Покупатель Geely поссорился с дилером из-за маленького скола на кузове. Продавец проигрывает в суде почти 15 тысяч
Дмитрий зимой покупал автомобиль для своей мамы. Выбрали Geely Coolray в комплектации Comfort, определились с цветом, стали ждать. Вроде бы дождались, но начались проблемы: допуслуги (брать или не брать?), провели обработку кузова — появился скол. Это стало поводом для затяжного конфликта между клиентом и дилером. Выяснение отношений продолжилось в зале суда, где дилер потерпел поражение. Но точка в этой истории еще не поставлена.
«Нам сказали: в течение трех месяцев автомобиль будет»
— Двадцать восьмого февраля моя мама решила купить машину — Geely Coolray в комплектации Comfort. Я маме помогал на основании доверенности. Объездил салоны, изучил варианты. Очередь на эти модели была огромная, поэтому в одном из центров — «Лакшери Моторс плюс» на Орловской — мы сразу заказали машину в двух цветах: серебристый сатин и магнетический серый. Нам сказали: в течение трех месяцев автомобиль будет, — рассказывает Дмитрий.
Нужно отметить, что очереди в дилерских центрах и сейчас никуда не делись, причем именно на Coolray (а сейчас на BelGee X50), по многочисленным откликам читателей, они самые длинные. Три месяца — еще не худший вариант. Onliner поговорил с теми, кто ждет по полгода.
Дмитрий же рассказывает, что дилер обещание выполнил. Ну, почти.
— Машина была через три с половиной месяца. Может, это и нормально, хотя в это же время один из моих сотрудников у другого дилера получил авто за два месяца. Ну да ладно, это мелочи, — мужчина машет рукой. — Важен другой нюанс: некоторые дилеры заключают с клиентами преддоговор: платишь определенную сумму и становишься на очередь. В нашем случае такого не было. Но в результате, когда приходишь выкупать автомобиль, тебе его не продают без дополнительных услуг. Антикоррозийная обработка и оклейка кузова пленкой — это то, что, на мой взгляд, мне пытались навязать.
И об этом мы слышали от других покупателей автомобилей Geely, хотя ни один из дилеров напрямую не подтвердил, что какие-либо услуги клиентам именно навязывают — утверждается, что те соглашаются на все сами и исключительно добровольно. Чаще всего читатели приводили такую версию: подписываешься на допуслуги — машина есть в наличии, а не подписываешься — машины нет, нужно еще подождать.
Примечательно, что Дмитрия устраивали сами опции, но не цена на них — ее он считал завышенной. Поэтому покупатель решил разобраться.
— Я несколько раз ездил к дилеру, звонил на инфолинию завода, спрашивал, могу ли купить машину без дополнительных опций, — рассказывает он. — Дошел до районной администрации, и вот после этого мне вдруг согласились продать автомобиль без дополнительных опций.
Стало ли это поводом для ухудшения взаимоотношений клиента и дилера? Исключать это нельзя, что важно в контексте дальнейших событий.
Дефицитный товар. Очереди на Geely в регионах достигают тысячи человек
Ирония в том, что, когда дошло до дела, Дмитрий передумал.
— Пока мы оформляли договор, я стал искать, где сделать антикор, потому что слышал, что для Coolray это необходимо. Везде была очередь, поэтому в итоге я согласился на эту дополнительную услугу у дилера. Пусть дороже, но зато сразу, — объясняет свою переменчивость собеседник.
Миллиметровый скол
— Мы заключили договор, я оплатил всю сумму. В конце июня приехал на приемку авто после антикоррозийной обработки и при осмотре на задней левой двери обнаружил скол — совсем небольшой, буквально миллиметровый. Указал на него, говорю, дескать, новая машина со сколом — что будем делать? — продолжает покупатель.
Попытки урегулировать ситуацию предпринимались. Дмитрий рассказал, что в качестве компенсации ему пообещали бонус — органайзер в багажник и 50-процентную скидку на стоимость работ по антикоррозийной обработке кузова.
— Также предполагалось, что дилер заделает скол локально, без полной перекраски двери. Также для меня было принципиально важно получить письменную гарантию того, что если из-за этого скола на протяжении гарантийного периода ЛКП появится ржавчина, то дилер будет устранять проблему за свой счет. Я же покупаю новый автомобиль, верно? Любому хотелось бы избежать всяких неприятностей не по своей вине, — убежден собеседник.
Но договориться не удалось. Без комментария дилера рассказ выглядит неполным — к этому мы еще вернемся. Пока же вынуждены опираться на слова нашего читателя.
— Я получил формулировку, в которой было указано, что дилер дает гарантию на качество выполненной работы по устранению скола. Я поговорил с юристами, мне сказали, что качество работы не влияет на то, появится ржавчина или нет, и что при такой формулировке дефект впоследствии мне придется устранять за свой счет. Меня это не устраивало, я предложил свою формулировку: если из-за данного скола появится ржавчина, то дефект устраняется дилером за его счет. С этим не согласилась вторая сторона. Мне сказали так: или договариваемся с нашей формулировкой, или забирайте деньги, — утверждает Дмитрий.
Взаимовыгодное сотрудничество трещало по швам, и клиенту, возможно, и правда стоило задуматься о его прекращении. Но пугала перспектива: это нужно идти к другому дилеру, снова становиться в очередь на Coolray, снова неизвестно сколько ждать.
