Россияне пытаются вернуть купленные у белорусов автомобили, угрожая «судилищами». А что по закону?
Приобретение автомобилей в Беларуси россиянами считалось «перспективным» направлением. Шутка ли, за счет того, что у нас имеются налоговые льготы или активно используется схема регистрации авто на льготников с 50%-й скидкой по растаможке, итоговая стоимость машины была значительно ниже.
Сколько веревочке ни виться
В редакцию ABW.BY стали обращаться наши соотечественники с одним и тем же вопросом: они недавно продали свои машины российским покупателям, а теперь новые владельцы машин пытаются их вернуть. Мол, на учет машину в России поставить стало чрезмерно дорого.
Вот что пояснила Виктория:
«Объявление о продаже Ford я разместила на одном из интернет-ресурсов Беларуси. Потенциальный покупатель позвонил довольно быстро, представился гражданином России (из Воронежа). Поспрашивал что да как и сказал, что на выходных приедет машину смотреть. Встретились в назначенное время, покупатель подключил к моей машине ноутбук с программным обеспечением, проверил все, потом проехал пару километров. «Хорошо, буду брать», – резюмировал он.
В ГАИ оформили документы и ударили по рукам. Покупатель в последствии даже отзвонился, что домой добрался успешно, без приключений и претензий к техническому состоянию автомобиля. Через три дня позвонил снова, и, к моему большому удивлению, сказал, что машину на учет в ГИБДД России он поставить не может. Точнее, уже не хочет, так как за авто ему нужно дополнительно уплатить более миллиона российских рублей.
Автомобиль Ford Kuga 2019 г.в., состояние отличное и тут на тебе. Покупатель попросил расторгнуть договор купли-продажи. Но я не хочу, зачем мне это надо? Тогда он по телефону сказал, что меня ждет суд, мол он меня по «судилищам», как он выразился, затягает и все равно вернет мне машину, а себе обратно деньги. Каковы мои перспективы, если автовладелец действительно обратится в суд?»
Что об этом говорится в белорусском законодательстве
С точки зрения отечественного законодательства Виктория соблюла все необходимые требования, изложенные в Указе Президента Республики Беларусь №504 «О мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств»: договор, регистрация в ГАИ – все как нужно. Даже если покупатель не поставит машину на учет, то Виктория уже собственником автомобиля не является в силу ч. 2 ст. 224 Гражданского кодекса Беларуси.
Статья 224 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору
2. Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента его регистрации, если иное не установлено законодательством.
То есть претензий с юридической точки зрения к Виктории нет.
Что в законодательстве России
А вот тут кроется самое интересное. Новый автовладелец Ford Kuga тоже ничего с точки зрения закона не нарушил, но…
С 1 апреля 2024 года российское правительство ужесточило контроль за тем, как оплачивались пошлины на автомобили, которые были завезены из третьих стран, впоследствии завозимые из стран ЕАЭС (Беларусь, Россия, Казахстан, Армения, Кыргызстан).
В Беларуси, где активно используется схема оформления автомобилей на льготников с 50%-й скидкой при растаможке, покупать машину выгодно, если таковая схема использовалась. Россияне (и не только) этим активно пользовались.
Таможенные ставки в странах ЕАЭС одинаковые, но у нас льготы, например, есть, а в других государствах (называть не будем) очевидно закрывали глаза на занижение стоимости ввозимого автомобиля (тогда растаможка меньше). С белорусскими таможенниками такое не прокатывает, насколько мы знаем.
Ни для кого не секрет, что потенциальные российские автовладельцы уже изначально заказывали себе автомобили из Европы и США с учетом их первоначального оформления на льготную категорию белорусских граждан. Только граждане эти машин по факту в основном не видели, они сразу же переоформлялись на россиян.
Указ Президента Республики Беларусь №140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов»
1. Возмещать инвалидам I или II группы, родителям (усыновителям, удочерителям) в многодетных семьях или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, опекунам (попечителям) детей-инвалидов в возрасте до 18 лет 50 процентов таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе на территорию Республики Беларусь транспортных средств для личного пользования, за исключением водных и воздушных судов.
Первоапрельские новшества в России сыграли со многими автовладельцами злую шутку: при постановке автомобиля на учет в ГИБДД отправляли доплачивать налоги и сборы, недоплаченные при ввозе машины из-за занижения таможенной стоимости, в том числе и за счет использованной льготы (в Беларуси). Такие недоплаченные платежи учитываются в составе утилизационного сбора.
Это планируется применить во всех странах ЕАЭС. То есть таможня будет знать, откуда ввозился автомобиль, использовалась льгота или нет, какая стоимость машины заявлялась, какая растаможка уплачивалась. По факту просто осуществляется контроль за происхождением товара, и все.
Затем идет нехитрый расчет, и нового собственника, возможно, отправят доплачивать, иначе автомобиль на учет не поставят. Правильно это или нет? Да, правильно. Налоговые «манипуляции» допускаться не должны, если говорить о государственных интересах, а не личных, корыстных.
Многодетных, сирот и инвалидов в Беларуси, которые стали счастливыми «обладателями» дорогостоящих машин в интересах совсем других будущих собственников, станет меньше. А значит, и внимание к ним со стороны налоговых органов снизится. Ситуаций с доначислением подоходного налога на белорусских льготников было пруд пруди.
Можно ли расторгнуть договор
Как мы уже говорили, обе стороны (покупатель и продавец) ничего не нарушили.
Гражданский кодекс предусматривает случаи, когда сделку можно признать недействительной, например, по причине совершения сделки под влиянием заблуждения (ст. 179 ГК), или обмана/угрозы (ст. 180 ГК).
А в чем обман или заблуждение? А ни в чем. Виктория знать не знала, как ввозился приобретенный ею автомобиль (с использованием льготы или нет). А может, и знала, но что с того? Она распорядилась автомобилем как законный собственник, так как имела на это полное право.
Это своего рода «форс-мажор», когда действия правительства соседней страны в области регулирования и контроля за уплатой налогов и сборов, привели к таким последствиям – требованиям о доплате. Законные действия – законные и требования. Кто об этом из простых смертных знал или мог предположить, что так будет?
Так что судебные перспективы у российского автовладельца в Беларуси настолько призрачны, что даже и говорить об этом не стоит.
В Беларуси же 140-й Указ продолжает действовать, что говорит о том, что для граждан нашей страны, которые могут приобрести автомобили, ввозимые с использованием льготы, преференции не закончились. Но это пока…