Таксисты vs курсы: есть ли польза от повышения квалификации?

АвтоОбщество
Поделись с друзьями

С 1 ноября мир такси в Беларуси изменился навсегда. В преддверии этих изменений паниковали все: начиная от диспетчеров и заканчивая пассажирами, которые не понимали, что будет с ценами. А одним из главных вопросов, который волновал водителей такси, стало обязательное условие – повышение квалификации, рассказывает журналист abw.by Валерия Попкова.

Таксисты vs курсы

Конечно, нововведения пугали всю отрасль. Напомним, что у диспетчеров, перевозчиков и водителей появилась новая обязанность – для дальнейшей работы им нужно было зарегистрироваться в реестре автомобильных перевозок пассажиров. А у водителей такси на пути появилось еще одно препятствие – они для этой самой регистрации должны получить «корочку» об окончании курсов повышения квалификации водителей такси (категория В). И вот, когда пыль тревог улеглась, а к происходящему уже все привыкли, мы решили узнать, что думают об этих самых курсах водители такси, которые их прошли, и автошколы, которые их проводят.

«600 рублей за освежить в памяти ПДД – это неадекватная цена»

Первым делом мы, конечно, захотели поговорить со стороной, которая обязана идти на курсы, причем за свои деньги и в свое свободное время, чтобы потом просто иметь возможность работать. Это водители.

Денис, один из читателей, особого восторга от этого обучения не испытал:

– Курсы проходил в начале октября в Минске. Они длились 2 недели. Стоимость была 600 рублей. А были там только теория по ПДД и практические занятия на автодроме, что очень похоже на простые занятия в автошколе. Ничего, например, связанного с этикетом общения с клиентами, не было. Из полезного – освежил ПДД в памяти. Но все остальное, а именно занятия на автодроме: заезд в гараж задним ходом, диагоналка, вращение руля одной и двумя руками, экстренное торможение – бесполезно для водителя такси. А за «освежить в памяти ПДД» – это неадекватная цена. Если уж так нужно было, чтобы водители такси вспомнили правила, то просто бы организовали для них платную сдачу теоретического экзамена в ГАИ и пересдачи платные.

Что касается зачета, то туда выносилось 2 упражнения – гараж задним ходом и экстренное торможение (разогнаться от линии и затормозить перед препятствием). Каждая потраченная секунда – балл, каждый сантиметр до препятствия – балл. Нужно набрать не более 40 баллов. Если я буду так тормозить с пассажирами в авто, то в полу гарантированно будут дыры от их ног. И еще важный факт про курсы: автошкола, в которой я учился, получила программу практических зачетов и норматив по ним только в конце сентября, т.е. перед выпуском первой группы.

Таксисты vs курсы

Еще одну интересную историю мне удалось услышать лично и абсолютно случайно. На фоне изменений и в силу своей профессиональной деятельности, иногда во время поездок в такси я могу поговорить с водителями о том, что для них поменялось после 1 ноября. И вот так на одном из заказов мне попался очень разговорчивый водитель, который сразу честно признался, что курсы не проходил, но вот «корочка» об их окончании у него все равно есть:

– Я сразу понимал, что курсы проходить не буду, потому что для меня это трата времени. Тем более я не прям уж так давно получил права. Зачем мне еще раз повторять теорию и практику в автошколе? Поэтому я решил просто… купить сертификат. Стоил он 400 рублей. Отнес руководству – меня внесли в реестр. Никаких вопросов и проблем не возникло. Зато время и силы сэкономил.

Казалось бы, решение водителя, который захотел немного сэкономить и не тратить свое время, простое и понятное. Другой вопрос – насколько это правомерно – как для водителя, так и для тех, кто ему эту «корочку» предоставил. Для информации: подделка документов в нашей стране карается довольно жестко, вплоть до ограничения свободы на срок до двух лет (ст. 380 УК РБ).

«Рынок очень быстро насытился»

Но действительно ли курсы повышения квалификации водителей такси ничего нового не дают, а лишь тратят деньги и время? Ответить на этот и другие наши вопросы согласился директор автошколы «СпецАвтоМастер» Иван Костюк.

– Что входит в программу курсов?

– Программа рассчитана на 35 часов и состоит из теоретического обучения и практических занятий на площадке, куда входит фигурное вождение, в основном ориентированное на скоростное маневрирование. Затем учащиеся сдают экзамен и в конце получают свидетельство о повышении квалификации.

– А чем занятия по теории на этих курсах отличаются от тех, что люди проходят при обучении на права?

