Вода в топливе на АЗС — это нормально? Показываем, как проверяют качество бензина и «дизеля»
Тема качества топлива на АЗС постоянно является предметом споров водителей. А кто-то и вовсе имеет в запасе пару-тройку историй о поломках автомобиля из-за проблем с горючим. Но и впрямь: как автовладельцу убедиться в том, что он покупает действительно хорошие бензин и «дизель», соответствующие всем требованиям? Какой путь проходит вещество до того, как попадёт в топливный бак, и на каком этапе что-то может пойти не так? Например, вдруг в горючем окажется вода?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, журналист и фотограф av.by отправились на нефтебазу в Борисов.
Сначала проба из ж/д цистерны, а потом из резервуара. Как в лаборатории проверяют качество топлива?
В Борисове находится аккредитованная лаборатория по контролю качества нефтепродуктов «Газпромнефть — Белнефтепродукт» и центральный склад нефтепродуктов с самым большим объёмом перевалки в Беларуси.
Объект режимный, поэтому перед тем, как зайти на территорию, проходим обязательный инструктаж и надеваем защитную форму. Возле проходной нас встречает начальник лаборатории Игорь Стрежнёв. Он и расскажет, как здесь всё устроено.
— Всё начинается с приёма нефтепродуктов. Они приезжают сюда в ж/д цистернах объёмом примерно от 60 до 120 кубометров. Наши специалисты открывают люк, замеряют уровень топлива, плотность, подтоварную воду и отбирают пробу, которую отправляют в лабораторию на проверку по параметрам приёмо-сдаточного анализа.
— Если всё в порядке, топливо по приёмной трубе сливается из ж/д цистерны и по трубопроводу поступает в приёмный резервуар, то есть из него выдача вещества не происходит до тех пор, пока не будет готов паспорт качества на отгрузку. В это время оно выдаётся из другого резервуара, который уже паспортизирован.
А паспорт делается следующим образом. Через два часа после попадания топлива в резервуар оператор берёт из него пробу. В лаборатории её анализируют по расширенной схеме — учитывают девять параметров.
— В стационарной лаборатории мы проводим испытания по аккредитованным методам на сертифицированном оборудовании. Например, анализируем фракционный состав, компонентный состав, определяем температуру вспышки дизельного топлива, предельную температуру фильтруемости, содержание серы и так далее, — говорит Игорь.
А также в лаборатории имеется моторная установка, с помощью которой определяется детонационная стойкость бензинов, например 92, 95, 98. Именно этот параметр отражается в названиях горючего.
— Моторная установка — это одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с изменяемой степенью сжатия. Чтобы понять, какое октановое число имеет топливо, мы делаем так называемую вилку с эталонными смесями. Например, если исследуем 95-е, то заливаем 94-е и 96-е. Оно сгорает, мы сравниваем результаты и высчитываем по формуле число, — рассказывает начальник лаборатории.
— А правда ли, что чем выше октановое число бензина, тем меньшим будет расход в авто? — интересуемся у него.
— Да, это действительно так. Но отмечу: автовладельцам необходимо заливать именно то топливо, которое указано в паспорте производителя. Допустим, требуется 95-й, а вы залили 92-й с целью сэкономить. Однако расход в таком случае увеличится. А если прибавить к этому ещё и агрессивный стиль езды, то получится не совсем стабильная работа двигателя: детонационное сгорание будет приводить к его постепенному разрушению.
Что такое подтоварная вода в топливе и в каком случае из резервуара на АЗС горючее перестанут выдавать?
А после того как лаборатория провела все испытания и подготовила паспорт на отгрузку, он передаётся начальнику склада нефтепродуктов. Паспорт вместе с декларацией прикладывается к товарно-транспортной накладной, по которой топливо доставляют на пункты реализации, то есть на АЗС.
На территории объекта есть три островка с тремя бензиновыми секциями и двумя дизельными. Сюда за топливом приезжают бензовозы. Доза отпуска задаётся в операторской. Из резервуара горючее следует через насосную и наливается в цистерну бензовоза.
После этого специалист берёт пробу прямо из цистерны.
На бутылку ставят одноразовую пломбу. Каждой пробе присваивается электронный номер, который указывается в специальном акте у оператора. Пробы хранятся в течение 15 дней. На случай, если возникнут какие-либо вопросы с качеством топлива у потребителя.
— Как можно заметить, происходит постоянная смены тары: ж/д цистерна, резервуар, бензовоз и резервуар на АЗС. Риски, что что-то может пойти не так, есть. Именно поэтому и проводится постоянный контроль качества топлива, — отмечает Игорь Стрежнёв.
