Водители «Яндекс Такси» заявляют, что сервис необоснованно снижает коэффициенты в часы пик. Их видеообращения в соцсетях собирают сотни комментариев.

Пассажиры критикуют таксистов, обвиняя их в жадности, а сами водители отвечают упрёками: мол, клиенты вызывают машину даже ради коротких «поездок за три рубля».
Так или иначе перевозчики решили объявить 15 декабря забастовку. И пообещали не выйти на линию, чтобы создать ажиотаж в городах и привлечь внимание «Яндекса» к проблемам.
Накануне заявленной даты и в сам день корреспонденты Tochka.by активно пользовались услугами такси. Рассказываем, как прошла предполагаемая забастовка.
«Работать буду»
Таксисты «Яндекса» в Беларуси, России и Казахстане в разных форматах (в том числе в видео-) призывали всех коллег не выйти на работу в этот понедельник.
К слову, часть тематических роликов из сети исчезла.
Претензии понятны: водителям хочется больше заработать. Сейчас, мол, с этим есть проблемы, несмотря на «сезон» – в декабре поездок обычно больше, чем в другие месяцы.
Узнать о ситуации из первых уст мы решили по время поездки. Побеседовать с пассажиром о наболевшем таксисты всегда рады. Поэтому с удовольствием рассказали о своих проблемах.
Первая поездка – утро субботы. Цена для семиминутного маршрута стандартная – Br7,4.
Как рассказала водитель Елена, она о забастовке слышала. Но несмотря на это, 15 декабря решила выйти на линию.
«Я работаю на парк по договору комиссии, на проценте. Мне нет смысла бастовать. Это моя подработка. А вот возможно те, кто работает напрямую на «Яндекс», бастовать будут. Оно и понятно почему», – начинает Елена, но не объясняет недовольство водителей.
Женщина считает, что в целом в работе на этот сервис «есть много нюансов».
«Вот с вашей поездки я заработаю максимум Br1,5. Остальное заберут «Яндекс» (25%) и парк (50%). На своей машине работать жалко – убьешь за полгода. Поэтому так», – поясняет Елена.
Она считает, что сервис заметно обесценивает труд водителя.
«Бастовать – бессмысленно»
Назад по этому же маршруту после 23:00 от автовокзала возвращаемся уже по повышенному тарифу: на этот раз поездка обходится в Br15,2.
Просим оценить водителя эту сумму. Он отмечает, что цена «нормальная» как для таксиста, так и для пассажира.
А вот по поводу забастовки его мнение не такое лояльное.
«Моя позиция – бастовать против такого большого агрегатора и монополиста бессмысленно. Во-первых, любая забастовка противозаконна*. Хотя формально люди не бастуют, а просто не выходят на работу. Они никому ничего не должны, сами на себя же по факту работают», – рассуждает Сергей.
* Законодательно у всех граждан закреплено право на забастовку. Но для этого надо соблюсти ряд нюансов: провести собрание, собрать голоса, а затем известить в письменной форме нанимателя о решении провести забастовку не позднее чем за две недели до ее начала.
Принуждение к участию в забастовке либо отказу от участия в ней запрещается.
Подробнее – здесь.
Сам он отмечает, что выходит на работу, когда у него есть возможность и интерес: днем часто занят, обычно катается утром и вечером, в выходные. И в понедельник работать собирается: у него арендная машина, деньги отбивать надо.
«А смысл мне не выходить? Да и это ни на что не повлияет», – думает парень.
Причина его недовольства «Яндексом» – низкий заработок. Говорит, что раньше было лучше.
«Они как будто этот рубильник спроса искусственно выключают, и получаются копеечные заказы. А некоторые вообще ездят за Br3–5. Заработать что-то стало нереально. «Яндекс» – монополист, выставляет цены, как хочет», – жалуется Сергей.

Следующая поездка – и снова тот же маршрут воскресным утром. Спрос – повышенный: вместо привычных Br7 вышло Br15,8. Водитель доволен.
«Конечно, буду выходить в понедельник на работу. Да все будут работать. Можете смело вызывать – никакого спроса не будет», – уверен таксист.
Он назвал опасения по поводу забастовки «ерундой».
«Этот декабрь – худший месяц»
Возвращаемся домой с района автовокзала в тот же день, в воскресенье. Ажиотаж: машины одна за одной забирают пассажиров.
Теперь за «Комфорт» и девятиминутную поездку отдали уже Br17,2.
Виталий идею забастовки одобряет и считает, что «Яндекс» что-то делает с коэффициентами.
«Вот раньше ты всегда знал, что в выходные можно заработать на Зыбицкой – город горит. Хотя он и сейчас горит, но коэффициенты оттуда приходят +1, а то и вовсе может не быть. А ведь там люди, у которых никогда не было проблем с платежеспособностью. Но для них как будто специально опускают эти коэффициенты. Это же не бабушку с утра до вокзала довезти, зачем так делать?» – задается вопросом таксист.

Он часто проверят спрос по городу в другом приложении. И говорит, что там может «все гореть», а у «Яндекса» – тишина.
«Сейчас, правда, немного пошло. Но этот декабрь – самый худший за всю мою историю в такси. Обычно февраль мертвый месяц, а тут еще хуже. Хотя я думаю, что в понедельник многие выйдут и никакой забастовки не будет», – вздыхает Виталий.
Понедельник – день Х
Утро понедельника – пиковые часы для любых районов Минска, все собираются на работу. Изучаем спрос с разных точек до редакционного офиса. Все традиционно: цены уже привычные, машин хватает.
За поездку в 20 минут пути (7 км) в период спада спроса заплатили как обычно – Br13,1 за «Комфорт».
К слову, водитель даже не слышал, что сегодня таксисты планировали бастовать.
«Впервые от вас слышу. А что произошло? Ну вот смотрю по карте – сегодня все обычно: заказы точно так же распределяются, спрос как был +1,5 коэффициента, так он и всегда такой в это время понедельника», – отмечает Евгений.
Еще одна поездка в 30 минут (13 км) в час пик с 07:55 до 08:20 стоила бы от Br24,8 до Br30,2. В «спокойное» время – Br15–17. Девушка отмечает, что для ее маршрута это обычный ценник.

Другие коллеги поделились, что и от их точки А до офиса все было в пределах нормы: цены, может, и чуть великоваты, но обычные для высокого спроса. А машин хватало.
На данный момент, в 16:00, по привычному маршруту дом – работа (20 минут поездки, 7 км) цена слегка повышена, но в целом в пределах обычной – Br13,1.
Налоговики выявили сокрытие выручки в службе такси на сумму 6 млн рублей

Самый же пик был с 08:00 до 09:00 – традиционно для рабочего дня.
Что говорит «Яндекс»?
Tochka.by обратилась в сервис «Яндекс Такси» за комментарием.
В компании отметили, что 15 декабря у них все работает в обычном режиме.
«С конца прошлой недели наблюдается сезонный рост спроса на поездки – это обычная ситуация для декабря. Число водителей на линии в среднем по стране не изменилось», – ответили в «Яндексе».
Так что по спросу и количеству водителей на линии компания забастовки не заметила.
