Таможня Литвы не выпускает «битки», купленные на аукционах США. Что делать белорусам?

АвтоЭкономика
Поделись с друзьями

Ситуация с купленными за границей автомобилями, которые литовская таможня не пропускает в Беларусь, с каждым днём ухудшается. Оказавшиеся едва ли не в патовом положении соотечественники формируют большие чаты в мессенджерах и создают страницы в соцсетях, пытаясь достучаться до европейских чиновников.

Таможня Литвы

Журналисты av.by пообщались с некоторыми из автовладельцев, а также выслушали мнения представителей компаний-посредников.

«Копили на Chevrolet Camaro около двух лет!»

Белоруска Карина, одна из активных участниц телеграм-чата, в числе тех, кто всячески пытается добиться внимания представителей литовского правительства. У девушки в соседней стране ЕС простаивает Chevrolet Camaro.

— Мы не учитывали ни год, ни другие нюансы: просто важен был именно «Камаро». Маслкар — своего рода детская мечта, сформированная фильмами «Трансформеры». Bumblebee пленил моё сердце, да и парню нравилась данная модель. Копили на неё около двух лет! Мы откладывали деньги, так что это не спонтанная покупка. Мы долго к этому шли, представляя, как будем ездить на машине. Для нас обоих она должна была стать не просто совместной, а первой в жизни! Приобрести её в Беларуси не имелось возможности: неподъёмный прайс.

Таможня Литвы

Фото использовано в иллюстративных целях. Источник: аукцион Copart

— Выбрали, купили… Контейнер отправили приблизительно в мае, а перевозчик обещал, что доставит в течение двух-трёх месяцев. По итогу приплыла за полтора (меньше, чем изначально ориентировал перевозчик) — 18 июня. Документ-соглашение пяти стран (Литва, Латвия, Эстония, Польша, Финляндия) приняли за две недели до этого.

Я себя успокаивала тем, что речь шла об автомобилях, приобретённых в ЕС, а наша — из Америки. По каким критериям теперь Camaro «непроходной»? Согласно документам от 4 июня стал таковым по возрасту, ведь он моложе 5 лет, и по объёму двигателя — 2,0 л.

Далее очень важно сделать ремарку: 30 июня вышел дополнительный документ, на основании которого вводились послабления относительно клиренса. Соответственно, по дорожному просвету сейчас наше авто проходит. Тем не менее Литва требует декларацию производителя (разрешение).

В документе применена чёткая формулировка: декларацию могут запрашивать, когда автомобиль запрещён к ввозу. Но нашего это не касается, если ориентироваться на изменения от 30 июня! Получается палка о двух концах: ввоз такого авто вроде и не запрещён, а декларацию всё равно требуют…

Таможня Литвы

Фото использовано в иллюстративных целях. Источник: аукцион Copart

— Посредник вообще никак не помогает! По моей информации, только одна белорусская фирма как-то ещё борется за своих клиентов. Остальные оставили нас один на один со своей бедой, на длительное время объявили молчание.

«Продать в Литве либо везти через Грузию»

— Альтернативных пути сейчас два. Первый — это продажа машины на территории Литвы. Но нет какого-либо конкретного описания, как это можно осуществить.

Есть формулировка, мол, помогут в продаже, однако с ремаркой, что это будет в минус для нас. Продастся, насколько я поняла, за ещё меньшую стоимость, нежели мы автомобиль приобрели. Плюс мы и так понесли траты на стоянку, поскольку авто находится там с 18 июня… Подсказок, инструкций, чётких руководств к действию никто не даёт. И нам не очень хочется продавать машину, на которую мы так долго копили.

Таможня Литвы

— Я понимаю, что все перевозчики — это конкуренты. Но мы призываем их объединиться для того, чтобы вывезти автомобили и добиться согласования коридора для всех их клиентов.

Они смогут сохранить своё имя. Всё-таки это юрлица со штатом юристов, у них есть опыт, а при совместных усилиях, мне кажется, всегда больше возможностей добиться правды, нежели у физлиц, никогда не встречавшихся с какими-либо судебными делами.

— Если говорить о втором альтернативном пути, который готов предложить нам перевозчик, то он, на мой взгляд, мифический. Пока нет ни одного доказательства, что это работает. У нас в чате ведётся обсуждение: ни одна машина через Грузию до сих пор не приехала, а стоит маршрут от 5 до 7 тысяч евро. Огромные деньги! Цена нашего лота была такая же… Лично мы финансово себе этого позволить не можем. Вдобавок Литва не отдаёт машину! А ведь, чтобы как-то провезти её в Беларусь, для начала нужно её забрать!

