Второй месяц живём с действующим реестром автомобильных перевозок пассажиров. И если в начале ноября у многих ещё были сомнения касательно функционирования системы, то сейчас они окончательно рассеялись.
Даже самые матёрые «реестр-диссиденты» смирились и занялись оформлением документов, обучением водителей, подготовкой машин. В результате, по данным Минтранса, почти 100% перевозчиков легализовались. Значит ли это, что рынок такси обелился?
«Разумеется, нет», — цитируем начальника управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области Александра Коваленко. Журналисты av.by удостоверились в этом, сев в субботу «на хвост» транспортникам.
«Алламырат, вы сейчас работаете?»
Выезжаем после обеда, когда движение стало более интенсивным. Пока направляемся в сторону Комаровского рынка, инспекторы проверяют машины-такси, которые оказываются в поле зрения. Здесь уже глаз намётан, да и профессиональное чутьё помогает из потока выделить наших клиентов.
— Некоторые индивиды продолжают ездить на неоклеенных автомобилях. Таких определяем по наличию пассажира сзади, включённому приложению на телефоне, навигатору, — перечисляет Александр Коваленко. — Есть ещё более хитрые товарищи. Визуально их авто соответствуют всем требованиям: оклейка, плафон — всё в порядке. Но это только с виду, чтобы у нас меньше подозрений возникало. Если вбить номер машины в реестр, её там можно не обнаружить. Либо же не всегда размещена информация о перевозчике на борту автомобиля. Оклейка имеется, а название автопарка отсутствует — тоже возникают вопросы.
Первые полчаса результаты мониторинга радуют транспортников. К нашему удивлению, попадаются законопослушные водители. Правда, ненадолго… Внимание инспекторов в автомобильном потоке привлёк чёрный Volkswagen, который не оформлен как положено. Проверяем по реестру — в наличии, однако сейчас неактивен. Между тем у инспекторов претензии скорее не к водителю, а к автопарку, на который он работает.
— Знаем этого перевозчика, у нас к нему накопилось немало вопросов, — констатирует Александр. — Уже несколько машин из данного автопарка взяли на карандаш. Будем вызывать к себе на беседу.
Следующий наш клиент — коричневая Skoda, которая стремительно рванула на красный, увидев сзади авто Транспортной инспекции. За ней! Правда, как оказалось, помимо отсутствия плафона и документов с собой, водителя винить не за что. Он сам в реестре, машина — тоже. «А на красный, — говорит, — поехал неспециально, виноват, признаю». Что ж, мы не ГАИ, штраф выписывать не будем, но устное предупреждение транспортники сделали.
Держим курс на вокзал. Велика вероятность, что те, по чью душу мы явились, обитают именно здесь. Пока Александр Коваленко мониторит дорожную обстановку, его коллега Вероника Хадыка рассказывает, много ли сегодня желающих стать частью реестра и работать в правовом поле:
— Самая горячая пора для нас была в конце октября. Мы плотно работали, чтобы успеть внести в реестр всех, кто в него подался. Сейчас вступление уже платное. Но так как ещё не все легализовались, в среднем в день поступает порядка 300 заявлений. Довольно много, — отмечает инспектор. — То есть те, кто хочет работать, делают всё для этого необходимое. А те, кто надеется спрятаться, всё равно рано или поздно попадутся.
— Проверь 4982, Toyota Corolla, — просит коллегу Александр Коваленко.
— Одну минуту… — Вероника оперативно вбивает данные в базу. — Нет такой в реестре!
Мгновение — и мы уже в служебной машине с проблесковыми маячками мчим за серой «Тойотой». Спустя пару километров нагоняем её.
— 4982, останавливаемся справа у обочины, — обращается к водителю через громкоговоритель инспектор.
За рулём — растерянное лицо восточной национальности, в подстаканнике — «наличка» и энергетик, в дверце — ещё парочка «Динамитов».
— Алламырат, вы сейчас работаете? — интересуется Александр Коваленко после изучения документов водителя-туркмена.
К счастью, он понимает и сам неплохо говорит по-русски.
— Раньше работал, сейчас нет…
«В ноябре — 8 673 рубля за 791 заказ!»
К слову, о документах. Всё необходимое: трудовой договор, перевод водительского удостоверения, паспорт, документ об окончании курсов такси, страховка, медицинская справка — имеется. Единственный вопрос, который приходит на ум, — так почему же его нет в реестре? Об этом узнаем позже. Сейчас важно доказать факт нелегальной деятельности.
— Заходите в приложение, вы же работали раньше, — командует инспектор. — По номеру телефона заходите, проходили ведь регистрацию.
— Нет, номер закрыли! — не сдаётся туркмен.
— У вас есть телефон, значит, и номер телефона есть. Или вы от борта работаете? Вот же деньги лежат в подстаканнике… Если не помните номер, давайте вы наберёте меня, я скажу вам его.
Тягостное ожидание. Тем временем с Вероникой изучаем трудовой договор между работодателем и Алламыратом. Взгляд зацепился за весьма занимательную строку: «Работнику устанавливается следующий режим рабочего времени и отдыха: с 8:00 до 12:00. Обед — с 9:00 до 10:00. Суббота и воскресенье — выходные». Всем бы такой график.
Тем временем водитель начал сдавать позиции. Сквозь лобовое стекло видно, что туркмен нервно с кем-то разговаривает по телефону. Позже выяснится: звонил он директору. С ней мы ещё успеем познакомиться.
