Гудит как улей родной завод. Трудности МАЗ только закаляют. Санкции пережили – Китай подставил плечо.
Правда, азиатские товарищи одной рукой помогают – другой конкурентов плодят. Козырь в рукаве – электрические грузовики.
Журналисты Tochka.by поговорили с главным конструктором по автомобильной технике МАЗа о том, куда идет передовая мысль завода.
Проект «Х»
Самый перспективный МАЗ нарекли литерой «X».
Седельному тягачу дизайнеры нарисовали оригинальный экстерьер – с причудливой светодиодной оптикой.
Концепт-кар выглядит эффектно. Создатели обещают, что в серию тягач пойдет с минимальными изменениями.
«MAZ-X – прототип предсерийного автомобиля. Сейчас мы ищем более удобные для завода решения и оптимизируем технологические процессы», – рассказывает главный конструктор по автомобильной технике ОАО «МАЗ» Павел Шабанов.
Кабина концептуального тягача каркасная с пластиковый обвесом, а кузов выполнен из алюминия, поэтому он получился легким. Снаряженная масса – 7,5 т.
MAZ-X – последовательный гибрид, то есть двигатель с колесами не связан, а работает как генератор – дает энергию двум электромоторам. Их суммарная пиковая мощность – 612 л.с.
Подвеска мягкая – независимая пневматическая. Сделали ее эксклюзивно для MAZ-X.
«Доля белорусских комплектующих в MAZ-X – больше половины«, – продолжает Павел Шабанов.
Дверь в тягаче только одна, с правой стороны – для безопасности водителя. Удобно заходить – низкий пол, как у автобуса.
В салоне приятные материалы отделки. Два спальных места. Есть микроволновка, мультиварка, телевизор, электрочайник, кофемашина и портативный умывальник.
В MAZ-X нет зеркал заднего вида. Водитель ориентируется по камерам кругового обзора. И вообще – обзорность отличная.
При всей своей гибридности груженый MAZ-X тратит лишь немногим меньше конкурентов в своем классе. Заметная экономия набежит только на внушительных пробегах.
Зато у тягача хорошая обзорность, плавность хода, шумоизоляция на высоком уровне. Центр тяжести низкий – превосходная управляемость.
Чистая энергия
Пока что построили один МАZ-Х. Завод вычисляет затраты и себестоимость производства.
Прогнозируемая цена в серии – около $120 тыс. Это сравнимо с китайскими грузовиками, а европейские модели и вовсе почти в два раза дороже.
Параллельно на заводе развивают тему сугубо электрических грузовиков.
МАЗ-4381 ЕЕ – развозная машина по городу. От зарядки до зарядки. Хотя запаса хода добились вполне неплохого – до 200 км.
Таких уже построили побольше – партию из 10 единиц. И отправили в опытную эксплуатацию – на родную автобазу, на «Горизонт» и «Интеграл».
Заклятые друзья
Главные конкуренты МАЗа на нашем рынке – китайские бренды: Sinotruk, Shacman, FAW. Играют уверенно и жестко – дают сладкий ценник, с которым тяжело соперничать.
Притом китайские братья и помогают МАЗу – поставляют свои комплектующие.
Порядка 200 европейских компаний отказались сотрудничать из-за санкций – всего лишь за два года МАЗ полностью заменил всех ушедших партнеров.
МАЗ разобрался с замещением импорта. Двигается дальше. Выпускает классическую линейку колесных трудяг, а на острие инженерной мысли – электрический транспорт. Очень хочется выйти за рамки концептов, опытных образцов и увидеть передовую технику хотя бы в мелкой серии.