорят водители?
Чаще всего водитель старается решить конфликтую ситуацию на месте. Задержки в пути, срыв рейсов, испорченные нервы никому не нужны.
«Но попадаются неисправимые пассажиры, с которыми иначе нельзя. У меня однажды двое мужчин на последнем ряду начали пить сразу после отправления. Попросил их прекратить раз, потом второй, не дошло. Остановился. Вызвал милицию. Для них поездка закончилась в одном из районных отделов по пути между столицей и областным центром. Хотел просто оставить на ближайшей остановке, но побоялся, что пьяные выйдут на дорогу и окажутся под колесами машин», — рассказал один из водителей маршрутки.
Не стань безбилетником!
Эта ситуация типична для маршруток. Пассажир заходит, передает водителю деньги и считает, что оплатил поездку, даже если не получил билет.
Напомним, что пассажир обязан своевременно приобрести билет и сохранять его до конца поездки. Проще говоря, если вы передали водителю деньги и ничего не получили взамен, то о том, что у вас якобы есть билет знает лишь он и вы сами. Но по закону такой пассажир – безбилетник, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Например, при проверке в пути такого пассажира могут оштрафовать и высадить из транспорта. Но это не самое страшное. Билет – это не только подтверждение оплаты проезда, но и гарантия того, что в случае нештатной ситуации – ДТП, даже падения багажа с полки на человека, других несчастных случаев – пассажир получит страховое обеспечение.
Билет надо требовать до отправления!
Что будет с нарушителем?
В лучшем случае, поездка для него не состоится или закончится раньше времени. Например, по правилам безбилетника или нарушителя можно высадить на ближайшей остановке. Если водитель обратится за помощью к правохранителям, то нарушителя может ждать штраф, например, за нарушение общественного порядка.
Мало того, перевозчик имеет право потребовать с недобросовестного пассажира возмещение ущерба, например, за задержку в пути или за испорченный салон автобуса.
Также во многих компаниях горе-пассажир может попасть в «черный» список. Его аккаунт для бронирования билетов попросту заблокируют.