Даже от спущенной шины есть риск. Рассказываем, почему машина может загореться

Авто
Поделись с друзьями

Как кажется, в последнее время сводки МЧС все чаще пестрят фотографиями сгоревших машин. Но увы: полной официальной статистики на этот счет в общем доступе нет. Тем не менее вместе с судэкспертом мы решили разобраться, почему автомобили самовоспламеняются и ждет ли нас волна автопожаров из-за бума электрокаров. Правда ли, что BMW горят чаще других? Насколько надежны в этом плане Geely и другие «китайцы»? Возгорание машины обязательно связано с проводкой? «Корчи» горят чаще новых автомобилей?

Рассказываем

Onliner отвечает на распространенные вопросы.

Судэксперты подчеркивают: они располагают информацией не обо всех автомобильных пожарах, произошедших в Беларуси. Специалисты выезжают на осмотр машины, когда их услуги заказывает владелец авто. Например, если транспортное средство гарантийное и тяжбы придется вести с дилером. Или когда есть предположение, что возгорание произошло из-за некачественного ремонта либо умышленного поджога. Тем более иногда автолюбители тушат небольшие возгорания самостоятельно, не привлекая спасателей. Таким образом, полную статистику по всем автомобильным пожарам в Беларуси найти сложно.

Причина первая: электрика. Старые машины горят чаще новых?

Неисправность электрооборудования в автомобиле — одна из самых распространенных причин пожаров. Думаете, речь пойдет о старых машинах с уставшей проводкой? А вот и нет: эксперты отмечают, что эта причина возгорания свойственна более современным транспортным средствам.

— В старых авто электрооборудование простое, его там мало, — отмечает начальник управления пожарно-технических экспертиз, исследования нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов Госкомитета судэкспертиз Ростислав Курсевич. — Гореть там особо нечему. Проводки, если утрировать, два с половиной провода.

Рассказываем

А в современном автомобиле огромное количество потребителей и электрооборудования. И если вы заглушили машину — это не значит, что она обесточилась (как в случае со старыми авто, когда достаточно повернуть и достать ключ из замка зажигания). Как себя поведет сложный механизм — предугадать нельзя. Особенно если мы говорим об аварийных «битках» из Америки или Европы, которые были восстановлены неизвестно кем и на каком сервисе.

Размыкание электрической цепи происходит с помощью электрического реле. Например, где-то оно может залипнуть — и автомобиль продолжит работать, хоть вы его, казалось бы, заглушили.

Рассказываем

Не всегда причиной пожара является всем известное короткое замыкание. В автомобильной технике есть нечто более опасное — большие переходные сопротивления. Особенно на агрегатах, которые потребляют высокую мощность. Это в том числе относится к «теплым» опциям. Допустим, контакт в каком-то месте не очень надежный: в этой зоне происходит разогрев, который может привести к воспламенению изоляции либо, если есть соприкосновение с полимерными элементами, к их возгоранию. Штатные предохранители? От данного типа аварийного режима работы они не помогают.

Один из подобных случаев в нашей практике — в машине был установлен блок согласования с прицепом. Причем вроде как заводской. Но он не тестировался на мощных потребителях. А человек взял и подключил не прицеп, а целый дом на колесах. Блок не выдержал такой нагрузки и загорелся.

— Если говорить о сильно подержанных автомобилях, то, глядя на сводки МЧС, кажется, будто чаще горят модели BMW… У вас есть какой-то рейтинг самых «пожароопасных» марок?

— Такой статистики нет. Скажу так: «баварцы» могут встречаться в сводках чаще других, потому что они сложнее. Если говорить о старых машинах, то чаще всего мы сталкиваемся с «французами». Был случай, когда из-за одного датчика температуры сгорело все авто. В тему можно упомянуть незаводские блоки ксенона, которыми оборудуют подержанные машины.

Рассказываем

Еще один элемент, который косвенно может привести к пожару в случае неисправности, — вентилятор радиатора. Он, как правило, электрический. Может быть установлен со стороны бампера или перед моторным отсеком.