– Это не те же самые занятия, потому что теоретическая программа на этих курсах больше касается вопросов безопасности и медицины. При этом сами правила дорожного движения также сдаются на экзамене, но здесь речь идет больше не про повторное изучение ПДД, а про моменты, которые связаны с их изменениями. И вот этому, к сожалению, в процессе обучения уделяется не так много внимания. На мой взгляд, в программе все же стоит больше сконцентрироваться на тех изменениях в ПДД, которые успели произойти. Ведь многие водители такси сдавали на права лет 10–15 назад, за это время многое поменялось, поверьте. Тем более периодичность прохождения самих курсов составляет 5 лет. И даже за этот небольшой срок успевает произойти несколько изменений. И вот этому, конечно, уделяется мало внимания, хотелось бы больше.

– А что с практикой? Водители также заезжают в гараж и поднимаются на эстакаду?

– Здесь элементы довольно сильно отличаются от тех, которые люди изучают в самом начале. Например, в программу включено скоростное маневрирование, змейки, овал, габаритный тоннель и т.д. Есть, конечно и заезд в гараж, куда без него? Еще идет отработка на скользком покрытии и экстренное торможение. Другими словами, эти уроки рассчитаны на тех, кто уже сдал на права и имеет какой-то опыт вождения. Потому что нельзя изучать высшую математику, когда не знаешь цифр. И по сути практическая часть чем-то похожа на курсы контраварийной подготовки.

– Ваши инструкторы были готовы к курсам или им тоже пришлось проходить переподготовку?

– Что касается мастеров образовательного обучения, то они раз в 5 лет тоже должны проходить специальную программу по повышению квалификации. И весь наш персонал это делает. Но для курсов все же немного другая программа по сравнению с обычной категорией В. Ведь здесь другая специфика, другие люди с другим мышлением и, конечно, другие элементы. Поэтому, как только мы получили сертификат, наши инструкторы также прошли повышение квалификации.

– Как бы вы описали отношение самих водителей к курсам? Чаще приходят со скептическим настроем?

– Скептицизм – это естественно. Здесь просто надо понимать, что люди приходят со своим опытом и своим мышлением. Поэтому, конечно, часто можно услышать слова о том, мол, чему на эти курсах вообще можно научиться. Плюс, безусловно, кто-то выполняет практические задания со скрипом, потому что все делается на их автомобиле и им не хочется лишний раз что-то сделать с машиной. Но в конце обучения кто-то меняет свое мнение, кому-то это интересно. А кому-то не очень, и он уходит без особого энтузиазма. Тут уж как вы к этому отнесетесь. Потому что, как по мне, сами занятия довольно увлекательны. И если практика больше напоминает интересную тренировку, то в плане ПДД открывается много нового.

– По вашему мнению, курсы и правда полезны и нужны водителям такси?

– Я думаю, что в любом случае что-то подобное должно существовать. Понятно, что со временем программу придется немного поменять и скорректировать, например, чтобы в той же теории больше внимания уделялось изменениям в ПДД. Но хочу отметить, что сейчас рынок очень быстро насытился. Достаточно много организаций стали заниматься подготовкой водителей. Спрос сильно упал. Если с сентября по декабрь все было расписано наперед, группы формировались очень быстро и в целом существовал ажиотаж, то сейчас дела обстоят иначе. Уже декабрь был довольно вялотекущим, никаких очередей не было, а примерно с 20-х чисел мы практически не осуществляли обучение. Разве что в январе собралась одна небольшая группа на 8–10 человек. Такая ситуация во многих школах. И, честно сказать, происходящее для меня остается загадкой. Исходя из числа водителей и автошкол с сертификатом, люди должны еще учиться и учиться. Возможно, это связано с отсрочкой, которую дали. Но в таком случае к ее концу мы снова увидим большой наплыв людей, которые захотят все сделать в последний момент. Сейчас же собираются минимальные группы, никаких очередей нет…

Отсрочка, которую упомянул Иван Костюк, действительно есть. Ее дал Совмин Беларуси еще в октябре 2024 года. Но есть нюанс. Согласно постановлению №760 от 16 октября, перевозчики действительно могут добавлять водителей в реестр без прохождения курсов до 1 марта 2025 года. Однако вместо свидетельства о повышении квалификации в реестре должны быть указаны дата и номер письма организации, которая оказывает услуги по повышению квалификации водителей, причем с указанием фамилии, имени и отчества водителя, номера группы, сроков начала и окончания повышения квалификации, либо дата и номер договора на оказание соответствующих услуг. Таким образом, эта отсрочка должна была помочь только тем водителям, которые не смогли попасть на курсы из-за ажиотажа и очередей.

Сейчас же, как мы выяснили, записаться на курсы не составляет никакой проблемы. А это значит, что дело, скорее всего, в другом. Возможно, какой-то процент таксистов и вовсе решил уйти из профессии. А кто-то, вероятно, решил пойти по кратчайшему пути и купил свою «корочку». Есть и третий вариант – работают без регистрации на свой страх и риск. Но этот вариант доступен лишь до тех пор, пока транспортная инспекция не возьмется за проверку.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.