«Одни по 20 часов стоят, другие за ночь $500 делают». Репортаж из пункта пропуска «Брест — Тересполь»
Пропускной пункт «Брест» (сопредельный — «Тересполь») остался единственным пассажирским пунктом пропуска на белорусско-польской границе. Часто этот маршрут в ЕС бывает наиболее загружен легковушками.
Зачем белорусы едут в Польшу, как долго ожидают въезда туда, кто виноват в очередях на границе и сколько стоит место в колее? Об этом и не только читайте в репортаже Av.by.
Для начала поговорим о ситуации на границе с начальником отделения пограничного контроля «Варшавский мост» Виктором Герасименко.
— Сейчас в очереди в направлении Польши находится 320 автомобилей, — говорит Виктор Николаевич. — В последнее время таких больших скоплений не было, обычно количество транспортных средств, ожидающих выезда за границу, колеблется в районе 230—280 единиц.
— Увеличилось ли число желающих выехать за границу в связи с наступлением отпускного сезона?
— Существенно обстановка не изменилась. Заметно выросло разве что количество туристических автобусов. Много сейчас идёт их с детьми. В таких случаях с нашей стороны поступает указание об оказании содействия, автобусы оформляются и уезжают на мост в сторону Польши в максимально короткое время.
— Зависит ли размер очереди от дня недели? Возможно, перед выходными больше желающих выехать за границу?
— Раньше такая зависимость наблюдалась. Как правило, в воскресенье пропускной пункт не был загружен. Сегодня от дня недели зависит скорее очередь на въезд в Беларусь. В начале недели люди едут в Польшу на рынки и в магазины, а ближе к выходным возвращаются домой.
— Может ли кто-то пересечь границу без ожидания очереди?
— Конечно. Такие категории граждан определены постановлением № 70 Совета Министров. Например, освобождаются от въезда в зону ожидания либо имеют право въехать в зону ожидания по отдельному направлению и выехать в первоочередном порядке лица, следующие с детьми до трёх лет; граждане, имеющие на руках извещение о смерти или тяжёлой болезни близкого родственника, находящегося за границей. Сюда относятся инвалиды различных степеней, лица, следующие по дипломатическим паспортам, а также другие категории граждан, определённые законопроектом.
— Какова пропускная способность пункта пропуска «Брест — Тересполь» и какое количество автомобилей в среднем проходит через него сегодня?
— Нашими совместными документами определено: в случае образования большой очереди на каком-либо из направлений все службы государственных контрольных органов, находящиеся на границе, должны с максимальными усилиями оформлять до 1 700 транспортных средств в сутки. Сегодня в среднем за сутки из пункта пропуска в Польшу убывает порядка 550 транспортных средств. В обоих направлениях через пропускной пункт проходит 1 000—1 400 авто в сутки.
— Каковы основные причины большой загруженности пункта пропуска и как решить проблему значительных очередей на границе?
— Не будем исключать из причин перегруженности пропускного пункта тот факт, что «Брест — Тересполь» остался единственным пунктом пропуска, где пассажиры могут пересечь белорусско-польскую границу. Сюда едут автомобили со всей страны, а также иностранные граждане, желающие попасть в Польшу. Однако на сегодня размер очереди в большей степени зависит от ритмичности работы сопредельного пункта пропуска. Мы оформляем и отправляем в Польшу максимально возможное количество транспортных средств, но пока их не примет сопредельная сторона, они находятся на территории нашего пункта пропуска, а значит, мы не можем принимать и оформлять другие автомобили.
— Таким образом, неритмичная работа польской стороны способствует формированию ещё большей очереди автомобилей на границе. И решение проблемы видится именно в планомерной работе «Тересполя». Если бы они пропускали хотя бы 30—40 машин в час, вопрос загруженности пропускного пункта не стоял бы так остро. Между тем ежедневно в почасовых отчётах о количестве убывших из пункта пропуска автомобилей мы видим цифру ноль! Это значит, что за час польская сторона не приняла ни одного авто из Беларуси. Нередко случается, что «Тересполь» срабатывает по нулям до четырёх часов в день.
— Как сейчас белорусам, выезжающим за границу, оформить автостраховку? Ведь международный полис страхования «Зелёная карта» перестал действовать для белорусских автовладельцев.
