До $1800 за отработанный катализатор. Поговорили со гродненцем, скупающим самый драгоценный агрегат в авто
Тема катализаторов в автомобильной среде всегда на поверхности. И это неудивительно. Ведь данный агрегат — самый драгоценный в машине! Содержащиеся в нём драгметаллы: платина, палладий и родий — делают из него ту самую часть автомобиля, продав которую можно неплохо заработать…
А сколько же стоит отработанный «кат» сейчас? И в авто каких марок такой элемент может быть дороже самого транспорта? Об этом — в интервью Av.by с гродненским скупщиком катализаторов Михаилом.
В бизнес, касающийся бэушных «катов», гродненец пришёл в 2021 году. Стоит отметить, что деятельность по скупке катализаторов — лицензированная в нашей стране. Иными словами, чтобы официально заниматься их приобретением и продажей, необходимо пройти ряд согласований и получить лицензию. Подробнее об этом можно почитать здесь.
Сейчас у Михаила работа уже налажена: в месяц он покупает и сбывает около сотни отработанных «катов». Как признаётся бизнесмен, стоимость их может составлять от 1,5 доллара до 500. Хотя были времена, когда драгоценный в прямом смысле кусок железа продавали и за $1 500.
— Так от чего зависит цена катализатора?
— От количества содержащихся в нём металлов и курса биржи на данный момент. А факторов, которые влияют на количество металлов, много: от марки авто, года выпуска, типа двигателя… Например, в бензиновых моторах больше палладия и родия. В дизельных — платины.
— Когда к вам приносят катализатор, как вы можете определить его стоимость и, соответственно, содержание в нём драгметаллов?
— В любом катализаторе есть номер. Можно посмотреть по нему в таблице количество содержания в агрегате драгметаллов и уже определить стоимость. Которая в первую очередь будет зависеть от цены биржи на данные вещества.
— В каких машинах они наиболее дорогие?
— По маркам особо разделять их не стоит. Можно встретить недешёвый катализатор и в свежей Audi, и в старом BMW. Помню, Mazda 626 2000 года выпуска стоила 500 долларов, а катализатор в машине — 1 300! Это было золотое время для перекупов и людей, которые хотели заработать! Да и все «каты» на японских авто из 2000-х оценивались достаточно дорого, — рассказывает Михаил.
Вообще, количество драгметаллов в катализаторе зависит от экологической ситуации в той или иной стране. Лидер в этом направлении, конечно, Япония. Страна очень трепетно относится к экологическим характеристикам авто. Потому в их катализаторах содержание драгметаллов больше, нежели в агрегатах немецких, американских и китайских автомобилей.
— В Toyota, где установлены гибридные двигатели, «каты» — самые дорогие! В то время, когда ещё не было «электричек», японцы добивались полной экологии тем, что не жалели драгметаллов для катализаторов, — рассказывает Михаил. — Хотя и европейские Audi, Volkswagen, BMW тоже достаточно хорошо стоят.
Самый дорогой металл в этом компоненте — родий. Но его, говорит собеседник, как правило, и меньше всего.
— Если взять определённый период, то заметно: у всех машин встречаются по содержанию примерно одинаковые «каты». Например, в экземплярах 1991—1995 г. в. шли чаще платиновые катализаторы, в авто 1995—2001 г. в. преобладали палладий и родий. А вот в современных автомобилях содержание драгметаллов значительно ниже.
— В современных машинах тоже катализаторы вырезают? Вообще, на каком пробеге элемент подлежит замене?
— Как правило, вырезается катализатор после 150—200 тысяч километров пробега. К этому времени он уже не выполняет свои функции и может губительно действовать на двигатель. Чаще всего на современных авто с целью вырезать и сдать компонент приезжают таксисты, так как у них большие пробеги — 250—300 тысяч километров. Но вот солидного содержания драгметаллов в таком случае ожидать не стоит.
— Например, от той же Skoda Rapid элемент стоит всего 20 долларов! Приехал как-то раз один таксист и предлагает, мол, давай вырежем. Хотя «кат» ещё нормальный был. Я, говорит, заработать хочу! А я ему: «Работа в два раза дороже будет!» В общем, катализаторы всех Volkswagen Polo, Skoda, Renault Rapid оцениваются от 20 до 50 долларов максимум! Это бюджетные машины, и производитель насчёт солидного содержания драгметаллов в них не заморачивается.
— В прошлом году прогремела новость, будто без катализатора авто линию техосмотра не пройдёт…
— Пройдёт — и легко! Автомобили осматривают на наличие всех узлов и агрегатов. Если даже мастер заметит, что катализатор, вероятно, вырезан, всегда же можно сказать, якобы проводились работы возле него. Отсюда и следы от сварки! Да и нет такого инструмента на станциях, чтобы его наличие досконально проверить. В прошлом году мы в шутку предложили катализатор в аренду для прохождения ТО. И нашлись, кстати, те, кто приехал за этой услугой!
— Так сколько можно заработать в этом бизнесе?
— Я скажу так: заработать можно! И неплохо, если котировки драгметаллов на бирже не будут падать. Например, купить катализатор, когда платина стоит 900 долларов за унцию (унция — 31,3 г), а продать, когда она уже больше $1 000. Но случается и наоборот… Одно время биржа падала. Я купил «кат» за 180 долларов, а назавтра он уже стоил 165…
— Какой катализатор самый дорогой в вашей практике? И самый дешёвый?
— У меня был компонент с BMW E34 1995 года выпуска. На то время по бирже он стоил 1 800 долларов! Самый дешёвый… пускай $1,5. Такие обычно стоят на ВАЗах, «Шкоде»… Есть катализаторы, которые покупаешь с целью заработка. А есть те, что берёшь для объёма продаж! В месяц я реализую до 100 таких агрегатов.
— Какие катализаторы чаще всего привозят на продажу?
— С европейских машин, только-только из-за границы приехавших. Там же их покупают в основном с пробегом 200—300 тысяч километров. И, как правило, на «приборке» загорается «чек». В Европе удалить «кат» и прошить ЭБУ стоит 500—700 долларов, а у нас эта услуга обходится в 300—500 рублей. Потому и везут. Те же таксисты часто едут. Как я говорил, для них это вынужденная мера из-за больших пробегов. Ну и привозят машины, которым уже за 20—30 лет.
Выкупленные у автовладельцев катализаторы Михаил везёт государственному переработчику. Там деталь измельчают до порошка и делают её рентгенофлуоресцентный анализ, показывающий точное содержание драгметаллов. Хотя есть и те, кто пытается вывезти катализаторы за границу.
— Ну пусть он в Польше на долларов пять дороже будет! Но нужно помнить, что это незаконно и любой таможенник при осмотре может изъять катализатор и составить протокол, — говорит Михаил.