— Мы уже готовы написать и подать коллективный иск на таможенную службу Литвы, но при этом нет понимания, как это сделать, к какому адвокату обратиться, кто сможет помочь. Если кто-то подскажет данные конкретного адвоката, мы будем безмерно благодарны, — обращается к белорусской аудитории девушка. — Хотим, чтобы нас услышали за пределами РБ, чтобы страны Европы, в том числе Еврокомиссия, ЕС, поняли, что происходит. Мы обращались через их сайты, но получали шаблонные ответы, мол, не вправе вмешаться в дела Литвы. Через Instagram пытаемся достучаться — это крик о помощи. Я пропускаю истории многих через себя и не могу сдержать эмоций.

— До слёз трогает история парня-инвалида, который год копил на машину. Она ему необходима, ведь это его средство мобильности. Он просит не лишать его ног… Поэтому мы готовы бороться, хотя с каждым днём сил всё меньше. Мы просто просим помощи.

«Машина мир увидит, а я два года без отпуска»

Белорус Александр столкнулся с невозможностью провоза гибридной Toyota Prius 2020 года выпуска.

— В марте я стал счастливым обладателем Toyota Prius и, чтобы не заморачиваться с переводами и потерями средств за банковские услуги, попросил оплатить тестя. Он является гражданином Канады. Собирался при встрече ему вернуть.

— Иномарку покупал супруге. У нас три года дочке, и жене скоро выходить на работу, а ведь впереди детсад… Когда встал вопрос приобретения второго авто, выбор оказался очевиден. В семье есть другой «Приус», и на нём езжу уже 11 лет, полмиллиона километров преодолел! Лучше машины в мире и нет, ведь она никогда не дурила голову. 28 мая наш полноприводный автомобиль прибыл в порт Клайпеды. Отслеживал «Тойоту», и было очень интересно наблюдать, как контейнер с ней проходил около места, где затонул «Титаник»… К слову, если бы западные «товарищи» не ввели санкции против нас, простых людей, мне машина с ремонтом обошлась бы в 16—17 тысяч долларов.

— Собственно, автомобиль встрял… Сперва ждали «внеочередного» понедельника, потом — выхода начальника порта из отпуска, а теперь — непонятно чего. Соседи ведут себя крайне неадекватно, словно законов нет. Европейские санкции говорят о том, что я имею право забрать машину, ведь куплена она до первого июля, а литовцы не выдают, не отпускают, не объясняют ровным счётом ничего.

— Видимо, авто дальше поедет в кругосветку. Как кто-то в чате писал: «Хоть машина мир увидит, а я тружусь два года без отпуска».

«Надеюсь, мы коллективно подадим в суд»

История белоруски Екатерины не сильно отличается от случаев других героев материала. Девушка планировала пользоваться кроссовером Hyundai Tucson, однако автомобиль стал «невыездным» с территории Евросоюза.

— Раньше я ездила на Hyundai ix35, но решила приобрести другую машину той же марки. Мне нравится бренд, а заказывала из-за океана, потому что очень много знакомых пригнали авто из Америки. Вдобавок вариантов не было, так как хотела именно Hyundai. Транспорт из Европы не рассматривала: нет надёжных людей, которые пригнали бы хороший автомобиль оттуда.

Контейнер с иномаркой отправили в Беларусь 18 апреля, а 7 июня он прибыл в Клайпеду. Санкции застала за пару дней до прибытия машины в порт — 4 июня. Главный критерий, по которому мой «Хёндэ» завис, — объём двигателя (2,0 л).

— Компания-посредник — это мои знакомые. Они предлагают везти через Грузию тоже контейнером, но вот стоимость доставки — 4 100 евро, и к ним добавятся портовые расходы. Мой автомобиль в подвешенном состоянии с 14 июня… К слову, предложений о перепродаже машины в Литве мне не озвучивали.

В дальнейшем думаю провозить авто через юг, если ничего не изменится. Хотя надеюсь, что мы коллективно всё-таки подадим в суд, потому как однозначно налицо превышение полномочий и нарушение прав людей. Есть надежда, что, даже если машины пойдут южным направлением, а суд затянется, мы его всё-таки выиграем и вернём затраты, возникшие с перенаправлением автомобилей через юг.

