Предприятие «КФ-Авто» на автомобильном рынке Беларуси — не новый игрок. Прежде всего, в сфере переоборудования специального транспорта. К примеру, там разрабатывали кареты скорой помощи. Теперь в Борисове наладили собственное производство автобусов среднего класса под маркой Avior. Первый серийный образец сошел с конвейера весной 2024 года и был поставлен футбольному клубу «Торпедо-БелАЗ» из Жодино.
Корреспондент Onlíner съездил на завод и посмотрел, как собирают новый отечественный автобус.
Завод в три цеха
Предприятие находится в городской черте. Состоит из трех крупных цехов: сварка каркаса, установка каркаса на шасси, окончательная сборка. Параллельно там же выполняются сопутствующие операции: нанесение грунта на каркас, резка металла, изготовление полок и прочее. Все компактно и аккуратно. Трудятся на производстве порядка пятидесяти человек, а рассчитаны мощности на выпуск до 150 единиц в год.
Собственная разработка или очередной клон?
Производитель утверждает, что главная цель проекта — заполнить нишу ушедших европейских брендов среднего ценового сегмента.
— Разработка наша, — рассказывает заместитель директора Дмитрий Батраков. — Специально под нас по нашим размерам китайская компания Ankai производит раму. Двигатель и КПП тоже китайские: 4,3-литровый дизель Yuchai YCS04180-50 и 6-МКПП FastGear C6J76T. В планах заменить китайского производителя двигателей на российского.
Производитель не скрывает, что многое скопировано у литовского автобуса Altas Viator, который в свою очередь был построен на базе итальянского IVECO.
Локализация производства
Локализация — один из главных вопросов, когда речь возникает о новых товарах. Собрать итоговый продукт из привезенных деталей — дело нетрудное, а вот наладить производство своих собственных запчастей — совсем другое. На предприятии утверждают, что доля локализации составляет 56% и даже больше.
— Весь навесной пластик — белорусский, остекление — отечественное от фирмы «КУВО» (Могилев), светотехнику производит ОАО «Руденск». Каркас автобуса делаем прямо тут в Борисове из труб наших производителей. В будущем планируем перейти на собственное производство рамы, — говорит Дмитрий Батраков.
Туристический, междугородний и еще пять вариантов
На сегодняшний день в производство запущены две версии автобуса: туристический Avior Tourist и междугородний Avior CityLink. Обе модели имеют пассажирскую формулу 29+1. В стандартной комплектации уже есть ABS, ESC, ретардер, кондиционер, зеркала с электрорегулировкой, мультимедийная система с сенсорным экраном, тонированные панорамные стеклопакеты, звуковая сигнализация движения задним ходом.
Кроме двух представленных, есть и несколько других моделей, доступных для заказа: пригородный, городской, школьный, для встречи делегаций, для перевозки маломобильных пассажиров.
Что по ценам?
Заместитель директора утверждает, что в проект вложено порядка 4—5 миллионов белорусских рублей, но затраты уже окупились. С начала производства продано 20 единиц. Стоимость самого простого Avior CityLink составляет 335 тысяч рублей, туристический Avior Tourist обойдется на 40 тысяч рублей дороже. Что добавили за эти деньги? Отличительной особенностью туристической версии от межгорода стало наличие обогрева сиденья у водителя, салон из экокожи для пассажиров, USB-розетки, откидные столики, камера заднего вида с монитором, потолочный цветной ЖК-дисплей, розетка на 220 вольт, 3G/4G-маршрутизатор и прочие опции.
Рынок сбыта
В руководстве предприятия не скрывают, что почувствовать твердую почву под ногами на белорусском рынке будет сложно: в сегменте школьных автобусов доминирует МАЗ, вторым крепким игроком является гродненский «Неман». Но, даже несмотря на это, продажи идут. Основными клиентами стали спортивные организации, частные перевозчики (несколько машин работают на маршруте Минск — Борисов), службы здравоохранения и образования.
В планах на 2025 год выход на рынок России. В первой половине декабря Avior Tourist был представлен на московской выставке Comtrans-2024. Прямых контрактов или продаж совершить не удалось, но российский клиент новую машину оценил хорошо. Производитель говорит, что поступило порядка 40 запросов на коммерческое предложение, а одна из компаний готова покупать только шасси.
Гарантия и первые отзывы
Официальная заводская гарантия составляет два года или 100 000 км пробега (в зависимости от того, что наступит ранее). Правда, сервисная станция пока есть только в Борисове. Но на встрече с журналистами руководство предприятия уверило, что сеть специализированных мастерских будет расширятся путем заключения договорных отношений со сторонними организациями.
А что скажут водители? Удалось поговорить с Александром, который возит футбольный клуб «Торпедо-БелАЗ» из Жодино.
— Получается, что мы первые, кто стал эксплуатировать эту машину. Меня она устраивает. Уже примерно 50 000 км прошла, а серьезных поломок или ремонтов и не было, только по мелочам. Ребятам из команды вроде тоже нравится, по крайней мере, чего-то негативного я от них не слышал. Понятное дело, это не Mercedes, но свою стоимость автобус полностью оправдывает, — считает он.