Европейский парламент готовится запустить масштабную реформу автомобильной отрасли, которая может кардинально изменить рынок транспортных средств в Европе.

17 июня Совет Европейского союза одобрил новый регламент, направленный на глубокую трансформацию автопрома в рамках стратегии по достижению климатической нейтральности к 2050 году. Документ призван превратить ЕС в устойчивую, «зелёную» и циклическую экономику с минимальным уровнем загрязнения и эффективным использованием ресурсов.
Цифровой паспорт для каждой машины
Одним из ключевых нововведений станет внедрение цифрового паспорта транспортного средства. В него будут вноситься все данные о машине: дата выпуска, пробег, история техосмотров, информация об утилизации и даже состав материалов кузова и салона. Документ будет обновляться при каждой смене владельца, обеспечивая полную прозрачность истории автомобиля.
Если одни называют эту инициативу «бюрократической машиной», то другие видят в ней необходимый шаг к экологизации и борьбе с мошенничеством. Кроме того, новые правила затронут и владельцев подержанных авто: им придётся подтверждать пригодность машины к эксплуатации с помощью видеофиксации, экспертного заключения и официальных документов о техническом состоянии.
Экология вместо дешевизны
Производителям автомобилей предстоит перестроить подход к производству: повысить долю переработанного пластика, ответственнее подходить к созданию и утилизации аккумуляторов для электромобилей и использовать больше экологичных материалов. Эти меры, безусловно, скажутся на себестоимости, а значит, и на конечной цене автомобилей — что затронет и потребителей за пределами ЕС, включая Беларусь.
Конец эпохе дешёвых авто из Европы?
Эксперты уже предупреждают: эра недорогих подержанных автомобилей из Европы может подойти к концу. Новый регламент строго ограничит экспорт машин в третьи страны — разрешат вывозить только технически исправные транспортные средства, соответствующие новым экологическим стандартам. Для этого потребуется прохождение дополнительных проверок и наличие цифровых документов.
На границах ЕС планируется усиленный контроль, чтобы не допустить вывоза так называемого «автохлама». Те машины, которые не пройдут по новым критериям, будут оставаться в Европе и направляться на переработку.
Сейчас регламент проходит финальные этапы согласования в Европарламенте. При условии одобрения, первые изменения могут вступить в силу уже в конце 2025 года. Это означает, что европейские автомобили станут не только «зелёнее», но и значительно дороже — как для жителей ЕС, так и для тех, кто привык импортировать авто из Европы.
Источник: Tochka.by