— Оформить страховку можно при въезде на территорию ЕС. Некоторые оформляют польские страховки онлайн. В таком случае важно иметь в виду, что их необходимо распечатать, насколько я знаю, определён даже формат и цвет бумаги, на которой необходимо это сделать. Конечно, для наших граждан создали некоторого рода трудности в этом плане. Для иностранцев, въезжающих в нашу страну, по сути, ничего не изменилось: оформить полис пограничного страхования транспортного средства они, как прежде, без проблем могут прямо на въезде в Беларусь, занимает это буквально минуту.
— К слову, несмотря на неоднократные предостережения польского МИДа с призывами воздержаться от поездок в Беларусь, статистика показывает, что граждане Польши по-прежнему охотно едут к нам. С начала этого года по безвизовому режиму через пункт пропуска «Брест — Тересполь» нашу страну посетило более девяти тысяч поляков. Общее количество иностранцев, въехавших в Беларусь через польскую границу, составило около 54 тысяч человек.
«Стоим уже вторые сутки»
После беседы с начальником отделения пограничного контроля мы решили пообщаться с людьми, находящимися в очереди в пункте пропуска. Подходим ближе к границе и направляемся к одному из первых авто, уже прошедших все виды контроля на белорусской стороне и ожидающих въезда на территорию Польши. Водитель легковушки, завидев нас, сразу покинул салон и отошёл поодаль. Его жена, оставшаяся на заднем сиденье, неохотно согласилась ответить на несколько вопросов.
— Расскажите, пожалуйста, сколько уже стоите в очереди на границе?
— Едем в Польшу за запчастями для машины. В очереди стоим уже вторые сутки.
— Автозапчасти там стоят дешевле или просто не смогли найти нужные детали в Беларуси?
— Да, там автозапчасти значительно дешевле. Нам, например, нужно сцепление. В Польше его стоимость будет как минимум на 120 долларов ниже, чем у нас. Необходимы ещё кое-какие детали, точно не скажу, это у мужа надо спрашивать. Но он ни с кем не хочет разговаривать. В общем, могу с уверенностью утверждать, что всё для машины там выгоднее брать.
— Часто выезжаете за границу?
— Раньше чаще ездили. Сейчас из-за этих огромных очередей всякое желание ехать отпадает. Только по острой необходимости.
— А как оформляли страховку на автомобиль?
— Заранее просили знакомых в Польше сделать. Люди ехали, мы дали им техпаспорт, они нам оформили там страховку и привезли.
С аналогичными вопросами подходим к другому автомобилю. Мужчина направляется за границу вместе с дочерью-подростком.
— Еду в Варшаву по работе, — говорит водитель, представившийся Дмитрием. — Границу пересекаю очень редко. Сейчас, можно сказать, просто вынужден отправиться на рабочую встречу. В очереди мы 27 часов. Думаю, ещё часов пять как минимум будем ждать. Так долго я ещё никогда не стоял на границе, до этого у меня был рекорд 23 часа. На автобусе, конечно, оказалось бы быстрее, но мне нужно потом ещё в несколько городов попасть, поэтому комфортнее всё-таки на машине. В ожидании коротаю время в телефоне либо работаю за ноутбуком. Страховку оформил заранее онлайн. Помогли знакомые, оригинала у меня на руках нет, только распечатка. Стоимость страховки на две недели — 40 евро.
В пункте пропуска встречаются и пассажиры с маленькими детьми. Подходим к авто, из окна которого выглядывает мальчик лет четырёх. Он вместе с мамой Инной и старшей сестрой едет из Пинска в Варшаву.
— За границей ждёт муж, он там работает, — объясняет девушка. — Вместе мы планируем лететь на отдых из аэропорта Варшавы. Договор автострахования супруг оформил в Польше заранее, стоимость страховки на месяц — 36 евро. Очередь нам заняли знакомые из Бреста, мы здесь уже 17 часов, и неизвестно, сколько ещё тут находиться будем. В такую длинную очередь до этого я никогда не попадала. Раньше от силы пять-шесть часов стояли.
— Чем занимаете себя и детей?
— Дети спали, сейчас выручают мультики, книги, журналы, раскраски. Я вот разгадываю сканворды, читаю новости в интернете. В общем, развлекаемся как можем.
Ожидание пересечения границы в очереди для легковых авто, конечно, очень длительно. Интересно, насколько быстрее можно сделать это на автобусе.
