«За 16 лет конкурентов так и не появилось». Репортаж с единственного на весь Скидель шиномонтажа
В городах ажиотаж на шиномонтаж уже стартовал. И дело вовсе не в том, что до 1 декабря осталось чуть больше недели. Низкая температура за окном недвусмысленно намекает: пора бы сменить резину! Самые бдительные автовладельцы достают из гаражей, подвалов и чердаков зимние шины и торопятся занять очередь в близлежащих мастерских.
Оно и верно: риск попасть в небезопасную ситуацию на скользкой дороге из-за «обуви» не по сезону значительно возрастает именно в первые снежные сутки.
В разгар сезона «переобувки» мы решили посетить шиномонтаж, находящийся подальше от города. Весной мы были в гостях у парня, который ушёл с завода и на свой страх и риск открыл шинный бизнес в агрогородке Индуре. Ровно год назад мы общались с Антоном, трудящимся с утра до вечера на своей шиномонтажке, расположенной за 30 километров от Гродно. И вот настал черёд районного центра!
Есть что-то особенное в небольших частных шиномонтажках, расположенных вдалеке от белорусской столицы. Вот и в этот раз, поехав в Скидель, в одной очереди мы встретили пенсионера на 30-летних «Жигулях» и мужчину на солидном Lexus.
Чуть позже на прицепе подвезут шины от большегруза DAF и местного погрузчика. А хозяин здешней шиномонтажки честно расскажет о бизнесе, конкурентах и, конечно же, доходах.
В Гродно в день нашей поездки выпал первый снег. Не то чтобы он засыпал весь город белоснежными хлопьями, но, думаем, многих автовладельцев заставил поторопиться с сезонной «переобувкой» машины.
«Один шиномонтаж — это плохо!»
Журналисты Av.by приехали в Скидель утром в будний день. У двери небольшой шиномонтажки уже стояли люди. Хозяин помещения ещё накануне вечером нас строго предупредил: много времени на разговоры у него не будет. «Сезон ведь! Некогда стоять да языком молоть попусту!» — деловито сказал нам мужчина по телефону.
Заглянули внутрь — несколько мастеров в спецовках корпят над огромным колесом высотою добрых 1,5 метра.
— Ого! и от какой машины такое огромное? — не скрывая удивления, спрашиваем мы.
— От велосипеда! — не отвлекаясь от работы, отвечают ребята.
Похоже, с чувством юмора у местных работников полный порядок. А есть ли поток клиентов, желающих «переобуться» на зиму?
— В этом году скидельчане очень рано начали «переобуваться». Сезон у нас стартовал в октябре. В прошлом году, наверное, многие постояли в очереди — и больше не хотят! Оттого и стали думать о смене шин заранее, — подходит к нам тот самый деловой Александр, владелец местной шиномонтажки.
В шинном бизнесе он с 2007 года. До этого трудился в абсолютно другой сфере. А когда решил сменить её, выбирал между такси и шиномонтажом.
— На тот момент в Скиделе вообще не было такой услуги. Когда-то давным-давно что-то похожее имелось, но потом свернули дело, — вспоминает собеседник.
Население города небольшое — около 12 тысяч человек. За 16 лет шинного бизнеса конкурентов у Александра так и не появилось. Вернее, они периодически открывались, но тут же закрывались.
— Один шиномонтаж — это плохо! Для того чтобы нормально работать и зарабатывать в маленьком городке, нужно больше услуг предлагать. Иначе просто не выживете!
В мастерской у Александра оказывается практически весь спектр услуг, связанный с шинами. Здесь и грузовой и легковой шиномонтаж, и регулировка развала-схождения, и раскатка дисков с последующей балансировкой. К такому внушительному, по меркам Скиделя, списку услуг Александр пришёл не сразу. Говорит, закупаться оборудованием приходилось в течение семи лет!
— Вне сезона работы тоже хватает. На мелкий ремонт всегда приезжают и легковушки, и погрузчики, и тракторы, и грузовики. Последние ещё и развал-схождение делают часто, — объясняет собеседник. — У меня обслуживаются и ипэшники, и все организации в округе.
Штат сотрудников в компании Александра небольшой — два мастера да его крепкие руки. Число помощников не меняется даже в разгар сезона — мужчина утверждает, что втроём справляются. Были бы клиенты!
— А много ли машин приезжает сейчас к вам?
— Люди есть постоянно! В очереди обычно стоит автомобилей пять, не больше. За день успеваем обслужить около 50 единиц разной техники.
Мы уже в уме начали прикидывать выручку, как хозяин неожиданно заявляет:
— Конкретной выручки за день не назову, потому что не считал! Скажу проще: денег на жизнь хватает!
Наши люди выбирают «Белшину»!
Пока ребята колдовали над колесом погрузчика (тем огромным, которое якобы от велосипеда), в мастерской было очень шумно. Решаем выйти на свежий воздух, а заодно пообщаться с ожидающими своей очереди клиентами.
Под навесом стоит красный «Жигуль». Точно такие снимались в советском кинофильме «Самая обаятельная и привлекательная» — авто было прямо козырем его владельца Аркадия!
За рулём ВАЗ-2107 — пенсионер Марьян Антонович. Мужчина приехал на сезонную «переобувку». Зимние шины, разумеется, прихватил с собой.
— Машина 1991 года выпуска, а прикурить даст любой иномарке! — хвастает состоянием своей «семёрки» белорус.
