«Уехал из дома месяц назад!». Репортаж из пункта пропуска «Бенякони», где скопились огромные очереди

Авто
Поделись с друзьями

Казалось бы, к очередям большегрузов на белорусских пунктах пропуска уже давно привыкли. В режиме долгого ожидания пересечения границы со странами ЕС дальнобойщики живут уже не первый год.

Репортаж из пункта пропуска

Однако свежая статистика, которую ежедневно приводит Государственный пограничный комитет Беларуси, не может не шокировать:

«2 060 грузовиков ожидают въезда в ЕС. Меньше всего фур за сутки приняли в литовском „Мядининкае“, его контрольные службы пропустили на свою территорию всего 15% транспорта от нормы. Сотрудники польского пункта пропуска „Кукурыки“ приняли 57% большегрузов. Въезда в Латвию через пункт пропуска „Патерниеки“ ожидают 680 грузовиков. Сотрудники данного погранперехода пропустили на латвийскую территорию за сутки 43% авто», — сообщал на днях подведомственный телеграм-канал о ситуации на действующих КПП.

Репортаж из пункта пропуска

Журналисты av.by побывали в пункте пропуска «Бенякони» на границе с Литвой. Как живут водители в очередях? И что делают с привычными «ссобойками» из дома? Ведь какой дальнобойщик не брал в дальний рейс домашнюю провизию: овощи, тушёнки да консервы? Напомним, что с 3 июня 2024 года вступил в силу запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции и кормов из России и Беларуси согласно перечню, утверждённому постановлением правительства Литовской Республики. Тогда в соцсетях «завирусились» фотографии выброшенных в погранпереходах продуктов, с которыми сопредельная сторона отказалась пропускать белорусов. А как сейчас?

Репортаж из пункта пропуска

Пункт пропуска «Бенякони — Шальчининкай» находится в Вороновском районе Гродненской области и является одним из основных КПП Беларуси. Уже за несколько километров до этого объекта наблюдаем большое скопление большегрузов на АЗС и местных стоянках. В пункте пропуска — электронная регистрация, но оборудованная всем необходимым стоянка рассчитана на 250 мест. А очередь, как известно, значительно больше. Поэтому ожидающих дальнобойщиков можно увидеть где угодно.

Репортаж из пункта пропуска

Минуя вереницы большегрузов, едем в сам погранпереход. Сколько пришлось отстоять водителям и с какой провизией пересекают границу? Спросим об этом у дальнобойщиков.

Репортаж из пункта пропуска

Вадим из Светлогорска везёт в Вильнюс мебель. На границу приехал 1 июня, зарегистрировался в электронной очереди и уехал домой:

— Белорусы все так делают в основном. Я хоть и живу за 400 километров, но это лучше, чем в кабине неизвестно сколько жить!

В сфере грузоперевозок мужчина трудится с 2011 года. Сейчас, признаётся белорусский водитель, самый сложный период в его деятельности.

— Я работаю в литовской компании. У меня простой не оплачивается. Конечно, это отразится на моём заработке. Я бы мог эти дни работать, а так пришлось вынужденно отдыхать, — с досадой в голосе говорит собеседник.

В похожей ситуации оказался и его коллега Алексей из Лиды. Его машина простояла в зоне ожидания десять дней. В это время водитель был дома.

— Мне платят за рейс. Раньше в месяц мог и четыре рейса сделать, сейчас — только два! Но выбора нет — приходится терпеть.

О том, что литовские пограничники не пропускают с продуктами, мужчина слышал от своих коллег. Поэтому на сей раз пересекает границу почти пустым: пришлось отказаться от домашних заготовок и взять с собой лишь лёгкий перекус.

— Кто как говорит… Кто-то сказал, что литовцы относятся лояльно к водителям большегрузов и разрешают им провозить… Но я решил не рисковать.

А вот молдаванину Виктору в очереди стоять не пришлось. От утомительного ожидания его спас… груз, который относится к категории скоропортящегося:

— Везу мороженое из Бреста в Молдову!

Спрашиваем иностранца, пробовал ли он нашу продукцию.

— Вкусное! Я пробовал — очень вкусное! — несколько раз повторил дальнобойщик.

Али — водитель из Турции. Мужчина не знает ни русского, ни английского. Несмотря на языковой барьер, от общения не отказывается и предлагает беседовать через онлайн-переводчик.

Турецкий дальнобойщик стоит в очереди 13 дней. На наш вопрос, как даётся ему такое ожидание, утомлённо качает головой. И что-то на турецком наговаривает в телефон. Спустя секунду на экране гаджета появляется ответ: «Я ушёл из дома в прошлом месяце и до сих пор не вернулся!»

Максон едет из Узбекистана. Водитель находится ещё в зоне ожидания, но, как говорится, на низком старте. Сегодня он планирует пересечь белорусско-литовскую границу. В «колейке» иностранец простоял всего четыре дня:

— У меня спецразрешение есть! — не без гордости говорит мужчина.

В Европу узбекский водитель везёт удобрение. От привычного набора продуктов, которые брал в каденцию, пришлось отказаться в связи с новыми правилами:

— Раньше возил крупы, картошку, морковку, консервы… Сейчас — всё! Только что-то перекусить!

К слову, бытовых проблем в зоне ожидания нет. Здесь есть и постирочная, и туалеты. Мы зашли в местное кафе. На скорую руку тут можно перекусить выпечкой, картошкой фри и другим фастфудом. А для тех, кто хочет подкрепиться посолиднее, есть комплексы обедов, которые ежедневно привозят из ресторанов.

— У кого есть в машине мультиварки или плита, готовят сами… Остальные — едят у нас, — рассказала продавец местного кафе. — Сейчас, конечно, дальнобойщиков стало больше. Соответственно, и работы тоже… Кто-то даже по две недели стоит в очереди!

Официальный комментарий пресс-службы ГПК Беларуси:

— К сожалению, проблемы на белорусско-литовской границе, связанные с отсутствием должной работы литовской стороны и пренебрежительным отношением к водителям, осуществляющим ВЭД, сопредельная сторона разрешать не стремится.

— Уже на протяжении нескольких месяцев литовские службы не забирают даже половину из оформленных на белорусской стороне транспортных средств. В лучшем случае они оформляют четыре машины за час при возможностях более двадцати грузовиков.

И литовскую сторону не интересуют даже проблемы своих перевозчиков, не говоря уже в целом о содействии в осуществлении ВЭД.

— Белорусская таможня осуществляет таможенные операции в установленные сроки, но повлиять на ситуацию в одностороннем порядке не может. Поэтому уже оформленным на нашей стороне авто приходится сутками ожидать въезда в сопредельные страны.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.