«Я проснулся, а у меня онемело лицо!»: с какими трудностями столкнулся белорус в мототрипе по Словении?
Сегодня в традиционной рубрике выходного дня рассказываем историю Павла, который серьёзно заболел во время путешествия на мотоцикле по Европе, но всё равно закончил свой мототрип и увидел много интересного!
Советы для путешественников, повесть о трудностях в пути и миллион красивых фотографий — далее в материале av.by.
«Не понял сразу, что сильно переохладился!»
— До первого путешествия не понимал, моё ли это вообще, как мне комфортнее ездить: одному или с группой. Планы на трип были такие: преодолеть 5 500 км и проехать тринадцать государств. В итоге вышло 4 000 км и зацепил лишь восемь стран. Дальше расскажу почему.
— Путешествие заняло восемь дней. Я выезжал вечером после работы. Добрался до Бреста и остановился на ночь в гостинице «Рыньковка». Затем стартовал на границу с Польшей — в шесть утра уже был в пункте пропуска. Прошёл границу быстро: познакомился в очереди с водителем, который объяснил мне, что к чему, — рассказывает мотопутешественник.
В первый день Павел преодолел 538 км по второстепенным дорогам и остановился на ночёвку в Закопане, в горах. Тогда же столкнулся с первой сложностью: температура воздуха не превышала 1,5 градуса по Цельсию. Ехать на мотоцикле было очень холодно!
— Не понял сразу, что сильно переохладился. В гостинице немного отогрелся и поехал изучать городок. Потом отправился в ближайший ресторан, подкрепился и выпил три большие чашки горячего чая.
— Во второй день я уже наматывал километры по Словакии, а после неё отправился в Венгрию. Всё время, пока ехал, были проблемы со здоровьем. Думал, что из-за переохлаждения схлопотал ангину.
— Хорошо запомнил озеро Балатон. Дорога туда лёгкая — всего 300 км пути. Я не спешил, много где останавливался, болтал с местными, делал красивые фотографии. Увы, аптеку не нашёл — ближайшая была в 40 км оттуда.
— На следующий день въехал в Хорватию. Там удивили природа и протяжённые тоннели в горах. Воздух прогрелся до +28 градусов. Заселился в дом в Пуле — это город на западном побережье полуострова Истрия в Адриатическом море.
— Гуляя по этому величественному поселению, я наслаждался архитектурой, зашёл даже в местный амфитеатр. Ещё съездил к морю, там погрелся на солнышке. Дальше отправился в Словению. Основательно утеплился, чтобы не продувало, но всё равно было довольно холодно.
— В пути чувствовал себя хорошо, а вот когда остановился у подножия Мангарта (куда въезд оказался закрыт), осознал, что у меня нет сил двигаться. Я передохнул и отправился на перевал Вршич вдоль реки Сочи. Очень красивое место с уникальными пейзажами!
— В итоге, проснувшись в Австрии, понял: у меня болит левая часть лица. Это явный сигнал о том, что со здоровьем надо что-то решать. Взвесив все за и против, я решил выдвигаться домой — причём в ускоренном темпе. Путь вышел таким: Гродно — Польша — Словакия — Венгрия — Хорватия — Италия — Словения — Австрия — Чехия — Польша.
— В Минске сразу же отправился к лору, сделал снимок и выяснил, что у меня острый синусит! После этого ещё неделю отлёживался дома. Вот такой незабываемый отдых получился, — улыбается Павел.
«Если видишь место, которое нравится, — тормози и заезжай!»
— У меня BMW R1200GS LC 2015 года выпуска. Максимальная мощность — 125 лошадиных сил, а после установки чипа она выросла примерно до 130 л. с. Ёмкость бака — 18 литров, расход топлива в путешествии составлял около 6,5 л на 100 км.
Максимальная разрешённая масса байка — 450 кг, сухая масса — 238 кг. Это значит, что с полным баком и багажом мотоцикл не превышал допустимых параметров. Техника относится к турерам и позволяет как путешествовать довольно комфортно по дорогам общего пользования, так и выбираться на гравийные или полевые тропки.
По словам нашего героя, на байке можно ездить и по бездорожью, но для этого нужны хорошие навыки управления и физическая подготовка, потому что мотоцикл довольно тяжёлый — весит больше 230 кг.
— Он ещё и многофункциональный: есть система ABS Pro, обеспечивающая устойчивое положение на дороге в разных ситуациях; установлена электронная регулировка подвески. Например, когда я загружал мотоцикл сумками и садился на него, я мог включить функцию «Езда с багажом» и поднять подвеску для компенсации проседания из-за веса. То есть дальше управлять аппаратом было так же удобно, как и без нагрузки.
— Изначально я покупал модель, на которой окажется комфортно путешествовать. Готовил к трипу BMW аж с прошлого года: устанавливал кофры, обслуживал как только можно.
— За прошлый сезон я проехал около 8 тысяч километров. Очень хорошо освоил байк. Не считаю себя талантливым водителем — просто мотоцикл отлично рулится и легко поддаётся управлению.
— Какие можете дать советы начинающим мотопутешественникам?
— Первое, о чём я пожалел, когда ехал по Словакии, — остановка. Вернее, стало жаль, что она не произошла. В тот день у меня планировался единственный обед, хотел перекусить прямо на дороге. Я ехал в ущелье, рядом текла красивая горная река. Минул место, где можно было остановиться, — очень живописное. Проскочил его и подумал: «Ладно, не стану возвращаться, ведь я ещё еду по этому ущелью и оно тянется дальше…» Решил остановиться на обед чуть позже.
— А потом такой удачной локации не встретил! Тогда для себя усвоил важное правило: видишь место, которое тебе нравится, — тормози и заезжай, как бы сложно ни было развернуться. Нужно припарковаться и остановиться сразу. Не откладывай — потому что через 100 метров хорошей точки для перекуса или остановки уже может не оказаться…
— Так получилось, что я заболел от переохлаждения. Конечно же, я брал в дорогу некоторые медикаменты — но лишь таблетки от отравления и обезболивающие. Небольшую переносную аптечку советую взять с собой на всякий случай. Аптеку рядом можно и не найти!
— Также я делал бы намного больше фотографий, но телефон постоянно находился в держателе, — вспоминает Павел.
— Поломок в пути не было! Что касается обслуживания мотоцикла, то я провёл его полностью по регламенту перед поездкой. Заменил моторное масло, поменял воздушный фильтр и обслужил тормоза согласно инструкции. Также организовал углублённую проверку — подшипников, ступичных узлов, передних и задних колодок. В целом больше ничего не делал.
— Перед путешествием заменил шины. Задняя покрышка уже была на пределе — её использовал максимально, а передняя могла ещё проехать пару тысяч километров. Но я решил не рисковать и не ждать, пока она износится полностью. Также заказал в московском ателье более комфортное сиденье с подогревом. Классная штука!
— Кроме того, я сделал чип-тюнинг блока управления двигателем. По словам специалиста из Москвы, это добавило примерно пять лошадиных сил. Провёл такую процедуру, поскольку на низких оборотах байк иногда дёргался, мотор работал нестабильно. На форумах прочитал, что можно решить проблему с помощью чипа — немного скорректировать топливную карту. Это я тоже сделал, чтобы устранить возможные неудобства в путешествии. В целом все подготовительные работы были направлены на комфорт и надёжность в длительных поездках.
«В день уходило по 100 евро»
— Как думаете, в дальнее путешествие можно отправиться на любом мотоцикле?
— Думаю, что да! На любом. Единственный момент — в зависимости от выбранного байка меняются маршрут, пробег за день, максимальная дальность и содержание поездки. Кто-то предпочитает просто прокатиться по живописным дорогам, кто-то заезжает в музеи или посещает достопримечательности. То есть формат мототрипа может быть изменён.
— Когда я колесил по Словении и по горам, я встречал людей, путешествовавших на самых разных транспортных средствах: на мотоциклах, велосипедах, даже на тракторах (а некоторые и вовсе шли пешком). Важно понять: если есть желание — нужно просто ехать на том, что имеешь сейчас. Не стоит ждать пять, десять, пятнадцать лет либо надеяться, что через два года у тебя появится другой байк или машина. Главное — начать.
— Насчёт компании для путешествий: не всегда удаётся найти попутчиков. Поэтому я планирую поездки на одного и катаюсь в более спокойных местах, избегая потенциально опасных маршрутов или ситуаций.
— Обязательные вещи, которые, считаю, нужно брать с собой, — минимальный набор ключей для ремонта в дороге. Я захватил именно его. Не стоит везти огромный комплект на 200 предметов, потому что в большинстве случаев он не пригодится. Я для себя определил перечень работ, которые могу выполнить самостоятельно в пути. Например, поменять колесо, починить прокол или заклеить камеру. Потому приобрёл специальный набор для ремонта бескамерных шин и взял с собой маленький компрессор.
— Также я вёз приспособления для того, чтобы открыть маслозаливную пробку (у меня там особая конструкция). В целом это минимальный комплект инструментов. Я собрал его, учитывая, какие процедуры могу сделать сам в дороге или в лесу — где бы ни останавливался.
— Скажите пару слов о бюджете. Какую сумму важно иметь при себе в путешествии по Европе?
— Я не то чтобы специально откладывал деньги — просто представлял, сколько готов потратить на это путешествие. Наличными у меня было около 1 500 евро, остальное — на карте. Заранее в банке оформил «еврокарту» для свободных расчётов.
— В день тратил приблизительно 100 евро. Основные расходы связаны с топливом — примерно два-три раза заправлялся ежедневно. Стоимость горючего колебалась от €1,2 до €1,6 за литр. Дороже всего оно в Австрии и Италии, а вот в Чехии цены на бензин не очень высокие.
— На обеды и ужины в зависимости от места и меню уходило 15—25 евро. Но это без алкоголя! Во время путешествия я мог себе позволить максимум безалкогольное пиво.
— Ночлег обходился в сумму от 23 до 60 евро, апартаменты искал на Airbnb. Но если ехать вдвоём, все эти траты легко делятся пополам, потому что я нигде не ночевал с одним койко-местом.
— В ближайшее время очень хочу съездить на Соловецкие острова в Белом море. Хочу посмотреть, как жили монахи, как строили свой быт. Говорят, там очень красиво! План такой: добраться туда за два-три дня, погулять по острову и быстренько вернуться домой.
Материал не является рекламой, офертой. Расчёты в Беларуси проводятся в белорусских рублях. Сумма в иностранной валюте указывается как эквивалент для определения стоимости (цены) в белорусских рублях по курсу, определённому продавцом.