На этом автомобиле супружеская пара ездит к детям и в Гродно, и в Щучин. Поэтому покрышки автовладелец меняет всегда своевременно. К слову, выбирает отечественную «Белшину».
— Не надо наговаривать, якобы шины уступают импортным по качеству. Я на родной «Белшине» езжу всегда! И знаете, лучшего качества мне и не надо: протектор цепкий, на трассе не шумит! Как-то купил российские покрышки — не понравилась марка. Да я и детям своим всегда говорю: «Купляйце беларускае и не гонитесь вы за этим иностранным!» — серьёзно произносит мужчина и отходит в сторонку.
Его автомобиль уже «переобули», а значит, пора рассчитываться за работу.
Кстати, цены в этом сезоне Александр не поднимал. Хотя признаётся: слышал от гродненских коллег, что те прейскурант переписали.
— Стоимость зависит, конечно, от размера колеса. За одно у легковушки прошу 8 рублей. Сюда входит и отбалансировка, и сама «переобувка». Вот такое колесо, — показывает в сторону погрузчика, — 100 рублей.
— У вас здесь легендарные экземпляры стоят! — говорим мы Александру, указывая на красные «Жигули».
— Это, кстати, не самая старенькая! Есть у меня постоянный клиент на «Запорожце»! Правда, приезжает в основном ремонтировать резину: то подкачать колесо, то латку поставить. Дедушка уже в возрасте, машину водит не так активно, поэтому шины менять не торопится. Подлатает — и поехал!
— На каких авто вообще ездят скидельчане?
— От очень дешёвых до довольно дорогих. Есть у меня клиент даже на новом «Мерседесе Гелендвагене»!
— А шины местные жители какие в основном выбирают? Импортные или белорусские?
— Встречаются и «Мишлен», «Гудьер». Но чаще всего на колёсах скидельчан наша родная «Белшина». Импортные бренды видим всё реже…
— Сложно ли сегодня войти в шинный бизнес в таком маленьком городке? Какой нужен капитал?
— Начать можно и с одним станком, но вопрос в том, сколько вы так проработаете. Кто-то складывает под подушку деньги, кто-то — пускает дело. Я выбираю последнее… Здесь только одних станков у меня на 27 тысяч долларов! И по мелочи набежит ещё приличная сумма: расходники, ключи, домкрат, грузовой пневмопистолет — всё это стоит денег. В будущем планирую открыть ещё СТО неподалеку, стану там делать мелкий ремонт. Хорошее подспорье для шиномонтажа вне сезона…
— А когда у вас заканчивается зимний сезон?
— В декабре. Бывает, правда, ещё под Новый год кто-то на лысой резине подъезжает. В прошлом году, в конце ноября, здесь такая очередь стояла, что хвост из машин виднелся аж за поворотом (метров за 150 до шиномонтажа).
— Предварительную запись не практикуете?
— Нет. Было такое раньше, но не прижилось. Кто-то запишется и не явится или опоздает. А я стою и жду! Некоторые принимались скандалить в очереди, когда люди подъезжали по предварительной записи. В общем, бросил я эту затею и теперь работаю только в порядке живой очереди.
В этот момент двери в мастерской открылись, внутрь закатили очередное огромное колесо. Это местная организация привезла покрышки от большегруза DAF. Демонтировали их в мастерской компании, а сюда перевезли на «переобувку». Говорят, так сэкономят и время, и деньги. Кстати, снять одно колесо с фуры здесь стоит 10 рублей.
Уже прощаясь с мастерами и Александром, замечаем у дверей шиномонтажки видный белый Lexus. Его хозяин, оказывается, из Минска! Мужчина говорит, что для «переобувки» никогда не ждёт 1 декабря, а ориентируется по погоде. Стало сильно холодать — значит, пора отправляться на шиномонтаж, рассуждает минчанин.
— Я пенсионер! А в Скиделе у меня есть домик. Поэтому «переобуваюсь» много лет только здесь. Достал шины из гаража и приехал сюда, — рассказывает Иван.
— И какие шины у вас на колёсах нынче?
— Bridgestone! Покупаю только европейские бренды…
— Сейчас импортные покрышки сильно выросли в цене. Не заметили такого?
— Это как посмотреть. Мне кажется, если покупать что-то дешёвое и некачественное, получится в итоге даже дороже! А так взял хорошие шины и ездишь спокойно, пока тебе мастер не скажет: пора менять их на новые.
*****
Отъезжаем от мастерской Александра, когда белый снег уже хорошенько припорошил улицы Скиделя. К дверям одной-единственной в городе шиномотажки всё прибывали и прибывали машины. Были среди них и ржавые бусики, и ухоженные минивэны, легковушки, даже грузовики! Пройдя мимо навеса, где уже стояла очередная повидавшая жизнь иномарка, мужчина издалека подмигнул нам и приблизился к куче дров. Глубоко вдохнув морозный воздух, Александр поднял целую охапку берёзовых кругляшей и понёс их в шиномотажку. Сейчас он бросит их в печку, чтобы хорошенько протопить небольшую мастерскую и слегка погреть холодные руки в испачканных спецовках… Загудит пламя в старой буржуйке, заклубятся искры и вместе с клубами белёсого дыма устремятся ввысь. Мы же и говорим: есть что-то особенное в мастерских, которые находятся вдали от огней большого города.