Осознав, что так просто транспортники его не отпустят, Алламырат всё-таки открыл приложение. Здесь легенда водителя затрещала по швам. «Яндекс Go» показал, что сегодня уже выполнено четыре заказа, за декабрь — 195 с выручкой чуть более 1 646 рублей. Поражает воображение сумма за ноябрь — 8 673 рубля за 791 заказ! Эти цифры уж никак не коррелируют с четырёхчасовым рабочим днём, прописанным в договоре. Явно бедолага крутит баранку с утра до ночи. Помимо этого, выяснилось: работает мигрант на другой автопарк, не тот, с которым заключён трудовой договор. Вопросов у транспортников становится всё больше…
— Будем оформлять! — подытожил Александр и дал водителю адрес, по которому ему сейчас необходимо приехать.
«Туркмены хорошо работают»
В филиале Транспортной инспекции по Минску и Минской области Александр Коваленко проводит опрос водителя и составляет протокол. Выяснилось, что к нам в страну Алламырат приехал в июне этого года, успев потаксовать в России. Сначала работал на один автопарк, затем устроился в нынешний.
— Почему в приложении у вас написана другая организация, а не та, что в трудовом договоре?
— Не знаю, директор сейчас приедет и объяснит.
Реестр показывает: данный автопарк включает три машины и шесть водителей, все — с Востока.
Спустя двадцать минут на пороге действительно появляется директор автопарка — молодая особа, которой едва исполнился 21 год. История становится всё интереснее. Девушка пояснила, что обе организации учредил один человек, туркмен по национальности, за водителями он следит, машины тоже под его контролем, а её вотчина — бумажная волокита.
— У нас водители все выходцы из Туркменистана. Учредитель сказал, они лучше работают. Но я стараюсь брать только тех, кто понимает русский язык и может говорить на нём. Скажите: а машину конфискуют?
— Это будет решать суд, — отрезал Александр Коваленко. — Сейчас водитель получает предупреждение за нарушение правил перевозки пассажиров. А в отношении вашей организации начат процесс по ст. 13.3 КоАП за осуществление незаконной предпринимательской деятельности. Мы вынесем постановление о признании автомобиля вещдоком и отправим авто на штрафстоянку. Согласно статье вам грозит штраф до 500 базовых величин с конфискацией транспортного средства или без.
— Много у кого после суда забирали машину?
— Этот процесс только начат. Но прецеденты уже были. Здесь всё в руках судьи.
Девушка заметно переживает за потенциально потерянную транспортную единицу.
— Почему у вас водитель и машина не в реестре? — спрашиваю у неё.
— Дело в том, что база в реестре начала сильно подвисать. Я внесла всех водителей, машины, а она не сохранила… Недавно снова подала данные, — «оправдывается» номинальный директор.
— С работой реестра всё нормально, — апеллирует Александр Коваленко.
Далее молодому руководителю вручили повестку, по которой девушка должна будет на следующей неделе явиться в Транспортную инспекцию. После этого мы с водителем отправились на площадку автоконфиската на Уручской улице. Здесь транспортники провели опись автомобиля-такси (между прочим, 21-го по счету, конфискованного в Минске и Минской области) и опечатали его.
— А что со мной будет? — спрашивает напоследок водитель.
— Вам вынесут предупреждение! Постарайтесь устроиться в нормальный автопарк, где наниматели следят за тем, чтобы их водители работали законно, — даёт напутствие Александр Коваленко.
*****
Сегодняшняя история — пример для ряда водителей. Причём не только иностранцев, но и белорусов.
— Задача перевозчика — позаботиться о том, чтобы его сотрудники получили все необходимые документы, справки, и внести их в реестр. То же самое касается автомобилей, — поясняет Александр Коваленко. — В данном случае у водителя всё было в порядке. Если бы он работал в хорошем автопарке, подобного бы не произошло. С его стороны все требования законодательства выполнены. Чего не скажешь о перевозчике.
«Некоторые не владеют русским от слова „совсем“»
Александр Коваленко призывает таксистов обращать внимание на такие вопросы.
— Добросовестные водители нам звонят и самостоятельно разбираются, если автопарк им не может дать ответы.
Вызывает опасения у представителей Транспортной инспекции и резкое увеличение иностранцев за рулём такси. Постоянно идёт поток жалоб от пассажиров.
— Незнание языка, правил дорожного движения и города — вот основные причины, по которым к нам обращаются граждане в отношении таких водителей, — рассказывает Вероника Хадыка. — На встречах с перевозчиками, проведённых нами, присутствовали руководители организаций, чьи водители являются гражданами иностранных государств. Некоторые из них не владеют русским от слова «совсем», и непонятно, как эти люди прошли обучающие курсы.
— Раньше основная часть мигрантов шла на стройки. Сейчас садятся за руль и осуществляют пассажирские перевозки. В машине ведь комфортнее работать, чем на стройке, особенно в такую погоду, — подключается к разговору Александр Коваленко. — Да, языковых ограничений для труда в этой сфере на законодательном уровне у нас в стране нет. Поэтому мы планируем выдвинуть предложение, чтобы в Беларуси сделали так же, как в России. О чём речь? Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. Необходимо получить российское водительское удостоверение.
А у нас в стране гражданину Туркменистана, к примеру, нужно нотариально заверить в/у, которое он получил у себя на родине.
— Но опять же, по этому переводу сложно понять, когда он открыл ту или иную категорию. А может, он вообще права купил? Никак не проверишь, — констатирует Александр.
Поэтому есть вопросы. В идеале — все иностранцы, стремящиеся работать в такси, должны получить белорусское водительское удостоверение. А для этого им необходимо отучиться в автошколе и сдать экзамен. При таких условиях количество мигрантов, желающих перевозить людей, сразу же пошло бы на спад.