Журналист Tochka.by поговорил со счастливыми обладателями машин на белорусских номерах в Польше. И узнал очевидные причины, по которым они не могут (или не хотят) реализовать свою «движимость» за границей.
Апостиль, присяжный перевод, оформление доверенности, открытие банковских счетов и платежных карточек за рубежом, сам процесс легализации – чего только не доводилось проходить белорусским релокантам в последние годы.
Наверное, именно поэтому наш народ приспособлен преодолевать трудности. История с географией заставляют.
Минувшим летом уехавших в ближнее зарубежье на личных машинах ждал новый вызов. Литва и Латвия решили покончить с авто белорусской регистрации и обязали либо вывезти их до середины января 2025 года, либо заменить номера на местные.
Это решение заставило поволноваться белорусов в Польше. Но Варшава успокоила, официально заявив, что так поступать с простыми людьми не будет.
Фото: Kristi Blokhin / Shutterstock.com
Тем не менее многие (давно) поняли: нет ничего постоянного, что не могло бы стать временным. И задумались над продажей своих четырехколесных помощников.
Некоторые это планировали и так, а новости просто заставили ускориться. Потому что сделать все быстро в дальнейшем может не получиться. Стало очевидно, что автомобили придется возвращать на родину.
Как зарегистрировать авто в Польше?
Законодательство Польши требует зарегистрировать машину в течение 30 дней после въезда. И за просроченную постановку на учет положен прогрессивный штраф.
Впрочем, серьезного механизма контроля нет. Полиция вряд ли остановит беспричинно. Соответственно, будет применять санкции к конкретному нарушению (превышение скорости, поворот не в разрешенном месте, неправильная парковка).
Фото: FotoDax / Shutterstock.com
Узаконить автомобиль с белорусскими номерами можно как временный ввоз – в таможенной службе по месту будущего проживания. Разрешение действует два года. Его можно продлить. В отличие от Беларуси за это не нужно платить залог.
В течение 12 месяцев можно оформить автомобиль в качестве личного имущества переселенца (mienie przesiedleńcze). Это позволит получить польские номера без уплаты таможенной пошлины.
Но чтобы автомобиль признали личным имуществом, нужно соответствовать некоторым требованиям (и предоставить документальное подтверждение).
Фото: Bilanol / Shutterstock.com
В частности, машина должна находиться во владении переселенца не менее шести месяцев до даты, когда он покинул Беларусь. А сам релокант – проживать на родине минимум 12 месяцев перед выездом.
Зарегистрированное таким образом авто в дальнейшем нельзя использовать в коммерческих целях (например, для работы в такси). Также его запрещено в течение года продавать, дарить, отдавать в залог.
Большой объем и гарантия в Беларуси
Александр (все имена изменены) релоцировался к западным соседям на джипе, который ранее купил в белорусском автосалоне.
Он признался, что и так планировал продавать авто следующей зимой. Но новости из Литвы и Латвии заставили поторопиться. После очередной поездки к родителям машина осталась в Беларуси для продажи через доверенное лицо.
Фото: Mikbiz / Shutterstock.com
Его автомобиль вряд ли ожидает высокий спрос в Польше из-за большого объема двигателя – 3500 см3. С другой стороны, на машину в Беларуси еще будет действовать официальная гарантия.
Что интересно, ценник на данную модель даже после выезда из салона за последние несколько лет вырос примерно на 20%. Но владелец готов продать даже чуть ниже стоимости покупки.
«Автоматы» не котируются
Андрей переехал в Польшу на малолитражке – хетчбэке 2009 года. На одном из местных тематических сайтов он проверил количество подобных авто, выставленных на продажу.
Предложений хватало. Но на каждые 10 таких машин приходились лишь 2 с автоматической коробкой передач (как и в его случае). В Польше сложнее продать «автомат», так как тот подразумевает больший расход топлива. А местные жители привыкли экономить в любых мелочах.
Фото: Reshetnikov_art / Shutterstock.com
Собеседник полагает, что мог бы продать свою машину после перерегистрации и тут. Но тратить время нет смысла, поскольку в Беларуси спрос, а значит, и цена будут заметно выше. И за вырученные (а то и меньшие) деньги в Европе можно купить такую же модель на пять лет моложе.
Российская сборка
Антону даже нет необходимости в чем-либо сомневаться: у него автомобиль российской сборки. Европейцам она точно не нужна, потому что рано или поздно всплывет вопрос доступности запчастей.
Фото: Alexey Druzhinin / Shutterstock.com
Собеседник признается, что давно был морально готов к изменениям, которые инициировали Литва и Латвия. Просто пока не было острой необходимости, вопрос откладывался на потом. Тут бы границу преодолеть как можно быстрее.
Что интересно, сейчас белорус вряд сможет сбыть свой автомобиль и в России. Ведь с объемом двигателя 2000 см3 он попал в обновленный перечень машин, за которые восточные соседи должны платить утилизационный сбор.
Фото: Everyonephoto Studio / Shutterstock.com
Тем не менее Антон не сомневается, что сможет продать свою «лошадку» на родине. Данная модель вошла в топ-5 самых популярных в Беларуси в своем классе по итогам 2023 года.
Растаможка в Польше того не стоит
Самый очевидный способ легализовать авто в Польше – растаможить. Но для этого в любом случае надо ехать в Беларусь и снимать его с учета.
А потом – ввозить через красный коридор на границе и платить пошлину, акциз и НДС. Итоговая сумма может доходить до 30% рыночной стоимости автомобиля (в зависимости от технического состояния, года выпуска и объема двигателя).
Фото: difenbahia / Shutterstock.com
Поэтому при существующих возможностях легализовать личный транспорт в Польше всегда будут нюансы, которые делают более выгодной продажу там, где автомобиль покупался. А на новом месте проще исходить из действующих правил изначально – с момента приобретения машины.
Если, конечно, нет обстоятельств непреодолимой силы. Но выход точно есть всегда.