А может ли на каком-то из этапов в топливе появиться вода? Вот как отвечает начальник лаборатории:
— Для этого у нас имеется специальный термин — подтоварная вода. Процесс её появления объясняется физикой. Резервуары стоят на солнце, и у них одна температура. Когда топливо сливают в отведённый под землю резервуар, температура там уже другая. То есть может накапливаться конденсат. Плюс ко всему влияют грунтовые и талые воды. Например, известен случай, когда у другого оператора система резервуара на АЗС дала сбой. Возможно, появилась неплотность в местах соединения или сварки. Так вода попадает в резервуар и оказывается внизу.
— На АЗС «Газпромнефть» установлена информационно-измерительная система, которая контролирует уровень, плотность, температуру и подтоварную воду. Мы удалённо можем видеть эти параметры. Такого в нашей практике ещё не было, но если вдруг система даст сбой, то из этого резервуара на АЗС отпуск топлива сразу же прекратится. И дальше проведут все необходимые испытания.
Более того, специалисты лаборатории также осуществляют оперативный контроль на местах реализации топлива. Для этого используется передвижная мобильная лаборатория. Каждый месяц она проезжает все 50 АЗС «Газпромнефть» в Беларуси в рандомном порядке.
Проверка топлива на АЗС. Всё соответствует требованиям?
Чтобы посмотреть, как проводится проверка качества топлива на АЗС, приезжаем на ближайшую заправку «Газпромнефть» на трассе М1.
Работа одной колонки останавливается — нужно взять литр дизельного топлива на пробу.
В мобильной лаборатории пять основных устройств для испытаний. Общая их стоимость — около 250 тысяч долларов! А пока специалист занимается проверкой, рассмотрим повнимательнее каждый агрегат.
— Как и в стационарной лаборатории, в передвижной имеется прибор «Вспышка-А», анализатор серы. Напомню, что он определяет её содержание в горючем. Сегодня по стандарту экологического класса «Евро-5» предельное содержание серы должно быть не более 10 мг на 1 кг. Проверка занимает около 10 минут. Экспресс-анализатор для бензина и дизеля всего за 2—3 минуты даёт понять, стандартный продукт или нет. Также имеется прибор для измерения давления насыщенных паров, но он актуален в зимнее время, — рассказывает Игорь Стрежнёв.
— В самом конце стоит автоматический измеритель предельной температуры фильтруемости. Этот показатель в летнем топливе должен быть не выше −5 °C. Испытание для летнего горючего проводится около 25 минут, для зимнего — примерно час. Происходит охлаждение топлива, и через каждый градус оно прокачивается через калиброванную сетку. Дело в том, что при охлаждении увеличивается вязкость вещества. И ровно в тот момент, когда оно прекращает прокачиваться через установленное для данного метода время, испытание останавливается и фиксируется температура, — объясняет специалист.
По его словам, если на каком-либо испытании будет выявлено несоответствие, то отпуск топлива из резервуара остановят, а пробу направят на расширенный анализ в стационарную лабораторию.
Итак, что же показала проверка? Вспышка «дизеля» — 63 (должна быть не ниже 55), содержание серы — 7,3 мг на 1 кг (должно быть не более 10), плотность — 824,3 (должно быть 820—845), предельная температура фильтруемости в норме (−8 °C) и так далее.
— На каждой АЗС в уголке покупателя можно найти паспорт, который выдаёт наша лаборатория. В нём указаны номер грузоотправителя, пункт отгрузки, когда отобрана проба, из какого резервуара и др. А также представлены четыре столбца с наименованием показателя, норма по техническому регламенту Таможенного союза, требования по СТБ и фактическое значение — именно на него и нужно обращать внимание. Это результаты проверки топлива в лаборатории. Кстати, с даты выдачи паспорта не должно пройти более недели. Например, данный паспорт датирован 28 мая (съёмка проводится 1 июня. — Прим. ред.).
От всего увиденного, конечно, остаёшься под впечатлением. Топливо буквально под постоянным и непрерывным контролем лаборатории. А если всё-таки поступит какая-либо жалоба от клиента АЗС на качество горючего, специалисты проведут стандартную процедуру: мобильная лаборатория выедет для взятия и проверки проб. Также каждый автовладелец может сделать анализ своего топлива в лаборатории. С ним заключается договор, и ему оказывается соответствующая услуга по проверке качества топлива.