«На платной площадке места — от 5 до 20 евро в сутки. Volvo стоит больше месяца»

Белорус Андрей уже имел опыт пригона авто из США и даже становился героем публикации на av.by. После редкого Lincoln Continental мужчина принял решение пересесть на «паркетник». Выбор был между Volvo XC60 и BMW X3.

— В конце зимы я продал свой «Линкольн», затем обратился в компанию по пригону автомобилей из США. Первое сотрудничество вышло удачным, я остался доволен качеством оказания услуги и результатом. Поиски конкретного лота протекали с марта по конец апреля. После месяца безуспешных торгов стали присматриваться к Mercedes-Benz GLB и Lexus NX. Удачный вариант — Volvo XC60 — подвернулся ближе к маю, причём с лёгким ударом — всё как и хотелось, — вспоминает Андрей. — Готов был к тому, что лот обойдётся не дороже $15 500. Такова максимальная сумма покупки, ведь финальная ставка — львиная доля всего бюджета приобретаемого автомобиля. А ещё доставка в Клайпеду, после в Минск, оформление документов, растаможка, ремонт и постановка на белорусский учёт. По моей калькуляции, машина должна была обойтись на 20% дешевле предлагаемых на нашем вторичном рынке вариантов. Это существенно для семейного бюджета. Торги мы выиграли на отметке 14 700 долларов.

— Через пару недель контейнер с автомобилем отправился в Клайпеду, а прибыл 10 июня, как и обещал менеджер. На тот момент уже неделю ходила новость, что машины разворачивают, не пропускают…

Дни шли, но ситуация не сдвигалась с мёртвой точки. Через какое-то время стал искать товарищей по несчастью. Наткнулся на чат — был ещё в первой сотне участников. А сейчас в нём без малого две тысячи белорусов, которые не могут получить свои авто.

— От компании-посредника зависит мало: они лишь связующее звено коммуникации. Начал интересоваться, какие есть варианты доставки. Осознание, что автомобиль зависнет на территории Литвы, пришло далеко не сразу, через пару недель поиска решения, — вздыхает собеседник.

Сразу Volvo XC60 не проходил по возрасту (3 года — 5 лет) и объёму (мотор свыше 2,0 литра). Со временем нарисовался ещё один критерий — клиренс, в моём кроссовере он более 165 мм. По итогу сейчас машину не выпускают по всем критериям! Благо это не гибрид или электрокар — получилось бы вообще комбо.

— Менеджер компании-посредника показал себя, кстати, как человек с высокой выдержкой и максимальной клиентоориентированностью. Есть с чем сравнить, судя по историям других людей в чате. Вежливо и доступно всё объясняет, стал почти личным психологом, — рассказывает белорус. — Варианты решения ситуации скорее гипотетические: литовские брокеры попросту сейчас не выдают документы на «непроходные» авто для их дальнейшего транзита через Литву или другие страны.

Повреждённые машины, или утиль, как его считают американцы, зависли на площадке порта в Клайпеде. Теоретические обходные пути обойдутся от 3 500 до 7 000 евро — у каждого «помощника» свой ценник. Да и стоимость доставки лишь вершина айсберга, ведь о многих подводных камнях умалчивается.

На фоне массовой беды и новостей подобных «ассистентов» появилось очень много, и, предполагаю, среди них немало мошенников.

— Сам автомобиль находится на платной стоянке больше месяца. От 5 до 20 евро в сутки… Мне тут улыбнулась удача, ведь Volvo разгрузили на место, где стоимость минимальная. Другим вот повезло меньше…

Хочется верить в положительный исход ситуации. Наверное, лучшим решением для всех станет коридор на вывоз машин, которые были в пути на момент внесения дополнительных требований. Тем более есть документы в ЕС, регламентирующие таковой коридор отдельным пунктом. Но, чтобы доказать это в чужой стране, нужен компетентный человек. Мы активно его ищем!

По сути, нас всех просто загнали в искусственную и совершенно нелогичную ловушку.

— В моей ситуации есть и другой вариант — ждать, пока Volvo XC60 исполнится более пяти лет. Случится это в январе 2025 года… Самое абсурдное, что литовская таможня ориентируется на тайтл, начало эксплуатации иномарки, а не дату её производства! Как и многие в чате, сдаваться не готов. Я верю в то, что мечты должны сбываться! Будем делать всё, что от нас потребуется.