— В первом случае проблемы могут возникнуть из-за нашей погоды. Допустим, днем была плюсовая температура, но лил дождь. С мокрым вентилятором вы вечером паркуетесь и уходите домой. Ночью — внезапный минус. Вся вода на вентиляторе замерзает. В автомобиле все работает как надо? Утром при заводке вентилятор не включится.

Но если у вас сломался датчик температуры, то «мозги» машины могут решить, что мотор горячий. Они отправят сигнал вентилятору, а тот, напомню, в замерзшем состоянии.

Для того чтобы он крутился, необходимо определенное сопротивление. Обычно оно представляет собой проволоку, намотанную на керамический элемент. И вот она от сигнала, отправленного «мозгами», начинает греться. В лучшем случае проволока перегорит и вентилятор вовсе перестанет работать. А в худшем (особенно когда проволока в пластиковом корпусе) она может воспламениться. Такие случаи в нашей практике были.

Да, все это может произойти не с первого раза. Поэтому если вы замечаете, что в остывшей машине с ходу начинает работать вентилятор, нужно разбираться. Как и в случаях, когда регулярно и беспричинно разряжается аккумулятор.

— Сейчас в Беларуси много китайских автомобилей. Часто ли они становятся участниками пожаров?

— Возгораний Geely, вызванных электрикой, в нашей практике не было. Да, мы несколько раз выезжали на места пожаров с участием «Джили», но каждый раз доказывали, что причиной был занесенный источник (то есть поджог).

По другим китайским брендам мы также отслеживаем информацию: изучаем случаи, которые опубликованы в сети, российские коллеги тоже делятся опытом.

Отдельная тема — некачественные китайские комплектующие. Не всегда автолюбители сейчас могут позволить себе оригинальные запчасти, приходится довольствоваться тем, что есть на рынке. Но если вы ставите дополнительное электрооборудование, то стоит выбирать брендовые вещи, чтобы была надежда на какую-то надежность.

Рассказываем

Причина вторая: все, что трется и вращается. В каких случаях могут загореться шины?

Владельцы подержанных автомобилей наверняка сталкивались с таким: приходите вы на парковку, начинаете заводить машину, а из-под капота раздается неприятный писк. Скорее всего, дело в ремне генератора.

— Писк ремня навесного оборудования (помимо генератора он может задействовать еще гидроусилитель, помпу и другие элементы) может говорить о том, что ремень плохо натянут либо где-то заклинивает какой-то ролик. Изношенные подшипники — еще одна предполагаемая причина, — объясняет эксперт.

— Ремню трудно провернуть механизм, и в 99% случаев он просто порвется. Но бывало на практике и такое, что ремень начинал скользить по ролику. Тот, в свою очередь, быстро нагревался до высокой температуры. Дальше — цепная реакция. Воспламениться может масло, которое протекло из двигателя, сгораемые пластиковые элементы или, например, крышка на двигателе, которую ставят все современные автопроизводители.

Загореться могут и шины. Правда, чаще это происходит у грузовой техники, но случаи с легковыми автомобилями тоже не исключение.

— Допустим, колесо слегка спущено. Во время движения происходит постоянное сжатие и распрямление шины. Покрышка начинает перегреваться и расслаиваться. Слои трутся между собой внутри самой шины, колесо дымится. Человек едет по трассе, добрые люди начинают сигналить, мол, остановись. Водитель съезжает с дороги, и температура шины резко возрастает, потому что обдува больше нет. Колесо тут же загорается.

Так что за давлением в покрышках нужно пристально следить. Особенно летом.

Причина третья: топливная система. «Дизеля» горят не хуже «бензинок»?

О том, что нужно следить за техжидкостями, которые есть в машине, напоминать, наверное, не нужно. В процессе эксплуатации они нагреваются до больших температур и при определенных обстоятельствах могут вспыхнуть.

— Гидравлическое масло в рулевых колонках, охлаждающая жидкость также являются горючими, как и непосредственно само топливо. У нас было достаточно много случаев: подкапывающее гидравлическое масло попадает на разогретую часть коллектора, дымит, машина останавливается — техжидкость вспыхивает, — вспоминает Ростислав Курсевич.

