Волшебник на Драконе. Почему знаменитый фонарщик из Бреста не хочет расставаться с «Москвичом-412»?

Авто
Поделись с друзьями

Этого человека знают многие в Бресте и далеко за его пределами, ведь он единственный в нашей стране (а возможно, и в мире) представитель исчезнувшей с появлением современных технологий профессии фонарщика. Вот уже почти 15 лет Виктор Кирисюк каждый вечер вручную зажигает керосиновые фонари на брестском «Арбате». Ровно в ту минуту, когда он «оживляет» последний фонарь на Советской, уличное освещение как по волшебству включается во всём городе, рассказывает av.by.

Почему знаменитый фонарщик

Необычный ритуал зажжения фонарей стал визитной карточкой города над Бугом, а единственный в своём роде фонарщик в форме петровских времён — живой легендой, символом света и волшебства. Поговаривают, он даже желания исполняет…

Почему знаменитый фонарщик

«Москвич-408», переживший советскую эпоху

Хранитель огня и сказочный волшебник, в обычной жизни Виктор Петрович — любящий муж, отец и дедушка, предпочитает проводить свободное время на даче, с увлечением занимается садом и огородом. А ещё его часто можно найти в гараже, где он с неменьшим энтузиазмом занимается обслуживанием и ремонтом своего «Москвича», у которого, кстати, есть имя — Дракон!

— «Москвич-412» 1991 года выпуска я приобрёл шесть лет назад за $550, — рассказывает Виктор Петрович. — До этого 13 лет эксплуатировал «Москвич-2140». Тот своё отъездил… После купил у соседа Volkswagen Golf II и через неделю его продал: не моё, не лежала душа! Стал искать именно «Москвич», на другие марки уже не смотрел.

Почему знаменитый фонарщик

«Москвич-412» — советский и российский заднеприводный автомобиль малого класса, выпускавшийся с 1967-го на Московском заводе малолитражных автомобилей, позднее переименованном в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола. В связи с большим спросом в 1967 году в Ижевске была построена новая площадка, которая приступила к производству «Москвича-412» по технической документации АЗЛК.

Почему знаменитый фонарщик

Правильный «Москвич» советского человека

Считалось, это было связано с тем, что большая часть продукции самого АЗЛК шла на экспорт. Понадобилось ещё одно предприятие, чтобы удовлетворить спрос внутри страны. Модель 412 выпускалась в Ижевске до 1997 года, в то время как на московском заводе автомобиль был снят с производства ещё в 1976-м. Благодаря своей неприхотливости и выносливости эта машина пользовалась популярностью у огромной армии отечественных автомобилистов, продержавшись на конвейере более 30 лет!

— Почему машина получила прозвище Дракон? — интересуемся у владельца.

— В 70—80-х годах все, даже сотрудники ГАИ, так называли «Москвичи». Наверное, из-за внешнего сходства с этим мифическим существом.

Почему знаменитый фонарщик

Гродненец показал «Москвич-2140» в идеальном состоянии

— А ещё «412-й» именовали советским BMW…

— Да, это так! В ФРГ в шестидесятых годах компания BMW имела репутацию производителя надёжных, комфортабельных, динамичных и управляемых седанов. В СССР аналогичный имидж был у «Москвичей». Но дело не только в этом. «412-й» «Москвич», по сути, усовершенствованная версия «408-го». И основное отличие заключалось в ином двигателе, прототипом которого стал новейший по тем временам немецкий мотор BMW M10.

Почему знаменитый фонарщик

Имея рабочий объём 1,5 литра, силовой агрегат обновлённого «Москвича» мог похвастаться мощностью до 75 лошадиных сил. В начале 70-х это считалось отличным показателем! Благодаря мощному двигателю «412-й» стал самым быстрым серийным авто в СССР и даже снискал спортивную славу. Бытует мнение, что успех этот автомобиль заслужил именно за неоднократное участие в международных ралли: мощный двигатель модели 412 впервые позволил советским спортсменам всерьёз конкурировать с западными гонщиками.

В 1968 году четвёрка таких «Москвичей» участвовала в труднейшем ралли Лондон — Сидней. Из двенадцати команд лишь четыре дошли до финиша, не потеряв ни одной машины, — в том числе советская. Очень неплохо экипажи на «Москвичах» выступили через два года и в марафоне Лондон — Мехико. Потом — в многодневном ралли «Тур Европы». Кстати, заметки из газет об этих знаковых событиях Виктор Петрович бережно хранит под обложкой для автодокументов.

— Нет автомобилей крепче и надёжнее, чем те, советские, — уверен брестчанин. — Машине более 30 лет, а она до сих пор на ходу и ежедневно эксплуатируется. По кузову не ржавая, не «варёная». Крыша ещё в родной краске, а так весной сам красил её. Купил краску за 10 рублей и валик за 2 рубля. После знакомый посмотрел и говорит: «Так ты сам машину лучше покрасил, чем мне специалисты!» А последние за процедуру, между прочим, 600—700 долларов берут…

— Периодически, конечно, надо руку прикладывать: то тормоза починить, то сцепление… Ремонтом занимаюсь самостоятельно. Считаю, шофёр должен в своём автомобиле сам разбираться. У нас ведь сейчас часто у водителей только ключ от зажигания в руке, а как что-то с машиной случится, не понимают, в чём дело.  Я в багажнике всегда с собой вожу инструменты, разные запасные части на всякий случай, технические жидкости.