Борьба
— Я устно заявил дилеру: меняйте мне автомобиль — этот, с дефектом, я не принимаю. Сначала мне ответили, что менять ничего не станут. Потом сообщили, что такого автомобиля — Geely Coolray — у дилера в продаже уже не будет, модель не производится, — продолжает рассказ читатель.
А это лето 2023-го. Дилерам начинают поступать автомобили под брендом BelGee, модель X50. Многие после первого же взгляда сделали вывод: тот же Coolray, но с другим шильдиком.
Дмитрий тем временем продолжал борьбу.
— Я говорю: хорошо, дайте мне письменный ответ, что Geely Coolray больше не производится. Пишу соответствующую претензию. Мне отвечают: мол, сообщите реквизиты для возврата денег. То есть, по сути, пытаются расторгнуть договор. После этого я обратился в службу защиты потребителей, где мне помогли составить исковое заявление в суд, — говорит мужчина.
Сразу на 5%. В Беларуси подорожали популярные модели «Geely»
Его исковые требования:
- Понудить дилера произвести замену автомобиля на идентичный, но качественный (то есть без дефектов).
- Взыскать с дилера неустойку — более 4,6 тыс. рублей.
- Взыскать с него же материальную компенсацию морального вреда — 1000 рублей.
- Взыскать понесенные расходы в пользу службы защиты потребителей — более 800 рублей.
- Взыскать штраф — 100% суммы, взысканной в пользу истца.
Geely Coolray = BelGee X50?
— Было два заседания. На первое представитель дилера пришел с ответом, что машины нет, дескать, забирайте деньги. Я привел свой контраргумент: есть BelGee X50, и везде в СМИ говорится о том, что это аналог Geely Coolray. Я думаю, что они прекрасно понимают положение вещей, но на процессе говорили обратное, — считает Дмитрий.
Однако в суде аргументы и контраргументы должны чем-то подтверждаться, чтобы иметь реальный вес. Вот и пришлось нашему читателю отправлять запрос на завод: производятся ли автомобили модели Geely Coolray и является ли модель BelGee X50 аналогом Geely Coolray? С завода пришел ответ: Coolray — все, но BelGee X50 — аналог.
— Этот ответ я предоставил суду. К сожалению, в линейке X50 в настоящее время нет тех цветов, которые мы изначально хотели, а есть только белый и черный, — вздыхает собеседник.
Суд. Материалы дела
Суд первой инстанции решение уже вынес, стороны получили на руки мотивировочную часть. Обратимся к ней, прежде чем переходить к промежуточным результатам.
Если говорить простым языком, то покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать:
- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
- соразмерного уменьшения покупной цены товара;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
- возмещения расходов по устранению недостатков товара.
И в соответствии с пунктом 1 статьи 23 закона «О защите прав потребителей» в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан заменить такой товар незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) — заменить его в течение 14 дней со дня предъявления указанного требования. Причем предусмотрена также выплата потребителю неустойки в случае невыполнения требований законодательства.
Ответчик не отрицал того, что автомобиль имел дефект в виде скола на задней левой двери.
«Доводы представителя ответчика о том, что потребитель отказалась от приемки товара, в связи с чем не имеет права требовать замены товара, не основаны на законе», — сказано в мотивировочной части.
Суд также признал недостоверными доводы ответчика о том, что обязательства между сторонами по договору купли-продажи прекращены из-за невозможности его исполнения в связи со снятием автомобиля Geely Coolray с серийного производства.
Также любопытно, что в суде в качестве третьего лица выступал представитель СЗАО «БелДжи». Но и его доводы о том, что потребитель вправе требовать только возврата оплаты товара, не переданного продавцом в установленный срок, признали недостоверными: продавец товар передавал, но этот товар имел недостаток.
И суд принял решение: ООО «Лакшери Моторс плюс» обязано заменить недоброкачественный товар — автомобиль Geely Coolray SX11 — аналогичным товаром надлежащего качества плюс выплатить неустойку в размере 5000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 500 рублей — это в пользу истца. Вдобавок к этому в пользу службы защиты потребителей взыскиваются расходы в размере, превышающем 1000 рублей, сюда же штраф в размере 5500 рублей (те самые 100% суммы, взысканной в пользу истца), из которых 550 рублей подлежат перечислению службе защиты потребителей, а 4950 — в доход местного бюджета. Наконец, с ООО взыскана пошлина в доход государства в размере более 2500 рублей.
Итого — замена автомобиля и выплаты на общую сумму почти 15 тыс. рублей.
Еще не конец
Onliner был готов услышать мнение ООО «Лакшери Моторс плюс» о сложившейся ситуации, и обращались к дилеру за комментарием. Там сообщили, что решение суда первой инстанции обжаловано ответчиком и что до окончания судебного процесса дилер от комментариев воздерживается. Выражаем готовность опубликовать дополнение, когда это будет возможно.
Ну а Дмитрий после выигранного суда был морально готов к тому, что его оппоненты так просто не смирятся.
— Досадно, что все это так растянулась. Мы хотели купить автомобиль, разумеется, без каких-то дефектов, мы заплатили за него полную сумму. Машины нет, и неизвестно, когда она будет. Мама планировала поездку на своем новом Geely — так никуда и не съездила. Это явно не то, чего ожидаешь, когда приходишь к дилеру за новым авто, — говорит мужчина.