Техника с полей. Рассказываем о «КИРОВЦЕ К-742М» — богатыре из России
Наверняка каждый, кто застал поздний период советской эпохи, помнит большой колёсный трактор «КИРОВЕЦ» серии К-700. Чаще всего он был жёлтого (иногда оранжевого) цвета. В детстве казалось, что выше и мощнее трактора в мире не существует!
И находясь рядом с красным гигантом — «КИРОВЦЕМ К-742М», на миг переносишься назад, когда и солнце грело теплее, и небо казалось не голубым, а тёмно-синим, почти космическим…
Кстати, о солнце. Судя по календарю, дни неспешно движутся навстречу глубокой осени — периоду, когда яркий жёлтый мячик на небосводе редкий гость. Правда, в день нашего визита всё было наоборот: стояла практически летняя жара, а коротко остриженные поля накрыл мягкий янтарный свет. Как это часто бывает (но не всегда), отыскать гиганта в огромном поле хозяйства ОАО «Голоцк» не составило труда. Благодаря яркой расцветке «КИРОВЦА» мы заприметили сразу же.
Тому, как мы добирались до трактора по полю, хочется посвятить отдельный абзац. Все, кто находился в машине, в один голос заявили, что ещё никогда не видели такого зрелища: пыль волнами скатывалась по окнам машины, будто это была живая вода. А наша легковушка превратилась в песочный корабль всего за одну минуту!
Как позже нам рассказали мужчины, помимо К-742, предприятие содержит ещё несколько единиц сельскохозяйственной техники. В их числе три трактора «Беларус-3522», два — «Беларус-3022», три — «Беларус-1221» и другие интересные сельхозмашины.
Здесь Александр (так зовут нашего сегодняшнего механизатора) сеет озимую пшеницу на К-742М в сцепке с сеялкой Horsch.
— Главное — смотреть правильно за такой сеялкой и вовремя смазывать все необходимые узлы. Каждый день я её проверяю на поломки. Запчасти к ней всегда качественные привозят, с этим проблем никогда не бывает, — рассказывает собеседник о ежедневной рутине.
Мы уже в курсе, что утро у механизаторов в любой точке нашей страны начинается одинаково: придя на работу, мужчины проверяют уровень масла в двигателе, функционирование коробки передач и гидравлики. После этого подгоняется компрессор и весь трактор основательно продувается от пыли, которая то и дело норовит забраться куда поглубже. К слову, кабину Александр тоже в обязательном порядке продувает.
— Кабину за день могу вообще раз двадцать продуть. Представляете, как тут много пыли! — разводит руками механизатор. — Каждый день так провожу, а вечером на тракторе еду в хозяйство, там на стоянку ставлю, сажусь в автобус и отправляюсь домой — отсыпаться. Моя смена длится 12 часов — работаю с семи утра до семи вечера.
В этом «КИРОВЦЕ» установлен V-образный 8-цилиндровый турбированный двигатель ТМЗ-8481 («тутай», если по-простому). Рабочий объём — 17,2 литра, мощность — 420 лошадиных сил. Коробка передач — автоматизированная Т7: 16F/8R, четырёхрежимная с гидравлическим силовым переключением передач и электропневмопереключением режимов. Механизатор признаётся, что трактор с двигателем Тутаевского моторного завода — одна из самых мощных и эффективных машин, на которых ему доводилось работать.
— Бак у трактора большой — 800 литров. Солярки хватает на весь день. Когда он заправлен — тогда и я счастлив! Кстати, сам скоро буду трапезничать: с минуты на минуту должны подвезти обед, — подмечает Александр.
Не секрет, что сейчас темнеет гораздо раньше. Мужчина рассказывает: и днём, и вечером ему работать комфортно. Фары в верхней части кабины освещают всё вокруг на десятки метров.
— Обратите внимание на гудок, — показывает водитель куда-то в сторону крыши. — Его я сам сделал! Вот птиц и зайцев иногда пугаю.
Кабина у К-742 стоит на гидроподушках. В неё встроен каркас безопасности, который обеспечивает защиту механизатора при случайном опрокидывании машины (называется ROPS) и от посторонних падающих предметов (FOPS). Ещё из опций можно выделить пневморегулируемое сиденье для водителя и дополнительное кресло для пассажира. Кабина оснащена улучшенной термо-, вибро- и шумоизоляцей. Внутри есть система кондиционирования и отопления.
— На каких тракторах вы ещё работали?
— Начинал, как и все, на «Беларусе»! Потом — на Fendt 930, после этого пересел на МТЗ-3022 и 1221. Последние семь лет находился за рулём BELARUS-3522 — кстати, его внешность мне чем-то напоминала облик «КИРОВЦА».
— А когда оказались в К-742М?
— В прошлом году, по осени, пригнали его в наше хозяйство, и с тех пор мы неразлучны. Хороший трактор с просторной кабиной! Здесь есть обдув кондиционера по всему объёму, как в легковой машине, обзорность и высота посадки отличные, руль — очень удобный.
— И каково это — целый день в пыли сидеть?
— Это ж дело привычки! Ноги затекут — выйду, похожу, спину разомну. И дальше в бой, — смеётся мужчина. — Телефон всегда с собой! Здесь интернет хорошо ловит. Когда становится грустновато, развлекаю себя разным контентом: если с плугом хожу — фильмы смотрю, с сеялкой — музыку слушаю.
