Рынок такси в Беларуси ждут изменения. Что будет с ценами?
В Беларуси завершилось общественное обсуждение проекта указа «Об автомобильных перевозках пассажиров», который предполагает серьезные изменения в регулировании работы служб такси. Office Life узнал, как участники рынка оценивают этот документ. Спойлер: пока у специалистов он вызывает больше вопросов, чем ответов.
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ИЗМЕНИТЬ МИНТРАНС
Newgrodno.by уже писал о планируемых нововведениях. Вот три самых важных:
- создание реестра автомобильных перевозок пассажиров, куда должны быть включены все, кто работает в сфере т. н. нерегулярных перевозок. В службах такси это диспетчеры, таксопарки, водители и даже каждое используемое ими транспортное средство. Без включения в реестр работать будет запрещено;
- иностранные компании смогут работать на рынке такси только через юрлицо, созданное в Беларуси. Кроме того, все диспетчеры и службы должны использовать для работы исключительно белорусские информационные ресурсы;
- перевозчики будут обязаны установить системы видеофиксации процесса перевозок пассажиров. Причем эти данные должны храниться не менее месяца.
РОСТ РАСХОДОВ «ПОТЯНУТ» НЕ ВСЕ
По поводу реестра мнения участников рынка разделились. Ожидаемо таксопарки недовольны, что включение в него является платным: для диспетчерской службы — 100 базовых величин (3700 рублей), за каждый автомобиль такси — две БВ (74 рубля), за одного водителя — одна БВ (37 рублей).
— Это, конечно, создаст определенные финансовые трудности для таксопарков, — говорит директор и учредитель компании «Первое такси» Наталья Янушкевич. — Учитывая, что в нашем таксопарке работает около 40 машин, сумма получается немаленькая. Потянуть такие расходы смогут не все, поэтому количество служб такси на рынке стопроцентно сократится.
Регистрироваться, судя по всему, нужно будет всем. И таксопаркам с их машинами, и тем, кто использует схему т. н. «подключашек» — заключает договоры с водителями, работающими на своих автомобилях.
— Текучка у водителей такси большая. Особенно у тех, кто работает с нами на своих авто. Видимо, нам придется регистрировать их самих и их транспортные средства. И конечно, регистрироваться самим — как диспетчерам, — считает Артур Струк, директор компании «Сейлвихаст» (бренд TAXVILL).
Проблема в том, что рынок такси сейчас явно не «жирует». У легальных таксопарков много затрат, даже если не считать расходов на приобретение машин. И новые расходы в конечном счете будут включены в цену перевозки.
— Финансовая нагрузка на таксопарки и без того серьезная, — подтверждает Наталья Янушкевич. — Например, недавно нам пришлось приобрести 37 таксометров стоимостью 800 рублей каждый. А ведь есть еще затраты на страхование машин — и обязательное, и КАСКО. Без него тоже не обойтись, потому что работа такси — это большой трафик плюс человеческий фактор, к сожалению. Например, 12 января мы купили 20 новых машин, а уже в марте все они были в той или иной степени с повреждениями.
ВИДЕОФИКСАЦИЯ: ПОЛЕЗНАЯ ФУНКЦИЯ ИЛИ ИЗБЫТОЧНАЯ МЕРА?
Много вопросов у служб такси и с установкой видеорегистраторов. Причем не только финансового характера.
В Ассоциации перевозчиков и диспетчеров такси (АПИД), выпустившей официальное заявление по поводу проекта указа, считают, что возникнет много проблем с водителями, которые могут «забывать» включать видеофиксацию в салоне либо сами, либо по просьбе пассажиров, не желающих попасть в объектив.
Финансовые проблемы тоже будут. Это и серверы нужной мощности, и специалисты по работе с информацией, которая, между прочим, подпадает под законодательство о защите персональных данных.
Все это — нетипичная для перевозчиков деятельность. А значит, им придется не только закупать камеры и компьютеры, но и нанимать людей для работы с видеоданными. Либо отдавать эту сферу на аутсорсинг.
ЕСТЬ НАДЕЖДА, ЧТО УКАЗ УБЕРЕТ С РЫНКА «ЧЕРНУШНЫЕ» ПАРКИ
До сих пор власти не вводили на рынке такси каких-то жестких ограничений, но по той же причине в этом виде деятельности очень значителен сегмент «серого» рынка. Так называемых «чернушных» парков или «парков-трехмесячников».
Такие организации регистрируются или на граждан России, или на белорусов по принципу «фирм-однодневок» и обычно работают не более одного-двух налоговых периодов. А потом — просто бросаются, и вместо них открываются новые юрлица.
Налоги чаще всего при этом вообще не платятся или уплачиваются только зарплатные налоги. При этом такие фирмы создают серьезную конкуренцию легальным перевозчикам, вдобавок переманивая водителей, которым обещают лучшие денежные условия. Как это работает — также рассказывали ранее.
Так вот, по принципу «нет худа без добра» участники рынка надеются, что указ поможет им в борьбе с нелегальными перевозчиками.
— Возможно, эти изменения позволят ограничить деятельность «чернушных» парков, — рассуждает Артур Струк. — Не исключено даже, что они вообще уйдут с рынка. Потому что в процессе включения в реестр им нужно будет привести в регистрирующий орган настоящего учредителя или директора. А это им явно не понравится. Но при этом важно, чтобы новые требования не создали легальным перевозчикам больше проблем и расходов, которых у них хватает и сейчас.
АПИД: В «ТЕНЬ» МОЖЕТ УЙТИ 70% ВОДИТЕЛЕЙ И 90% ПЕРЕВОЗЧИКОВ
Одним словом, как обычно бывает, когда слабо регулируемый рынок хотят поместить в достаточно жесткие рамки, это вызывает противоречивую реакцию. В основном — негативную.
АПИД даже заявила, что предлагаемые в проекте указа меры «повлекут повышение цен на перевозку для пассажиров, уход минимум 70% водителей и 90% перевозчиков в теневой сегмент рынка».
Скорее всего, на самом деле все обстоит не так пессимистично. Факт, что у перевозчиков появится много дополнительной работы — например, бумажной, связанной с прохождением регистрации. А главное — новые затраты. Это может негативно сказаться на развитии данного вида деятельности.
С другой стороны, немного «цивилизовать» этот рынок давно пора. Главное, не дойти в этом благом деле до абсурда. Поэтому, наверное, стоит прислушаться к мнению АПИД, по крайней мере в той части, где предлагается не спешить с принятием документа.
По мнению специалистов, чтобы найти разумный баланс интересов государства, служб такси и их клиентов, стоит как минимум обсудить нововведения с участниками рынка. А в идеале — выработать какие-то точные формулировки по вопросам, которые профессионалам гораздо понятнее, чем чиновникам.