Caromoto: «Через Грузию и Турцию машины уже поехали»

За комментарием мы также обратились к представителям Caromoto. Павел Дудук, директор компании, подтвердил, что жернова санкций и ограничений раскручиваются всё сильнее.

— Уже который год мы живём в постоянно изменяющихся условиях привоза транспорта в РБ. В последнее время было следующее: запрет на доставку автовозами белорусской регистрации; новые требования в предоставляемых документах («платёжки», обязательства, гарантии); запрет на провоз лодок, катеров, гидроциклов и другой специальной техники и прочее.

Теперь литовские власти решили почти полностью закрыть транзит импортируемых из других стран машин через введение новых ограничительных мер, таких как объём двигателя, клиренс, тип двигателя и, конечно, стоимость, — уточняет собеседник. — И каждый раз мы всё равно находим варианты преодоления возникающих препятствий. Выстраиваем новую логистику по альтернативным направлениям: Турция, Грузия, Китай, Россия (Владивосток).

— Давайте обозначим кратко основные запреты, из-за которых не выпускают машины. 

— С новым пакетом санкций Литва приняла и своё решение по технике, которая может выезжать через литовскую границу, причём касается это в том числе транзита (авто из США), чего раньше не было. Проще перечислить то, что можно ввозить:

  • — автомобили любого возраста с объёмом ДВС не более 1,9 литра, купленные до 1 июля 2024 года;
  • — автомобили с объёмом двигателя не более 1,9 л и клиренсом не более 165 мм, купленные после 1 июля 2024 года;
  • — автомобили с ДВС любого объёма и старше 5 лет;
  • — мотоциклы, купленные до 1 июля;
  • — мотоциклы, купленные после 1 июля (стоимостью по инвойсу не более 5 000 евро), квадроциклы.

— Ближайший альтернативный путь вывоза, которым мы пользовались в июне и июле, был через Латвию, но он закрылся принятым на прошлой неделе законом.

Следующие пути (по ним у нас уже поехали машины из Клайпеды в Минск) — Грузия и Турция. Техника движется автовозами и контейнерами. Стоимость доставки из Клайпеды в Минск в таком случае составит около $4 000 за одно авто. В эту сумму не включаются портовые расходы, стоимость загрузки/выгрузки и услуги агентов в порту Клайпеды.

— Часть автомобилей (контейнеров) ещё находится в пути. Есть ли шанс как-то решить вопрос с их перегруппировкой, отправкой через третьи страны в Беларусь (до прибытия в Клайпеду)?

— Такое возможно. На пути в Клайпеду контейнер заезжает в промежуточный европейский порт, и авто можно перенаправить в тот же порт Грузии (Поти). Стоимость за перенаправление в таком случае составит около $3 500 за один контейнер. Из Поти путь в Минск уже отлажен.

— Есть ли уже примеры, когда клиенты удачно воспользовались альтернативными путями?

— Из Клайпеды отправлены контейнеры и автовозы, направляющиеся в Минск через Турцию и Грузию. Можем добавить, что из США мы уже отправляем технику по следующим альтернативным путям: Турция, Грузия, Китай, Владивосток. Зависит от выгодности доставки по цене и времени, — заключает директор компании.

«БелАукцион-Групп»: «Некоторые коллеги везут через ОАЭ, а переоформляют груз в Иране»

Своим мнением о сложившейся ситуации поделился и наш постоянный спикер — Виталий Скребец, директор «БелАукцион-Групп», одного из немногочисленных аукционов страны, который также занимается доставкой техники из различных стран мира.

— Литовцы подготовили очередное постановление, и вот уже месяц машины не выпускают из Европы. Простаивает много техники: авто с объёмом двигателей более 1,9 литра, электрокары, гибриды, снегоходы, квадроциклы… Держим связь с литовским брокером, получая просьбы подождать и обещания, но ничего не происходит.

Планировал в понедельник ехать в Клайпеду на машине, но и здесь препятствие: очередной запрет, автомобили на белорусских номерах уже не пропускают. Потому поездку придётся отложить.

— Мы уже просчитываем альтернативный маршрут для зависшей техники, хотя предпочту открыто его не озвучивать и не выделять среди прочих путей и стран. С Грузией мы связываться не хотим. У нас есть контакт с крупными импортёрами европейских автомобилей. Так вот, сегодня получили информацию: в Грузии «растворились» несколько дорогих машин.