— Мы с женой собрались к детям в Польшу, — говорит один из пассажиров автобуса «Брест — Варшава». — Отправляемся за границу редко, иногда на личном авто. В этот раз именно по причине большой загруженности пункта пропуска мы приняли решение ехать на автобусе. Сегодня получилось очень удачно. Водитель занял очередь заранее, мы приехали на границу и сели уже, можно сказать, в первый автобус. На данный момент мы стоим здесь около четырёх часов. Надеемся, что в течение трёх часов пересечём границу.
— Ваш автобус полностью заполнен?
— Нет, около половины мест свободно.
— То есть получается, что даже сейчас кто-то может ещё подсесть в первый автобус без долгого ожидания в очереди?
— Думаю, теоретически это можно сделать, чтобы относительно быстро пройти границу.
На траве рядом с автобусом расположился мужчина с семимесячным малышом.
— Как такой маленький ребёнок переносит многочасовое ожидание в очереди? — интересуемся у молодого отца, который, как оказалось, едет из Пинска в Варшаву с малюткой один.
— Пока всё хорошо! — бодро отвечает мужчина. — Мы пересели из пинского автобуса в этот, что поближе к границе. Спросил у водителя, есть ли места, он разрешил нам подсесть. На машине я никогда не езжу. Автобусом гораздо быстрее получается.
С радостью пошёл на контакт с нами и водитель автобуса «Брест — Бяла-Подляска» Виктор:
— Автобус у меня полный, люди едут на работу в основном. Мы стоим в очереди уже около шести часов. Думаю, ещё часов семь здесь пробудем, не меньше. Раньше две границы проходили за час, очень сильно пассажиры ругались, если на это уходило часа два. А сейчас, конечно, весьма долго ждать приходится. Как-то я 36 часов стоял в одну сторону. Что тут сказать? Все понимают, что не работают поляки…
«За ночь $500 делаем»
Очередь легковых автомобилей простирается далеко за пределы приграничного сервиса и заканчивается почти около Брестской крепости. Ускорить процесс прохождения границы на личном авто можно, купив место в колее. Эта услуга не новая, но она стала довольно востребованной в связи со сложившейся ситуацией. В профильных группах люди предлагают как купить, так и продать место. Могут за вас постоять в очереди на вашем же авто.
— Слышал, что сейчас есть такса, — говорит один из автомобилистов. — За тебя стоят в очереди, и один час работы стоит определённое количество денег. На вашем авто могут и за «забор» (въезд на территорию приграничного сервиса) проехать, пройти «экологию» и даже «стометровку», то есть доехать прямо до самого пункта пропуска.
Поменяться же местами желательно до «забора».
— Я уже больше 20 часов стою здесь, — говорит женщина из автомобильной колеи перед границей. — Вижу, что многие объезжают очередь. Думаю, они либо просто внаглую вклиниваются, либо покупают места.
Сколько же стоит эта услуга на границе? Мы нашли одного из предприимчивых граждан, готовых стоять в очереди за вознаграждение.
— Цена зависит, во-первых, от загруженности пункта пропуска, — объясняет мужчина. — Чем больше очередь, тем выше спрос на покупку места, соответственно растёт и сумма. Во-вторых, имеет значение удалённость от «забора». Чем ближе к нему, тем дороже. Около «забора» мы и за 100 долларов места отдавали.
— Расскажите: как устроен этот процесс?
— Мы обычно приезжаем с друзьями на трёх автомобилях. Заранее просим кого-нибудь из знакомых занять очередь. Потом ставим одну машину в начало колеи, на второй вклиниваемся в середину, третью подгоняем в конец очереди. Обычно с вечера до утра прогоняем все свои авто по два круга до «забора». Так за ночь 500 долларов делаем.
— А как ищете клиентов на место?
— Просто пишем в тематические чаты. Иногда люди там сами дают объявления вроде: «Куплю место в очереди». Тогда пишем сразу в личку.
— А что, если простоите в очереди до «забора», а покупатель на место так и не найдётся?
— И такое может быть, конечно. Тогда просто скидываем цену. За сто рублей в любом случае место уйдёт. Всегда есть люди, которым срочно нужно пересечь границу, либо просто те, кто не хочет тратить по 20—30 часов на простаивание в очереди.