«Ё-мобиль». Рассказываем, как сложилась судьба революционных авто, созданных белорусами
Корреспонденту Tochka.by удалось посидеть за рулем уникального электромобиля.
На планете Земля было создано всего четыре «Ё-мобиля», и два из них сегодня находятся в Минске.
Увидев их на автостоянке Минского городского технопарка, журналист не мог не поинтересоваться как в целом проектом, о «воскрешении» которого писали российские СМИ, так и самими машинами, которые могли 13 лет назад стать революционными.
Электромобиль за $10 тыс.
В 2010 году российский миллиардер Михаил Прохоров заявил, что запускает проект по созданию электромобиля, который «на 90% будет состоять из российских деталей», и даже двигатель будет собственной разработки.
Прохоров видел в «Ё-мобиле» будущее российского автопрома. И обещал, что стоить это чудо будет $10 тыс. – чуть дороже «Лады Гранта»
Спустя годы заявленная цена поражает воображение не меньше, чем в 2010-м. Отчасти поэтому уже в первый день приема заявок на бронирование электрокара количество их перевалило за 50 тыс.
И только за два первых месяца предварительный заказ оформили 150 тыс. человек (среди них – 2,5 тыс. белорусов), и это несмотря на то, что даже прототипа машины еще не было. Так велика была вера в возможности белорусско-российского проекта.
«Ё-мобиль» намеревались выпускать в нескольких модификациях кузова и, как заявляли на начальном этапе, с гибридной силовой установкой – газобензиновым двигателем и электромотором.
Согласно первым озвученным планам, производство этого авто должно было начаться в 2012 году, но так как постоянно возникали различные сложности, старт выпуска все время откладывался.
Меняли и сам электромобиль: корректировались его внешний вид, интерьер «выставочных» машин, из модельного ряда исчез фургон. Также было заявлено, что двигатель в электрокаре будет не российским, а производства FIAT.
Tesla побить не удалось
Но вложенные в проект средства (сначала речь шла о $130 млн, потом сумма выросла вдвое) «отбить» не удалось. Даже после того, как за рулем «Ё-мобиля» позировал Путин (эта машина сегодня стоит в Дражне) и о революции в автомобилестроении как минимум РФ рассказали из каждого утюга, создав небывалый ажиотаж, миллиардеру не удалось запустить разработку в массы.
Одной из причин провала Прохоров называл обвал курса российского рубля, который после событий вокруг Крымского полуострова в 2014 году рухнул наполовину. И скромная заявленная цена «Ё-мобиля» в розницу перестала окупать затраты даже в случае выпуска сотен тысяч электрокаров.
В тот год Михаил Прохоров заявил о закрытии проекта и «передаче всех документов государству», а именно Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту.
По данным газеты «КоммерсантЪ», договор о передаче прав был подписан 3 апреля, сумма сделки составила €1.
Белорусский след уникального авто
Созданием электрокара занималась команда под руководством белорусского конструктора Андрея Гинзбурга, и размещалась она в Минске.
Даже название и эмблему революционной машине придумал отечественный дизайнер Владимир Цеслер. Он также участвовал и в разработке цветового оформления кузова.
Его коллега Андрей Трофимчук работал над внешностью и интерьером революционного транспортного средства, Павел Лосюк и Андрей Дорошко занимались отделкой салона. Даже Юрий Шиф, известный белорусский кастомайзер мотоциклов, принял участие в этом дерзком проекте.
Результатом работы «Ё-авто» (название компании) стали «одно из лучших в мире решений по электрической трансмиссии, реализация новейших разработок по суперконденсаторам, создание оригинальной конструкции кузова с использованием современных материалов», рассказывал в свое время Гинзбург.
И хотя революционный не только для своего времени, но и для 2024 года (сколько ни говорили в Академии наук о скором выпуске белорусского электромобиля, пока существует только экспериментальный образец) проект не взлетел, белорусские автоконструкторы и проектировщики получили гигантский опыт, который в дальнейшем позволил им поучаствовать в других не менее амбициозных проектах.
Возрождение «Ё-мобиля» – это россказни
В феврале 2021 года о «Ё-мобиле» заговорили снова: автомир всколыхнула новость о том, что Сбербанк «выкупил компанию «Ё-инжиниринг», стоявшую у истоков российского «Ё-мобиля», гибридного авто с функцией беспилотного управления».
С тех пор ничего нового о проекте не слышно. Корреспондент Tochka.by связался с человеком, который был причастен к созданию «Ё-мобиля», чтобы спросить, возродится ли проект.
«Это все россказни журналистов, никакого объявленного «воскрешения проекта» не будет», – сказал как отрезал собеседник.
При этом он подтвердил, что Сбер три года назад на самом деле приобрел у белорусской «Кейджи Импэкс», которая владела компанией «Ё-инжиниринг», 100% акций разработчика.
О том, что в результате сделки Сбербанк получил не только «Ё-инжиниринг», но также все ее активы и сотрудников, писал в 2021-м и «КоммерсантЪ». Сообщалось о том, что банк намерен использовать их для разработки платформы автономных средств передвижения, беспилотных автомобилей и технологий.
«Ё-мобили» на ходу
Но и тут потеснить с рынка электрокаров Tesla Илона Маска не удалось. До сих пор итогом проекта «Ё-мобиль» являются четыре экземпляра этой машины.
Они увидели свет (модификация под названием Ё-Crossback) в конце 2014 года. Один из электрокаров Михаил Прохоров оставил себе, второй подарил Владимиру Жириновскому.
Еще два авто сейчас стоят на парковке Минского городского технопарка в Дражне. Как заявил собеседник, эти электрокары (за рулем одного из которых удалось посидеть журналисту Tochka.by) на ходу.
Кроме этих машин, журналисты несколько лет назад «обнаружили» еще несколько на стоянке в Ждановичах, но, как рассказал корреспонденту человек, знающий о них не понаслышке, «это не автомобили, а выставочные образцы, которые не могли передвигаться».
«После того как они были отправлены на свалку, их судьба мне не известна», – рассказал создатель уникального автомобиля.
Кстати, сохранившиеся авто и прототипы шесть лет назад выставляли на аукцион. Просили за них от $32 тыс. до $200 тыс. в зависимости от состояния, работоспособности и наличия документов.
Но, судя по всему, продать эти уникальные экземпляры техники не удалось. Хотелось бы, чтобы хоть один из них когда-то оказался в Национальном музее техники (если он будет создан).