«Очередь будет от Вильнюса!». Специальный репортаж с белорусско-литовской границы
На границе вновь перемены: с 1 марта 2024 года приостановили работу два пункта пропуска — «Райгардас» и «Лаворишкес» (сопредельные с белорусскими пунктами пропуска «Привалка» и «Котловка»). На оставшихся открытыми для движения КПП «Каменный Лог» и «Бенякони» (сопредельные — «Мядининкай» и «Шальчининкай») запретили пересечение границы пешеходам и велосипедистам.
Журналисты av.by побывали в пункте пропуска «Привалка» в последние дни его работы. Что о закрытии думают водители большегрузов и как изменится сейчас маршрут гродненцев, которые пользовались данным погранпереходом, — в репортаже.
К медленной работе литовских пограничников ожидающие выезда в Литву белорусы уже, кажется, привыкли. Мы приехали утром буднего дня. На территории пункта пропуска было несколько легковых автомобилей. За шлагбаумом — ещё около десяти. На обочине скопились большегрузы.
— На границу прибыл вчера вечером, ночью заехал на территорию пункта пропуска, и вот уже почти обед, а я ещё границу не прошёл. За ночь ни одной продвижки, — рассказывает водитель из Гродно.
Мужчина едет в Литву по работе. Этим пунктом пропуска пользовался чаще всего. Сейчас, говорит путешественник, придётся менять направление.
— Буду ездить через Брест. А что остаётся делать? — не скрывая разочарования, произносит водитель.
В такой же ситуации оказался и его сосед по «колейке». Мужчина хоть и из Бреста, но через гродненский пункт пропуска «Привалка» ездит постоянно на работу. Белорус неохотно открывает окно своего легкового автомобиля:
— Стою здесь со вчерашнего вечера. Литовцы принимают по одной машине в несколько часов, — уставшим голосом говорит собеседник.
Попасть на территорию сопредельного государства ожидающие здесь белорусы не могут около 17 часов. Контингент абсолютно разный: и на литовских, и на польских, и на белорусских номерах. Цели визита в соседние страны ЕС тоже у всех различные: кто-то на «закупы», кто-то на работу. О том, что литовцы закроют границу, знали все. И реакция почти одна и та же: мужчины и женщины неуклюже пожимают плечами, мол, а что тут ещё добавить.
— Если честно, до конца не верили, что литовцы пойдут на это и закроют границу! В том же Друскининкае столько белорусов работают, ездят отдыхать или просто на «закупы». Кто больше пострадает — открытый вопрос, — размышляет мужчина на обочине, затягиваясь сигаретой.
— Я сам из Литвы. В Беларуси у моей жены родители. Старались навещать каждый месяц: старики всё-таки они, помощь им наша нужна. Сейчас не знаю, как часто сможем ездить. Через Вороново далековато получается, да и очереди вырастут. По три дня стоять на границе, что ли, нам? Ну это только если в отпуске, — говорит ещё один мужчина.
Мы миновали шлагбаум и подошли к веренице большегрузов. Здесь традиционно две очереди: одна движется по спецпропускам, вторая — общая. Всего здесь стоит около 90 фур. География госномеров тоже впечатляет: тут и белорусские, и литовские, и молдавские, и казахстанские прицепы.
Дальнобойщик Сергей работает на литовскую фирму. В очереди стоит уже более суток. Проскочить до закрытия границы ему удастся, а вот насчёт других его коллег, которые находятся в общей цепочке, он не уверен:
— Некоторые, кто приезжал сегодня утром, уезжали на другой пункт пропуска. А смысл тут стоять им? Я с пропуском прохожу границу больше двух суток, так что уже говорить о них? Сегодня за три часа литовцы приняли одну машину. Рентген ночью не работает у них, поэтому ночью вообще простой!
После того как литовцы закроют границу, убеждён собеседник, время прохождения её только увеличится:
— На оставшихся открытых пунктах произойдёт коллапс. Стояли по четверо суток — теперь будем по полмесяца!
Алексей едет из Брузгов — там водитель осуществлял перецеп. Как и многие здесь в очереди, белорус работает в литовской фирме. К закрытию границы относится спокойно:
— Переживают те, наверное, кто работает «от колеса». Им за то, что они стоят в очереди, никто не платит. А я работаю за суточные: неважно, еду я или нет, — денюжка капает! Так что мне без разницы, сколько я буду стоять на границе, — говорит водитель, заваривая себе чай.
Завидев объектив фотокамеры, мужчина захлопнул дверь, даже не попрощавшись. Нервы в очереди, конечно, сдают у каждого второго, а тут ещё мы со своими расспросами…
А вот его коллега, наоборот, расположен к диалогу. Мужчина считает, что закрытие границы может повлечь за собой изменения в оплате труда:
— Кому захочется платить просто так, если мы тут будем неделями на границе жить? Закроют эту границу — все поедут на открытые КПП! И будет очередь из фур стоять аж из Вильнюса. Вот посмотрите! — пророчески высказывается водитель.
Официально
Ажиотажа в последние дни работы пункта пропуска здесь не ожидали. Все гродненцы, которые часто пересекали тут границу, уже знают, что «Райгардас» — самый слабопринимающий пункт пропуска с литовской стороны. Поэтому в канун 1 марта испытывать судьбу и ехать через «Привалку» вряд ли кто-то захотел бы.
Как рассказала журналистам av.by Надежда Масевич, официальный представитель Гродненской пограничной группы, после закрытия Польшей пунктов пропуска «Кузница» и «Бобровники» в закрывшемся пункте пропуска «Привалка» правом безвизового въезда в нашу страну было разрешено пользоваться наряду с гражданами Литвы и Латвии и гражданам Польши. При этом количество таких иностранцев, посещающих Беларусь по безвизу, постоянно растёт, подчеркнула собеседница.
Неритмичная работа литовских пограничников нередко приводила к тому, что среднее время ожидания пересечения границы достигало около 17 часов. Коллеги сопредельного государства принимали лишь 45% автомобилей от нормы пропускной способности.
— Пункт пропуска «Привалка» был одним из самых загруженных направлений в Гродненской области. Невзирая на то, что литовская сторона год назад в одностороннем порядке отказалась выполнять достигнутые договорённости по пропуску лиц и транспортных средств, направление было востребованным у всех категорий, пересекающих госграницу, — говорит официальный представитель.
В ведомстве подчеркнули, что международный автодорожный пункт пропуска «Привалка» оставался единственным действующим автодорожным пунктом пропуска на участке ответственности Гродненской пограничной группы. Пересекать госграницу здесь могли легковые и грузовые автомобили, автобусы и лица, следующие на велосипедах.
С 1 марта Государственный таможенный комитет увеличит количество своих специалистов в открытых пунктах пропуска «Каменный Лог» и «Бенякони». Об этом сообщили в подведомственном телеграм-канале.
— Белорусской таможней оперативно приняты меры по увеличению количества сотрудников, работающих в открытых пунктах пропуска. Кроме того, в целях уменьшения времени проведения таможенных операций в эти пункты пропуска будут перенаправлены технические средства таможенного контроля с закрытых пунктов пропуска, — говорится в официальном сообщении комитета.