Ставки утильсбора в Беларуси серьёзно подросли. Что будет с ценами на автомобили?
20 марта в Беларуси официально опубликовали постановление правительства от 18.03.2024 № 185. Оно предусматривает повышение ставок утилизационного сбора на автомобили для юридических лиц. Как это отразится на стоимости машин?
Документом устанавливаются новые ставки утилизационного сбора для двух категорий транспортных средств: с даты выпуска которых прошло не более трёх лет и с даты выпуска которых прошло более трёх лет. Утилизационный сбор является затратами импортёра и увеличивает отпускную (розничную) цену автомобиля, поскольку его стоимость закладывается в окончательный прайс машины.
В целом при формировании цен на новые авто учитываются закупочные цены производителей и маржинальная доходность, которую оставляют для себя дилеры. Как минимум они должны покрыть свои затраты на авто: транспортировку, растаможку, опять же оплату утилизационного сбора и прочее. Принимая во внимание повышение ставок утильсбора, возможно ли заранее просчитать, насколько подорожают машины?
Какие машины подорожают в Беларуси из-за повышения утильсбора? Пояснили в Автомобильной ассоциации
— Если рассматривать повышение цен на авто непосредственно из-за роста утильсбора, то фактически можно взять разницу новой ставки от ещё действующей — это и будет сумма предполагаемого подорожания. Но здесь необходимо учитывать и политику продавца: решит ли он сразу заложить все возросшие расходы в цену, или компенсирует часть из своей прибыли, — рассказал av.by глава Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Варивода.
При этом он подчеркнул, что фактически процент рынка новых автомобилей, который затронет увеличение ставок утильсбора, совсем небольшой.
— По итогам прошлого года 72% всех продаж среди дилеров — членов БАА приходится на продукцию отечественного «БЕЛДЖИ». Его изменения ставок никак не касаются. Более того, размер утильсбора на машины, ввозимые с территорий государств — членов Евразийского экономического союза (Россия, Казахстан, Армения, Кыргызстан), вне зависимости от рабочего объёма двигателя также остался прежним (544,5 руб. — за авто до трёх лет и 816,7 руб. — старше трёх лет). При этом не имеет значения, производятся они в указанных странах либо реэкспортируются к нам через их территорию.
— Тем самым ни для физических лиц, ни для производимых в Беларуси автомобилей, ни для машин, ввозимых из ЕАЭС, никаких изменений нет. Повышение ставок утильсбора серьёзно отразится только на ценах авто, которые попадают к нам из-за пределов Евразийского экономического союза. Опять же, исключительно тех, что ввозятся юридическими лицами, — отметил Сергей Варивода.
Мы также решили уточнить следующий момент: в России с августа прошлого года учитывается, с какой целью приобретён и ввезён автомобиль физлицом, то есть ввозится он для личного пользования или для перепродажи. В первом случае применяется льготный коэффициент утилизационного сбора, а если человек окажется коммерсантом, то расчётные коэффициенты станут такими же, как и для юридических лиц. Принимается ли во внимание этот момент в нашей республике?
— Нет, в Беларуси применяется ставка для физлиц вне зависимости от того, сколько те ввозят машин и с какой периодичностью. И мы в этом плане завидуем белой завистью российским дилерам, поскольку правительство РФ действительно принимает решения для защиты внутреннего рынка, российского автопрома и официальных продавцов от так называемого неорганизованного ввоза.
Дилер BMW: «Стоимость машин после 1 апреля увеличится»
Также за пояснениями мы обратились к автомобильным брендам, представленным в Беларуси. Так, сотрудники «Аudi Центр Минск» в переписке с нашей редакцией были максимально краткими и от любых комментариев по вопросам изменения стоимости из-за повышения ставок утилизационного сбора отказались. А вот дилер BMW, компания «АВТОИДЕЯ», чётко указал на грядущее подорожание модельного ряда:
— Стоимость новых автомобилей BMW и Mini с двигателем внутреннего сгорания, которые будут ввезены в Республику Беларусь после 1 апреля 2024-го, увеличится в связи с ростом ставок утилизационного сбора. Машины, сейчас находящиеся на складе официального дилера в Минске, сохранят текущий прайс, — рассказали нам в офисе импортёра марки.
— В оставшиеся дни марта мы постараемся ввезти максимально возможное количество новых авто, чтобы предоставить нашим клиентам лучшее ценовое предложение с учётом текущих ставок утилизационного сбора, — заверили нас. — Однако количество автомобилей на складе в Минске ограничено. Спешите не упустить последний шанс и выбрать BMW из наличия по выгодной стоимости.