— А где запчасти на «Москвич» берёте?

— О! Так найти их не проблема! Многие, у кого были раньше «Москвичи», отдают детали бесплатно. Как-то знакомый позвонил, говорит, мол, тут собираются такой «Москвич», как у тебя, на металлолом сдавать, приезжай да бери, что надо. А вообще, и на авторынке запчасти можно найти, стоят они недорого. Нижние шаровые опоры менял в прошлом году, купил в киоске на рынке — китайцы делают! Диск сцепления как-то брал, изготовлен в Серпухове.

— Куда чаще ездите на машине?

— Вообще, она мне нужна в основном для дачи. На работу порой проще на общественном транспорте добраться: в центре проблемы с парковкой и пробки в час пик… На Драконе езжу ещё в деревню в Ивановском районе. Так эти 400 км в день без проблем «Москвич» проходит. Крейсерская скорость — 90 км/ч, поедет и быстрее, но по инструкции нельзя!

— А кроме этого, «412-й» имеет очень крепкий кузов, благодаря чему отлично зарекомендовал себя при перевозке грузов. Объём багажника — 350 л, а паспортная грузоподъёмность — 340 кг. Четыре пассажира и полный багажник картошки везёт, я ещё прицеп цепляю.

Автомобиль живучий, с хорошей проходимостью. Поехали мы как-то за грибами в лес. Знакомые на кроссовере полноприводном, а мы — на «Москвиче»! Впереди огромная лужа, некоторые стали переживать, мол, вряд ли вы там на своей машине проедете… А я ту лужу без проблем преодолел! Владельцы джипа очень удивились.

— А как себя чувствуете в городском потоке?

— Отношение к «Москвичам» на дороге, конечно, оставляет желать лучшего. Какая-то иномарка, особенно дорогая, никогда за «Москвичом» ехать не будет, обязательно надо обогнать! А в целом проблем нет. Мотор работает исправно, тихо. Техосмотр прохожу раз в год, как положено. Там, кстати, часто удивляются, что машина в таком хорошем состоянии для своего возраста. Как-то сотрудник ГАИ остановил меня, проверил документы и говорит: «А я вас узнал, больше останавливать не буду». Да я и не нарушаю никогда, алкоголь вообще не употребляю, даже пиво не пью.

— А расход топлива большой?

— Расход по паспорту — 7,5 л на 100 км, с учётом износа двигателя я считаю грубо — 10—11 литров. Автомобиль по нынешним меркам, наверное, довольно расточительный. Но я всегда говорю: пусть чуть больше бензина «ест», зато какая экономия на запчастях и ремонте!

Как белорусы восстанавливали «Москвич-408» до заводского состояния

— А правда, что если потереть пуговицу на вашем мундире и загадать желание, то оно обязательно исполнится?

— По старинному поверью, человек, который дарит свет, приносит счастье и удачу людям. Многие загадывают желания, потом приходят, рассказывают, что сбылось, благодарят.

— О чём просят?

— Не все озвучивают желания, да и у каждого они свои. Помню, одна женщина кричала: «Хочу замуж, хочу машину!» Надеюсь, её мечты исполнились.

— А вы сами хотели бы поменять свой «Москвич» на более свежую и комфортабельную модель?

— Такого желания у меня нет. У меня большой запас запчастей. Ремонтирую, обслуживаю машину сам, знаю её как свои пять пальцев. Поэтому смысла менять авто не вижу. Этот «Москвич» уже словно член семьи. Я с ним разговариваю, рассказываю ему, куда едем. Когда добираюсь до места назначения, благодарю, что довёз. Я даже не курю в салоне и никому не разрешаю.

— Современные автомобили с электроникой я не люблю. Здесь у меня вся машина на контроле: зарядка, топливо, давление, температура. Я всё сам вижу и проверяю, не жду, пока какая-то лампочка загорится или пищать что-нибудь начнёт.

На комфорт тоже не жалуюсь. Печка есть, зимой тепло. Тут даже обдув на ноги имеется, внизу люк открывается. Сиденье регулируется и раскладывается, можно полежать.

— Мой 11-летний внук Максим любит ездить со мной на машине. Часто смотрит в интернете автомобили, говорит: «Если куплю авто, то только „Москвич“»! Мама подарила ему большую копилку, теперь копит на своего «дракона»…

— Хорошо, если не о новом авто, то о чём вы мечтаете?

— Какие у меня мечты… Хочется мира, чтобы люди были добрее друг к другу, чтобы все были здоровы, а в семьях царили покой и счастье!

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля