«Съездили за день 8 раз». Репортаж с польской границы, где продавали выезд без очереди

АвтоВ стране
Поделись с друзьями

На прошлой неделе на границе с Польшей образовалась огромная очередь — около 4800 автомобилей и 140 автобусов. Ожидание на машине доходило до 9 дней, на автобусе — до трёх суток. Некоторые пользовались льготным проездом вне очереди — при наличии ребёнка до 3 лет или человека с инвалидностью. Однако эта возможность вскоре превратилась в платную «услугу» стоимостью от 400 до 1000 евро, что вызвало волну негодования. Онлайнер рассказывает, как работает эта схема изнутри.

«Съездили за день 8 раз»

На прошлой неделе чаты, где обсуждают пересечение границы, переполнились эмоциями: в очереди на Польшу собралось почти 4800 машин и 140 автобусов. На машине нужно было ждать выезда 8—9 дней, на автобусе — до трех суток. Некоторые ехали без очереди — так можно, если в автомобиле есть ребенок до 3 лет или человек с инвалидностью. Правда, в какой-то момент эта льгота превратилась в возмутившую белорусов услугу с ценником 400—500 евро (а некоторые говорят про 1000 евро). Попробовали воспользоваться этой схемой и рассказываем, как она устроена изнутри.

«Появилась просто карусель льготников»

Последние недели на границе оживленно: очередь из автобусов начинается еще за пределами «стометровки».

«Съездили за день 8 раз»

Масштабы автомобильной очереди можно оценить на сайте Госпогранкомитета: водители регистрируются на границе в системе электронной очереди и должны явиться, когда придет их черед. Стоять в «колейке» сутками больше не надо, как и не нужно караулить, чтобы в очередь не вклинились «левые» машины. Торговцам местами в очереди пришлось свернуть свой бизнес, а люди получили возможность не ночевать на подъездах к границе (правда, и цены на жилье в Бресте подскочили).

«Съездили за день 8 раз»

Это общие правила, но есть исключения: если в машине ребенок до 3 лет или человек с инвалидностью, то в общей очереди ждать не надо. На границе нужно показать документ, который подтверждает право на льготу, и техпаспорт на авто. Тогда машину сразу вызывают в пункт пропуска.

В августе общая очередь перевалила за 4500 автомобилей. Очевидно, что не все были готовы ждать неделю — и, как утверждают очевидцы, «появилась просто карусель льготников». Это выглядело так: люди с правом приоритетного пересечения границы подсаживались в машины, которым срочно нужно в Польшу (или дальше по маршруту). Такое авто заезжало в пункт пропуска для стандартного пограничного и таможенного контроля. Внутри пункта пропуска надо было двигаться в очереди других машин, но это все равно заметно сокращало время на дорогу.

Когда машина пересекала белорусскую часть границы по приоритету, льготник выходил и пересаживался в любое авто, которое ехало из Польши, и возвращался домой.

Схема работала, даже если у льготника не было визы или ВНЖ, ведь на белорусской стороне не проверяли основания для въезда в другую страну, а до польской границы человек просто не доезжал. Кто-то обкатывал такую схему и с визой — проезжал обе части границы и возвращался обратно.

«Съездили за день 8 раз»

Для льготника это не акт доброты и помощи незнакомому человеку, а зачастую платная услуга. Исполнители и клиенты находили друг друга по сарафанному радио, в чатах о пересечении границы или прямо на границе. Правда, в чатах активничали в основном клиенты.

Цена за такую услугу — продукт спроса, предложения и количества участников в схеме. Некоторые льготники «работали» в одиночку, иногда поиском клиентов занимался другой человек, а человеку с приоритетом нужно было только сесть в машину и проехать границу, тогда «гонорар» делился на двоих.

Сама по себе схема не новая: люди, с которыми мы пообщались в очереди на границе, рассказывали, что некоторые ездили таким способом и в прошлом году. Можно было написать в чатах, что ищешь пересечение с приоритетом, — люди с льготами откликались и писали, сколько это будет стоить.

Если человек с льготой не из Бреста, он может попросить оплату проживания и питания в городе.

В августе прохождение с приоритетом стоило в районе 400 евро — такую цифру называют люди на границе.

Эту сумму мог взять один льготник либо она делилась между льготником и организатором схемы. Льготник мог «работать» с организатором за процент, но тогда риск для него выше, потому что он не знает, о какой сумме организатор договорится с клиентом.

400 евро (с этим ценником мы еще столкнемся, когда найдем человека с приоритетом) — это не верхний потолок, часто клиентов ищут прямо возле окошка регистрации в системе электронной очереди. В первую очередь услугу предлагали тем, кто ехал на иностранных номерах.

— Если массово предлагать приоритет машинам с белорусскими номерами, то не исключено, что можно нарваться на «контрольную закупку» со стороны налоговиков, — говорит человек, знакомый с этой схемой. Поэтому в первую очередь шли к иностранцам: немцу на хорошей машине могли озвучить прайс и в 1000 евро, иностранцу с авто поскромнее — 500 евро.

«Съездили за день 8 раз»

Среди организаторов подобных схем называют и уже знакомых всем «толиков» — раньше они вклинивались в очередь либо становились в конце, а ближе к выезду на границу продавали свое место. Тогда дело доходило до драк в «колейке», а некоторым прилетали штрафы за незаконную предпринимательскую деятельность (часто упоминают про 20—50 базовых величин) и конфискация авто, которое участвовало в схеме. В отдельных случаях могли дать сутки за неповиновение.

Важно сказать, что среди тех, кто едет по приоритету, есть семьи с маленькими детьми и люди с инвалидностью, которые пересекают границу по своим причинам и никак не связаны с такой бизнес-схемой. Иногда они тоже ищут в чатах попутчиков и готовы сесть в чужую машину и тем самым обеспечить ей приоритет, но денег за это не просят — только чтобы их привезли в нужный город.

«Если везти, то за 400 евро»

Люди в очереди, с которыми мы общаемся на границе, знакомы с этой темой. Когда мы говорим, что ищем приоритетчика на подсадку к нам, водители сразу начинают отговаривать.

— Им выписывают штраф 50 базовых за то, что они нарушают [правила] нахождения в пограничной зоне, — утверждает один из мужчин в очереди. — Вы мне объясните, куда он едет? У него же визы нет, он выходит у последнего белорусского шлагбаума. Реальный вариант — кто-то с ребенком до трех лет с визой. Она к тебе садится, проехали, ты рассчитался, она в Тересполе вышла и села назад в другую машину.

— Какая ситуация сейчас с приоритетом?

— Я бы не рисковал. Знаю человека — ему 50 базовых дали, хотел проехать с инвалидом. Так он же еще инвалиду дал 350 евро, а забрать назад не может! Ты же не будешь его бить.

Вчера ехал коллега. Говорит, что [на границе] конкретно предупреждают: если у вас инвалид в машине — или разворачивайтесь, или будет проблема.

— Или надо пересечь границу по-настоящему?

— А как по-настоящему? Депортацию получите, потому что везете нелегала без визы.

«Съездили за день 8 раз»

Собеседник говорит, что девять лет ездит на работу за границу и таких больших очередей не видел никогда. Он считает, что в какой-то момент «люди приловчились и один льготник вез целый бус, девять человек». Когда за бизнесменов на границе взялись, очередь как будто пошла быстрее.

— Вчера говорил с одним, тоже ехали из Витебска за границу на работу на таком бусе, они по сотке на каждого раскинули. Я ему говорю: «Ну если хочешь так рисковать…»

Много ли в очереди бусов, сказать сложно, но один из них как раз подъезжает к нам. Часть пассажиров уже внутри с багажом, кому-то звонят на мобильный и говорят быстро бежать к бусу. Спрашиваем, можно ли доехать до Варшавы и сколько это будет стоить. Водитель отвечает: «Мест нет, только если кто-то не успеет добежать».

Знакомые с темой люди говорят, что в бусах обычно просят в районе 100 евро. При этом не обязательно, что границу пересекают с льготником, — транспорт может просто занять очередь и собирать пассажиров за плату.

Возле зоны ожидания замечаем машину на французских номерах. Мужчина рассказывает, что занял очередь восемь дней назад и едет по общим правилам.

Спрашиваем, предлагал ли кто-то пересечь границу быстрее. Оказывается, да, сегодня подходил мужчина в голубой рубашке, но наш собеседник не вникал в детали, потому что планировал ехать по своей очереди.

Через какое-то время на заправке появляется тот самый мужчина. Судя по боту, который фиксирует номера автомобилей и место в очереди, он зарегистрировался заранее и приоритета у него нет, но к нему в машину пересела семья и они вместе поехали на границу.

Неподалеку видим девушку с ребенком в коляске. Озвучиваем ей, что нам надо пересечь границу с приоритетом и мы готовы заплатить. Выясняется, что девушка уже ездила таким способом (и все документы для пересечения польской границы у нее есть). Правда, подсаживаться в машину она готова, если ей самой нужно ехать в Польшу, так что провезти по приоритету она может только в конкретные даты, когда ей это удобно.

— Может, сейчас бы могли проехать?

— Нет, я же только приехала, с дороги.

— А если бы договорились, то сколько это вообще будет стоить?

— Если везти, то за 400 евро, — задумывается девушка. — Вы напишите в чатах, только аккуратно, кто-то откликнется.

Мы написали, но, похоже, участники таких авантюр стали менее активными (по крайней мере, в чатах).

Один из наших читателей утверждает, что на прошлой неделе бизнес-схема с продажей приоритета еще работала и он чуть не стал ее участником:

— Договаривались в среду с человеком, который подошел на границе. Просил 400 евро — по 200 евро ему и льготнику, инвалиду I группы. Он объяснил, что там дед все знает и выйдет где надо после границы, то есть перед мостом к полякам, сам попросится в другую машину и уедет. Организатор сказал, что все нормально будет, съездили за день 8 раз (похоже, речь про нескольких льготников), то есть схема была рабочей. В четверг он сказал, что двух из трех льготников уже развернули на границе и вместе с машиной и со штрафами отправили в Брест. В итоге у меня все сорвалось — тот человек сказал, что больше не пускают, если высадить пассажира, а с визой никого не нашли, как я понял.

Похожей информацией люди начали делиться в чатах о прохождении границы (орфография, пунктуация и стилистика сохранены):

«Не пускают по приоритету если в паспорте нет польской визы или нет другого документа на въезд в Польшу. Кажется, прикрыли лазейку с инвалидами».

«И инвалида и машину, которая ее высадила на мосту, развернули назад в РБ. Только дурак купит такой приоритет».

«Пограничник проверяет наличие визы у льготника, если нет, то машину на разворот. Плюс запрет на высадку пассажира на мосту, штраф водиле и льготнику».

Позже появилось и официальное подтверждение от налоговой: некоторые люди пользовались льготами для быстрого пересечения границы и зарабатывали на этом. По этой причине на границе стали усиленно проверять цели и обстоятельства поездки.

Кроме того, после проверки истории поездок таких льготников могут вызвать в компетентные органы (похоже, речь как раз о частоте поездок и о том, пересекали люди польскую границу или только белорусскую и сразу возвращались назад). Дело может дойти до суда, и тогда нарушителям грозит штраф 4200 рублей за незаконную предпринимательскую деятельность. Возможна также конфискация дохода, орудий и средств совершения правонарушения.

— Количество случаев выезда граждан, воспользовавшихся льготным порядком пересечения границы, уже сократилось в три раза, — сообщали в налоговой.

Тем временем за выходные остановили еще 10 человек, которых заподозрили в продаже приоритета, — авто вернули в конец очереди, льготникам грозят штрафы.

Есть и другие лазейки?

Это еще одна категория, которую живо обсуждали в чатах, — мотоциклисты. Мол, едут по своей очереди, не надо стоять сутками и тоже провозят людей за деньги. Нюанс такого способа передвижения — можно взять минимум багажа.

Пока мы были несколько часов на границе, то не заметили активного потока мотоциклистов. Автомобилисты в очереди говорят, что так и задумано — поток стал слишком большим и его решили притормозить, потому что некоторые даже сдавали мотоциклы в аренду, чтобы люди могли быстро пересечь границу.

— Я сам брал за 100 рублей, проехали за два часа границу, красиво. Потом в чатах начали появляться фото — люди на мотоциклах и с чемоданами. Сейчас сделали так, что запускают два мотоцикла в час. Те, кому надо, и так поедут, а заработать уже не получится, — рассуждает мужчина, который честно отстоял очередь. — Раньше же как было? 17—20 мотоциклов в сутки. А как начали очереди машин расти — так чуть ли не 70—100.

Но очевидно, что не каждый мотоциклист — обязательно нарушитель. Хотя если они пересекают границу быстрее, кто-то может этим воспользоваться.

Некоторые люди, которые выходят на границе из такси, пробуют подойти и на месте договориться с водителями авто, чтобы подсесть к ним. Такие попутки ищут и в чатах, разброс тарифов приличный: кто-то готов подвезти за 20 евро, другие просят 80 евро с человека из Бреста до Варшавы.

Что в итоге? Схема с льготниками значительно усложнилась, все может закончиться не просто предупреждением, а реальным штрафом и изучением всей истории поездок льготника. Стоит ли оно того? Возможно, налоговая вскоре расскажет и о других примерах с конкретными размерами штрафов.

Некоторые подозревали водителей бусов, что те организуют карусель льготников. Но, судя по чатам, такой транспорт, если он едет по приоритету, тоже не останется без внимания.

Для мотоциклистов пересечение границы стало медленнее, брать пассажиров за деньги может быть не так выгодно.

А на автобусе быстрее?

Там никакие льготы не действуют, автобус не может объехать очередь. Но есть лайфхаки, которыми пользуются пассажиры, чтобы ускорить прохождение границы.

«Съездили за день 8 раз»

Если идти от заправки к пункту пропуска, очередь слева — это рейсовые автобусы, а справа — туристические, которые возят организованные группы. У первых есть условный приоритет: сначала проезжает три рейсовых автобуса, потом запускают один туристический.

Водители туристического автобуса, с которыми мы общались в пятницу, приехали на границу еще в понедельник — чтобы занять очередь и гарантированно отвезти людей на отдых.

— Туристы все это время в автобусе с нами не сидят, их только сейчас подвезут, но это все равно дурдом. Всего стоит больше сотни автобусов, а заказных за сутки проезжает на границу 11—15, плюс в три раза больше рейсовых. Вот и считайте, 50 автобусов в день, хотя раньше было 80—90, — рассказали водители.

«Съездили за день 8 раз»

В очереди с заказными автобусами людей действительно не видно, их подвозят отдельно, чтобы не пришлось проводить в автобусе лишние сутки.

С рейсовыми автобусами похожая ситуация: несколько из них стояли в очереди пустыми, на попытки подсесть водители реагировали отказом — скоро подвезут «своих» пассажиров и мест не будет.

В другие автобусы можно было подсесть без проблем, цена в первой десятке стандартная — 50 евро. Дешевле могло быть в хвосте очереди, но тогда теряется весь смысл схемы. Один из водителей даже предложил поехать погулять в городе и был готов позвонить нам, когда автобус будет уже ближе к шлагбауму.

«Съездили за день 8 раз»

Часть людей идет с вещами из последних автобусов к первым, а некоторые сразу приезжают к границе на такси с чемоданами. Из Минска покупают билет на поезд до Бреста (билет на быстрый «Штадлер» будет стоить 27 рублей), а потом от железнодорожного вокзала вызывают такси к границе.

Эта схема с подсадкой тоже не новая, автобусы может проверить Транспортная инспекция и задать вопросы водителям и пассажирам. В такие дни лазейки с пересадками закрыты (если только сам перевозчик не пересаживает своих пассажиров в свои же автобусы поближе).

«Съездили за день 8 раз»

— А что, если придет Транспортная инспекция? Вы дадите билет? — наивно спрашиваем у одного из водителей, который берет на подсадку.

— Ой, начитаются всякого в интернетах… Садитесь и едьте уже, — вздыхает водитель.

Наша читательница Дарья говорит, что сталкивалась с такой ситуацией, когда на границе дежурила Транспортная инспекция:

— Конечно, ни один водитель не взял на подсадку. Пришлось вызвать такси на границу и поехать на автовокзал, там купить билет в кассе, сесть в автобус и так вернуться на границу. Но повезло, что тогда в очереди было всего 6 автобусов и не надо было стоять сутки.

К вечеру понедельника на границе было меньше автобусов, то есть очередь прилично сократилась. В прошлом году в это время было примерно столько же автобусов, а в сентябре стало чуть лучше. Посмотрим, что будет на этот раз.

«Съездили за день 8 раз»

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.