— Топливные рампы сейчас почти во всех автомобилях находятся под давлением. Если происходит какая-то утечка, то топливо разбрызгивается достаточно быстро и по всему объему, пары воспламеняются. Если бензиновая машина, то от коммутационных искр системы зажигания. В случае с дизельными автомобилями топливо может попасть на выпускной коллектор и загореться.

— «Дизеля» горят так же часто, как и «бензинки»?

— Дизельное топливо труднее поджечь, когда оно холодное. Но когда оно горячее уходит из двигателя обратно в бак, то горит не хуже бензина. Тем более что в дизельных топливных насосах высокое давление.

Причина четвертая: выхлопная система. Почему «антикоррозийку» нельзя делать где попало?

— В современных автомобилях выхлопная система состоит из выпускного коллектора, катализатора и банки глушителя, — перечисляет эксперт. — Самый горячий в этой цепочке — катализатор, особенно в процессе прожига.

Во всех катализаторах сейчас, как правило, используют керамические соты с платиновым напылением. Какое-то время они «работают», а потом забиваются продуктами неполного сгорания топлива, после чего происходит их прожиг.

В некоторых машинах непосредственно в катализатор подается еще и дополнительное топливо. Таким образом, несгоревшие элементы начинают гореть внутри банки катализатора. При этом температура там даже при нормальной работе может достигать 700 градусов.

Если все идет как надо, то прожиг включается, когда автомобиль работает при больших оборотах. Тогда тепловые экраны, которые стоят в машине, не позволяют каким-то сгораемым элементам воспламениться. Но бывают случаи, когда прожиг начинается, например, в пробке, а температура катализатора в это время достигает 900 градусов… Если где-то демонтирован тот самый тепловой экран, то под днищем автомобиля может начаться воспламенение отдельных элементов. Такие случаи у нас были.

Иногда это происходило из-за антикоррозийной обработки днища: «спецы» попадали на зону, где расположен катализатор. «Антикоррозийка» в большинстве своем состоит из полимерных сгораемых материалов — того же динитрола или аналогов, которые вполне могут воспламениться. Так что при обработке днища тепловые экраны нужно снимать, а затем ставить на место. Но это большой кусок работы, поэтому на некоторых сервисах на него могут закрыть глаза…

Что делать? После антикоррозийной обработки автомобилисту стоит загнать машину на яму и убедиться, что все тепловые экраны на месте, глушитель стоит правильно.

Кстати, о глушителе. Погнулось крепление, он стал ближе к днищу — летом снизу может загореться обшивка салона. Я уже не говорю про случаи, когда глушитель дырявый и у вас в зоне выпускного коллектора раскаленные газы бьют прямо на сгораемые элементы.

А что насчет электромобилей — часто ли они горят?

В случае с электромобилями мы будем говорить о возгорании батарей, приводящих электрокар в движение. Такие пожары опасны тем, что они могут закончиться взрывом.

— Батарея у всех электрических машин, по сути, одинаковая, хотя «электрички» сейчас выпускают разные — на любой вкус и цвет, — говорит Ростислав Курсевич. — Если мы ее разберем, то увидим те же самые аккумуляторы. Их производителей в мире немного — Samsung, Sony, SsangYong и другие.

Литий-ионные АКБ достаточно надежные, но пожароопасные. Электрическое повреждение или перегрев могут вызвать разрушение батареи и внутреннее короткое замыкание — тепловой разгон, который приводит к воспламенению. Пожары нередко сопровождаются взрывом.

Мы фиксировали лишь единичные случаи взрывов электромобилей. Но тут следует сделать оговорку. Допустим, у человека сгорела Tesla. Скорее всего, она была привезена из Америки уже сильно битой, то есть производитель ее давно не обслуживал. Кому в случае возгорания предъявлять претензии? Некому. Тогда и смысла обращаться за судебной экспертизой у владельца нет. А китайские электрокары с официальными представителями в Беларуси только-только появились, случаев возгорания пока не было.

— Есть ли опасения по поводу того, что скоро случаи возгорания электромобилей участятся?

— Таких опасений нет, однако мы готовимся к разным вариантам развития событий, поэтому у нас запланировано обучение специалистов со всей республики по устройству и исследованию инцидентов с электрокарами.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.