Мосты — с самоблокирующимся дифференциалом No-Spin и дисковыми тормозами, а также бортовыми редукторами, рассчитанными на работу со спаркой. Передний мост прикреплён к раме на двух продольных полуэллиптических рессорах перевёрнутого типа с гидроамортизаторами. Задний соединён с рамой жёстко. Он отключаемый. Размерность шин — 710/70R38.
Кстати, из минусов Александр субъективно выделяет широкую базу (более 4,5 м) на спарке. Говорит, с такими колёсами неудобно ездить по дорогам общего пользования. Сдвоенные шины стоят на тракторе для того, чтобы почва не продавливалась под весом гиганта. А весит он немало — 16 630 кг. Для передвижения по асфальту спарку снимают. Обычно для такой процедуры требуется сноровка и сила трёх мужчин.
— Тогда по асфальту еду, как на иномарке! Иногда и 32 км/ч стрелка на спидометре показывает. Но по личному опыту скажу: снимать колёса легче, чем ставить! — уточняет водитель.
В поле «КИРОВЕЦ» работает на скорости 17—18 км/ч
— Все почвы подходят для пахоты и засеивания. Просто некоторые легче или, наоборот, тяжелее обрабатываются. Бывает поле: едешь по нему — и пыль во все стороны поднимается! Тут и трактору, и сеялке тяжеловато становится — последняя банально закапывается! А бывают поля с твёрдой почвой, где катишься, как по асфальту. Там и работать хорошо, — объясняет механизатор.
— Работаю семь дней в неделю, без выходных. Отдыхать будем только тогда, когда дождь пойдёт. И то не факт, — смеётся механизатор.
— А как домашние относятся к тому, что вас почти никогда не бывает дома?
— А никак, я холостяк!
Александр рассказывает, что у него есть напарник по технике: когда один механизатор чувствует усталость, они меняются местами. Водитель подремлет пару часов в машине, а затем с новыми силами приступает к работе.
— Чем современный трактор напоминает обычный автомобиль?
— Есть кнопка запуска двигателя, стеклоомыватели… Вот коврик постелил, чтобы чувствовать себя как дома! Имеется бортовой компьютер с сенсорным экраном, защитный козырёк. Такой трактор — это в первую очередь удобная и практичная техника.
— Сколько гектаров можно за день обработать?
— В зависимости от почвы. Вчера делали замеры, и выяснилось, что я засеял 65 гектаров. Если почва похуже — 50—55 га получается. Тут разные нюансы могут быть: тот же продув от пыли занимает время, задом сдать, развернуть машину — тоже минуты уходят, обед — ещё полчаса. Как бы там ни было, норму свою за день я всегда выполняю. Если гон хороший, то можно и 70 гектаров засеять!
Заднее навесное, куда крепится вся оснастка, — трёхточечное, оно спокойно может поднять шеститонный агрегат. Только представьте себе, что это за цифры: если считать в слонах, то две особи женского пола машина точно сдвинет с места. Также есть тяговый брус.
В сеялке Horsch присутствует бункер, который рассчитан на 2,5 тонны зерна. В среднем такого запаса хватает на 10 гектаров. А вот на 65 га обычно уходит шесть таких бункеров. 15—20 минут необходимо на то, чтобы загрузить зерно внутрь бака.
— В этом хозяйстве я работаю всю свою жизнь — с шестнадцати лет. Другой работы я не знаю и ни о чём не жалею. Здесь мне всё нравится: и график, и техника, и заработная плата. Всё устраивает.
Как рассказывает мужчина, его доход зависит от результатов работы: если гон хороший, сеет много и качественно, то выручка будет соответствующая. С сеялкой и культиватором можно заработать больше, чем, например, с прицепом.
— Зарплата — хорошая! — коротко отвечает механизатор и замолкает, не уточняя конкретной цифры.
— Это сколько? Скажем, пять тысяч рублей можно заработать в вашем хозяйстве? — пробуем докопаться до истины…
— Пять тысяч — хорошие деньги. Тут я с вами полностью согласен, — хитро отвечает механизатор и переводит диалог в другое русло.
— В поле ведь и поломки случаются — это же техника. Вот вчера в сеялке вентилятор меняли. Его пылью протёрло, и из-за этого новый ставили. А позавчера ТО делали: масло в двигателе меняли, воздушные и топливные фильтры — тоже. Не скажу, сколько это стоило. Знаю только, что трактор ещё на гарантии: два года или 3 000 мото-часов.
Пообщавшись с механизатором, отпускаем его к технике, а сами направляемся к Александру Надольскому. Он занимает должность менеджера в ООО «Автобис». Это официальный дилер и сервисный центр марки «КИРОВЕЦ» в Беларуси.
— Расскажите: как часто надо проходить ТО трактора К-742М?
— Послеобкаточное обслуживание (30 мото-часов) с учётом расходных материалов будет стоить примерно 1 600 белорусских рублей с НДС. ТО-1 (250 мото-часов) с учётом расходных материалов обойдётся в сумму около 1 900 белорусских рублей с НДС, ориентировочная стоимость TO-2 (500 мото-часов) с учётом расходных материалов составит 4 500 белорусских рублей с НДС, а на TO-3 (проводится на отметке 1 000 мото-часов) с учётом расходных материалов потребуется примерно 5 700 белорусских рублей с НДС.
*****
Подняв в воздух клубы густой пыли, красный богатырь не спеша отправился в последний заход. Трактор двигался всё медленнее и медленнее и наконец, проплыв поле целиком, грозно рыкнул и остановился на самой окраине. Всё. Рабочий день окончен. Можно и отдохнуть. .