Более того, Грузия поддерживает санкции, то есть формально она недружественная. Какую схему многие предлагают для этой страны? Оформлять авто в Америке, и в bill of lading указывать не грузинскую фирму, а некое физлицо. Чтобы по морским портовым документам считалось, якобы автомобиль поступает гражданам Грузии. Затем машины покидают порт, переоформляются каким-то волшебным способом и едут в Беларусь. Слишком много непрозрачных моментов, из-за чего для себя мы отмели такой вариант.

— У нас и так огромный «хвост» техники завис в Клайпеде. Не дай бог такой же образуется в Грузии и там машины начнут пропадать… Не представляю, что в такой ситуации делать и как людям в глаза смотреть. Рисковать не станем, хотя назвать этот маршрут нерабочим не могу: транспорт всё-таки приезжает.

Вариант, который мы сейчас рассматриваем (в дружественной стране), тоже изобилует нюансами. Приведу конкретный пример. Чтобы оформить транзит, на финальном этапе доставки в портовых документах нужно менять получателя с гражданина данной страны на белоруса. Так вот, Америка не делает этого и не хочет, поддерживая санкции.

Остаётся способ, при котором фирма, находящаяся в дружественной стране, получает груз, а после оприходования составляет договор уступки. Только затем автомобили перенаправляются в Беларусь.

Особенность в том, что договор уступки нужно поставить на поток. Разумеется, к фирме придут с резонным вопросом: «К вам доставлен дорогой груз, а вы от него просто так отказались в пользу гражданина Беларуси. А какое основание?» Коммерческой организации бесплатно уступать груз не удастся. В ближайшее время с американской стороной будем решать вопрос, как выстраивать переоформление в процессе доставки.

Первый контейнер должен поступить по данному маршруту 16 сентября, и к указанному сроку будем решать все бюрократические моменты. Возможно, придётся создавать в этой стране отдельное юридическое лицо.

— От варианта с Турцией отказались из-за дороговизны и большого срока доставки. Некоторые коллеги по цеху везут через Объединённые Арабские Эмираты, а переоформляют груз в Иране.

— Сейчас мы говорили про машины, ещё плывущие или только отправленные из США. Какие варианты есть для автомобилей, уже находящихся в Клайпеде?

— Будем пробовать по три-четыре единицы техники загружать в контейнеры и везти через эту дружественную страну. Некоторые клиенты, у которых дешёвые 2-литровые машины, интересуются, можно ли растаможить авто в Европе и продать. Но таковых — единицы. Другие стремятся всё-таки привезти свою технику в Беларусь — хоть как-то.

При этом 1,5-литровые Chevrolet Equinox и Buick Encore границу проходят, к нам заезжают. Недорогие мотоциклы — тоже.

— Важно понимать, что в воздухе висит вопрос доверия к брокерам и перевозчикам, занимающимся доставкой через не отлаженные пока пути. В ситуации, когда обстоятельства стремительно меняются, каждый старается ухватиться за любую соломинку, использовать все возможности. Разумеется, это приводит к появлению мошенников, ведь рвётся там, где тонко.

Знаете, разговор из серии: «Привозите нам $3 500, а мы доставим машину в Минск!» А как это проверить? Связи недостаточно налажены. Старая цепочка держалась исключительно на доверии и репутации, потому исправно функционировала. В нынешней ситуации быть на сто процентов уверенным невозможно.

— Есть чат в мессенджере на несколько тысяч человек, существуют сообщества и поменьше. Люди группируются, чтобы делиться опытом и советами друг с другом. Как вы считаете, реально ли достучаться до руководства Литвы, чтобы разрешили вывезти хотя бы зависшие в Клайпеде машины?

— Возможно, мне не повезло, однако, когда я занимался вывозом гидроциклов, лично ходил в литовскую таможню. Общался с сотрудниками и декларантами. Попался мне таможенник, который высказался примерно так: «Лучше бы вместо вашей страны и России было голое поле». И это я ещё смысл сказанного смягчаю.

Единственное, чем они будут руководствоваться, принимая какое-то послабляющее решение, — это полная остановка порта в Клайпеде, его тотальная перегрузка. А проблемы белорусов и их машины их мало интересуют… С таким же успехом можно стучаться в собачью конуру!

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля