Вчера мы рассказывали о сложной ситуации, в которой оказались наши читатели по пути из Вильнюса в Минск. Рейсовые автобусы теряют время на границе, приходят с многочасовым опозданием, затем с многочасовым же опозданием отправляются обратно. Пассажиры хватаются за головы, водители разводят руками. А что говорит бизнес?
Onliner обратился с вопросами в компанию Intercars, выполняющую рейсы как в Литву, так и, для сравнения, в Польшу, и получили обстоятельные ответы.
— Насколько существенные отклонения от расписания фиксировались вами за последнюю неделю? В выходные дни ситуация самая тяжелая? Прогнозируете ли вы сохранение проблемы и в будущем?
— На границе с Литвой ситуация действительно усложнилась после введения новых правил 3 июня, которые запретили ввоз продуктов из Беларуси. Это привело к более тщательным проверкам автобусов и образованию заторов, несмотря на наличие отдельной очереди для рейсовых автобусов.
Задержки достигли 6—7 часов, что вызывает серьезные неудобства.
Следовательно, автобусы прибывают с большим опозданием. А так как один автобус выполняет кругорейс Минск — Вильнюс — Минск, отправление из Литвы задерживается. Это касается рейсов некоторых перевозчиков, например, автобусного парка №5 «Минсктранса».
Что касается наших рейсов (ИП «Байертранс»), на данный момент задержка из Минска не достигает таких запозданий, как по Варшаве, поэтому удается избежать переносов обратных отправлений из Вильнюса.
Ситуация еще осложняется и тем, что невозможно предугадать, на сколько будет опоздание.
Наши водители держат связь с транспортным отделом. Порой сообщают, что паспортный контроль прошли, должны скоро выехать с границы, а по факту автобус долго еще не выпускают с досмотра. Это просто громадные неудобства как для пассажиров, так и для перевозчиков. И водителям нелегко работать в такой обстановке. Какая будет ситуация в будущем, в нынешних реалиях никто сказать не может!
— Есть ли возможность проинформировать пассажиров о переносе рейса? Как должны вести себя люди, ожидающие автобуса?
— Для оповещения пассажиров мы используем SMS-уведомления на номер телефона, указанный при покупке билета. Также информация дублируется в нашем Instagram и Telegram.
Стоит отметить, что у нас можно приобрести билеты на рейсы других перевозчиков. Если билет приобретен у нас на сайте и мы получили информацию о задержке от перевозчика, то мы обязательно уведомляем пассажиров. Однако если перевозчик не сообщил нам об опоздании, мы не можем передать эту информацию пассажирам.
Здесь снова вспомним ту историю, которой с нами поделилась читательница. Вильнюс, 80 человек ждут своих автобусов, а достоверной информации нет. Кто-то сказал, что автобусы стоят на границе, на въезде в Литву, остальные передают это из уст в уста, но что будет дальше и, главное, что делать — никто толком не знает. В Intercars прокомментировали это.
— Именно такая ситуация произошла с пассажиркой Татьяной, чей рейс был задержан. Она приобрела билет у нас на сайте, но перевозчик — АП №5 «Минсктранса», осуществляющий автобусный рейс Татьяны, не направил нам уведомление ни о задержке, ни о переносе рейса. Если билет приобретался у нас на сайте, то в билете был указан перевозчик. Если уважаемая Татьяна направила обращение в компанию, то в индивидуальном порядке мы рассмотрим ее ситуацию и запросим информацию у перевозчика, — отметили в компании.
«Кто стоял, кто сидел, кто лежал на траве». Белорусы с билетами из Вильнюса не могли уехать домой
*****
— Есть ли возможность отказаться от билетов, если рейс задерживается и планы пассажиров меняются в связи с этим? Могут ли они рассчитывать на денежную компенсацию в таком случае?
— Если рейс задерживается и пассажир обращается до начала рейса по возврату денежных средств, то он может рассчитывать на полный возврат.
— Проблемная ситуация фиксируется и на польской границе? Там она аналогичная или есть какие-то особенности?
— С Польшей ситуация такая же непростая. Но мы делаем все возможное, чтобы сократить перенос рейсов, не нарушая режим труда и отдыха водителей. Так, в последнее время задержки отправлений из Варшавы и рейсов, следующих через Варшаву, стали не такими длинными.
Мы готовили для наших клиентов развернутый ответ о ситуации на границе, который публиковали и на сайте, и в соцсетях. И мы хотим объяснить, с чем связаны задержки и переносы автобусных рейсов.
В последнее время прохождение рейсового автобуса через границу Беларусь — Польша на пропускном пункте «Брест — Тересполь» в пиковые дни достигало более 30 часов.
Мы понимаем, что ситуация вызывает вопросы и беспокойство у наших пассажиров. Вот, с чем связаны сложности. Во-первых, иногда пограничные пункты работают в ограниченном режиме или временно закрываются по техническим или другим причинам. Во-вторых, на пропускном пункте «Брест — Тересполь» пропускают не только рейсовые автобусы, но и туристические. В отличие от границы Беларусь — Литва, где проезд туристических автобусов запрещен. В-третьих, представители Надбужанского отдела пограничной охраны Польши пояснили, что контроль на границе осуществляется в постоянном режиме. Однако «непредвиденные события», связанные с нелегальной миграцией и необходимостью защиты границы, требуют перемещения сотрудников, что приводит к удлиненному времени ожидания.
— Почему перевозчики не уменьшают количество рейсов или не отменяют их вовсе?
— Нужно отметить, что в осенне-зимний период (за исключением предпраздничных и праздничных дней) все отправления укладывались в норму часов по маршруту, без переносов. Это показывает, что инфраструктура и маршруты были достаточно надежными. К тому же перевозчики обязаны выполнять рейсы по утвержденным маршрутам, чтобы не потерять разрешения на их эксплуатацию. В добавок к этому мы понимаем, что многие пассажиры зависят от наших услуг. Уменьшение количества рейсов могло бы ограничить доступ к необходимым транспортным услугам всем желающим.
— Возможно, есть какие-то рекомендации пассажирам, которые помогут им снизить риски или, по крайней мере, быть готовыми к тому, что все может пойти не по плану?
— Прежде всего планируйте свои поездки с учетом возможных задержек на границе. Оставайтесь на связи, находясь за пределами Беларуси, указывайте актуальный номер телефона при покупке билета, чтобы получать SMS-оповещения о переносе рейсов. Подпишитесь на наш Telegram для получения актуальной информации о переносах рейсов от перевозчиков. И пожалуйста, сохраняйте спокойствие и терпение. Мы делаем все возможное, чтобы вы получили самую актуальную информацию вовремя и отправились на автобусе по маршруту.