Месяц назад в Беларуси вступили в силу новые правила: чтобы иметь возможность работать, таксисты должны быть включены в Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении.
Тогда из-за нововведений сферу ненадолго парализовало: на линию не смогло выйти большое число машин. Итог – вырос спрос, цены поднялись в несколько раз.
Tochka.by узнала у водителей, что стало с такси спустя месяц после введения реестра.
Коэффициент больше не штормит
По данным «Минсктранса» на 4 ноября, в реестре было всего 62% от общего количества водителей.
Снижение количества машин на линиях отмечал и сервис «Яндекс Go»: такси в Минске стало меньше на треть. Отсюда и рост цен.
Теперь ситуация вроде как нормализовалась. Транспортная инспекция заявляет, что ежедневно Реестр автомобильных перевозок пополняется на 250–300 водителей.
Кажется, ценник теперь тоже стремится к привычным значениям без высоких коэффициентов.
«Да, поездки стали дешевле, а город не так сильно и часто «горит» высоким спросом», – отмечает водитель Александр.
Он уверен, что причин здесь несколько. Во-первых, для многих поездки на такси с 1 ноября все же дорогое удовольствие – люди стали реже ездить.
Во-вторых, машин на линии теперь больше – многие все же присмотрелись и тоже решили пройти процедуру вступления в реестр.
««Яндекс» разрешил всем работать. Даже тем, кто не в реестре. Есть недобросовестные парки, которые подключают и таких водителей. Посмотрим, чем все обернется. Этот вопрос Транспортная инспекция обещала серьезно контролировать. А ответственность для «нелегалов» нешуточная», – говорит водитель.
Он отметил, что в ноябре неплохо заработал: если раньше возил пассажиров примерно за Br5, то теперь за тех же поездки получил в три раза больше.
«На прошлой неделе уже попроще как-то было со спросом и коэффициентами, сейчас уже, можно сказать, все стабилизировалось и вернулось к привычным тарифам: цены выше по утрам и в выходные, по вечерам, в час пик и так далее. Ну плюс и Новый год скоро – обычно где-то с 15 декабря до 15 января поднимаются тарифы», – добавил таксист.
«Машин не хватало, теперь их больше»
Людмила работает в такси несколько лет. Говорит, что такой ситуации, как в первые числа ноября, она никогда не видела.
«Ажиотаж был большой, машин не хватало, цены, конечно, выросли. Но такая ситуация была максимум неделю. Потом с каждым днем все шло и шло на спад. Думаю, все будет, как было раньше: праздничные дни, выходные, час пик – большие цены, остальные – с обычным коэффициентом», – говорит женщина.
Она отметила, что водители увидели, что с ними не шутят: отправляют машины на штрафстоянки, дают серьезные штрафы и борются с нелегалами.
«Катаются без реестра, я ж вижу такие неукомплектованные по закону машины. Ну, до поры до времени. Но вот наш парк вообще не выпускал на линию тех, кто не попал в реестр, всех уволил. Себе дороже выйдет нелегально работать сейчас», – уверена водитель.
«Вынуждены работать по новым правилам»
Виталий в такси восемь лет. Помнит еще те времена, когда на белорусском рынке обходились без «Яндекс Go». Говорит, было проще. Тарифы фиксировались и не зависели от спроса. Это было просто и понятно.
«Все равно ездят и без реестра. Ну, я тоже успел неделю покататься на свой страх и риск – нужно же было деньги заработать, чтобы сделать все по правилам и попасть в этот самый реестр. Выезжал, поработаю часика три, спрячусь. Опять выйду к вечеру», – говорит водитель.
Ему для вступления в реестр нужно было потратить почти Br1,5 тыс. – на курсы, оклейку машины, плафон на крышу, видеорегистратор, страховку и прочее. Поэтому зарабатывал как мог.
«Конечно, тарифы первую неделю ноября были повыше – заработать получилось. Но сейчас все устаканилось. Вот сейчас у вас коэффициент плюс Br1,5, а еще две недели назад был бы плюс Br10–15», – объясняет Виталий.
Он тоже успокаивает: тарифы в ближайшее время нормализуются. Ведь водители все же вынуждены будут работать по новым правилам и вступать в реестр.