Уже не первый год белорусы пригоняют из Европы непроходные дизельные автомобили. Покупателей не пугает возраст этих машин и повышенные таможенные платежи. Журналист ABW.BY Андрей Ахрем разбирается со специалистами по подбору в причинах потребительского интереса.
В общем-то, эти причины лежат на поверхности. Белорусы исторически привыкли к дизельным автомобилям, многие не готовы изменять этим привычкам. В то же время современные дизели в понимании обывателя – источник «головняка». Впрыск мочевины, растягивающаяся распредвальная цепь на DV5 и т.д. Впрочем, история не нова – в начале 2010-х все как огня боялись К9К от Renault, на который потом стали едва ли не молиться. И автомобили с этим двигателем до сих пор являются желанной покупкой.
«За К9К идет настоящая охота»
– Если говорить о непроходных вариантах, то люди гоняют любые дизельные машины с нормальными моторами, – говорит специалист «Большого автоподбора» Максим Чеус. – Сегодня все разобрались, что полуторалитровый DV5, используемый на Peugeot, Citroёn, Ford, – это проблемный двигатель, «приколы» которого не заканчиваются цепью распредвалов. И многие поняли, что лучше купить машину постарше и получить меньше проблем. У тебя не будет AdBlue, разных экологических систем и т.д.
И, например, за Renault Scenic III с полуторалитровым дизелем К9К сегодня идет настоящая охота. Нормальная машина в Литве продается за полчаса. Продавцы рассказывают, что за достойные экземпляры покупатели переводят авансы не глядя.
Хорошим спросом пользуются Peugeot и Citroёn c дизелем DV6 объемом 1,6 литра, а также автомобили других марок, которые оснащаются этим же двигателем или его производными. В общем, в этом сегменте люди покупают не марку и модель машины, а конкретный мотор, который будет жить долго и счастливо. К чему он прикручен – к Volvo V50 или Ford Focus III – покупателей не волнует.
Если говорить о стоимости автомобилей, то минимальная планка для льготников – это около $8000 за Citroёn C4 Picasso возрастом лет десять и в не лучшем состоянии. Ухоженные машины выходят примерно в ту же цену, за которую в Беларуси продают их аналоги, уже успевшие несколько лет поездить по нашим дорогам. Имея на руках $10–12 тысяч, реально купить хороший экземпляр.
Но в то же время можно купить и плохую машину, потому что есть масса сопутствующих факторов: как обслуживался автомобиль, где и как он ездил, в городе или по трассе, и т.д. Надо понимать, что в подобных авто те же литовские продавцы не делают ничего, максимум – пробег скрутят.
Сейчас у белорусов есть уникальная возможность успеть приобрести машину с надежным дизелем, которую можно без проблем эксплуатировать лет пять. А потом уже смотреть, что будет дальше. Эпоха дизеля уходит, но это уже тема другого разговора.
«Приехать может не то, что вы себе представляете»
Интерес белорусов к пригону непроходных дизельных автомобилей подтверждают и в Autopodborminsk. Но руководитель компании Сергей Стружко предупреждает, что покупка автомобиля за границей сопряжена с рисками.
– Действительно, желающих пригнать из Европы автомобиль с проверенным, надежным дизелем достаточно. Люди верят в маленькие пробеги, качественное обслуживание, прозрачную историю. При этом они забывают про огромные межсервисные интервалы и то, что автомобили возрастом 7–10 лет зачастую обслуживаются далеко не у дилеров, ведь европейцы – такие же люди, склонные экономить деньги. А еще они зачастую относятся к машинам далеко не так, как это представляют себе многие наши соотечественники. Самый банальный пример – автомобили из Италии.
Поэтому в моих глазах приобретение непроходного авто в Европе – сродни лотерее, только шанс на выигрыш повыше. Ведь, как правило, машина приобретается не глядя. Выбор делается, опираясь на описание и имеющуюся в доступе дополнительную информацию. И зачастую ты просто не можешь увидеть существующие проблемы. По всем доступным данным автомобиль должен быть неплох. Приезжает в Беларусь – и оказывается, что у него есть неисправности, порой серьезные. В моей практике был Renault Megane с вваренным задним крылом, о котором покупатель узнал уже здесь. Знаю примеры автомобилей, которым сразу требовался капремонт или замена двигателя. Ну и мелких недочетов, которые никак не указаны, зачастую хватает.
А ведь машина должна еще приехать в Беларусь – в нынешних реалиях, когда правила игры могут измениться в течение недели, случиться может всякое.
Поэтому, если есть желание, конечно, вписаться в покупку автомобиля возрастом старше пяти лет из Европы можно. Но надо помнить, что приехать может совсем не то, что вы себе представляете, исходя из информации, имеющейся на момент приобретения. И даже если вы лично поедете за автомобилем, покупка будет происходить в спешке без доскональной технической диагностики.
При этом таких же дизельных автомобилей в продаже более чем достаточно в Беларуси. Во-первых, среди них есть хорошие ухоженные экземпляры – не стоит считать, что у нас продают один хлам. Во-вторых, эти машины можно досконально проверить и сразу иметь понимание, что ты будешь покупать. По какому пути идти – каждый решает сам, – комментирует специалист.