Минувшие выходные в столице выдались богатыми на автомобильные мероприятия. Редакция av.by старалась успеть на каждое. Так, ретроклуб «ЗАЗ Беларусь» в субботу ярко открыл сезон. Рассказываем, о чём говорили участники и какие автомобили показывали на импровизированной выставке.
ЗАЗ-968М: «Вложил $2 000, потому что восстанавливал своими руками. У других сумма намного больше!»
Первым делом мы решили пообщаться с Евгением, руководителем клуба «ЗАЗ Беларусь». Мужчина на встречу приехал на ЗАЗ-968М выпуска 1973-го.
— Клуб открыли два с половиной года назад, а нынешний слёт стал третьим подряд, причём его по праву можно считать республиканским. Если посмотреть на номерные знаки участников, то видно, что владельцы съехались из каждой области нашей Беларуси. Представлены автомобили от 1960 до 1994 года выпуска — от знаковых «Горбатых» до массовых моделей 966 и 968.
— К сожалению, собрать всех членов клуба не получилось: из ста тридцати участников приехали чуть более двадцати. Сами понимаете, у кого-то работа, семейные дела… Да и для некоторых дорога в 200—300 км на «Запорожце» — большое испытание. Нужно быть отважным и уверенным как в себе, так и в своей машине. По факту все, у кого получалось, добрались! Вдобавок на огонёк заглянули автовладельцы из других сообществ, что тоже приятно.
— Больше всего на слёте ЗАЗ-968М. Наверное, наиболее массовая модель, подобных экземпляров сохранилось в достаточном количестве. Отыскать их также легче. «Горбатых» из шестидесятых крайне мало… — отмечает Евгений. — Ежегодного календаря у нас нет. По сути, сейчас случилась главная встреча сезона, а остальные мероприятия — городские и областные. Бывает, нас приглашают организаторы автомобильных выставок. К примеру, месяц назад российский ЗАЗ-клуб звал на открытие сезона в Смоленск, куда мы отправили четыре экипажа. Движение есть!
— Свой «Запорожец» я купил в 2020-м. Изначально он был белым, но моя жена (художница) создала дизайн-проект с другой расцветкой — чёрно-жёлтой. Работы проделано много: целый год вечерами и на выходных трудился над машиной. Я восстанавливал её своими руками, за счёт чего процесс обходился значительно дешевле. Всего потратил около 2 000 долларов. Но знаем примеры, когда одноклубники вкладывали намного больше.
— Двигатель стоит неродной — от «Фольксвагена». У меня это второй «Запорожец»… Первый я восстанавливал под оригинал, а следующий хотелось сделать поинтереснее. Модернизировал, чтобы увереннее и бодрее можно было доехать в любую точку страны.
ЗАЗ-965 на каждый день: «Немец предлагал выкупить машину за $15 000! Я отказался»
Немало внимания притягивала парочка «Горбатых», которых расположили по центру стройной шеренги ретроавтомобилей. Мы пообщались с обоими владельцами ЗАЗ-965. Первого мужчину зовут Андрей, и в его руках советская машина, на минуточку, уже 12 лет.
— Изначально покупал, считай, голый корпус 1968 года, но с документами, из-за чего заплатить пришлось тысячу долларов! Поставил сюда другой двигатель — «сороковку» с расточкой, зажигание от Volkswagen, отопитель Webasto, тахограф, чип-ключ… Мне нравится — и зимой тепло! Дорабатывать дальше не планирую, ведь это у меня повседневное авто. На нём в Минск катаюсь, по Литве и Польше успел поколесить. Самая дальняя поездка — 800 км в две стороны. Я тогда в Польшу отправился по работе, но много ездить было невыгодно, ведь там дорогой бензин.
— В моём путешествии «Горбатого» предлагали выкупить! Немец из Мюнхена давал 15 тысяч долларов, но я не согласился. С детства мечтал о такой машине. Да и, сами понимаете, когда своими руками её создавал для себя, тяжело с ней расставаться. Три месяца не выбирался из гаража, четыре диска для болгарки спилил за время работы.
— Я не хочу другой автомобиль: кузов не гниёт, притом что он не варился. Сохранился люк для зимней рыбалки, как говорят в народе, хотя я сам не настолько фанат этого досуга. В любом случае владеть авто получается бюджетно: денег особо и не просит.
«Горбатый» для души: «Жене — тур на море, мне — „Запорожец“!»
Второй хозяин столь редкой в сообществе модели — Александр. Мужчина владеет ЗАЗ-965 с мая прошлого года.
— Меня всю жизнь привлекала эта маленькая машинка. В детстве в семье был «968-й», последняя модель, а «Горбатый» радовал каждым появлением на дороге, хотя его сейчас просто так и не встретишь. Нравится кататься, когда окружающие обращают на тебя много внимания.
— Жена долгое время уговаривала отправиться на море, а я вот не люблю море. Потому мы с ней условились: «Тебе — туристическая поездка, мне — машина». В итоге в жизнь воплотилось и её желание, и моё!
— Приобрёл автомобиль я в мае прошлого года. Конечно, доработок было много с того момента. Тем, кто тоже хочет себе подобную модель, могу дать главный совет: стоит сразу закладывать много времени (проверил на собственном опыте). Быстро — не для этой машины. Наверное, лучше отдать на тысячу долларов больше за экземпляр комплектнее и в хорошем состоянии, чем с нуля и по крупицам собирать идеал. Под силу не каждому… Механиков и профильных слесарей не найти, из-за чего неделями копаешься и экспериментируешь сам.
— Авто требует много заботы: может не завестись в любой момент… Хотя это цена, которую ты платишь за владение диковинкой. Колёса оригинальные — купил пять штук в добротном состоянии за 100 долларов. В целом за полгода практически не спустило.
— Подумывал поставить сюда двигатель от мотоблока. Вмонтировал, но установка не выдержала. Минус 1 000 рублей! Снова закинул оригинальный… За год пришлось исколесить всю Беларусь, скупая моторы в более-менее неплохом состоянии. Всего приобрёл пять, — смеётся мужчина. — Зато удалось отыскать нормальный. Немного слабоват, но ещё побегает! Мне нравится, когда такая техника работает, а не стоит без дела. Потому посещаем выставки и слёты, иногда просто отправляюсь на машине попить кофе в выходной.
— Лично мне тяжеловато на «Горбатом» ездить далеко. К примеру, для встречи нужно было преодолеть 170 километров, и я решил добираться при помощи жёсткой сцепки. Короткие поездки по городу — без проблем, на «дальняк» — потом не разогнусь. Андрей, мой сосед по выставке здесь, осиливает, но у него установлены современные сиденья. Возможно, дело привычки…
«Москвич», который напоминает о детстве: «Разгоняется до 100 км/ч за 14 секунд!»
Хотя встречу организовал клуб «Запорожцев», слёт посетили и владельцы других моделей советской техники. К примеру, Юрий прибыл на «Москвиче», будто бы вчера сошедшем с конвейера. Оказывается, кузов автомобиля 1978 года действительно недавно перенёс полную перекраску.
— Это второй «Москвич» в моей жизни. Первый был ещё семейный: отец купил его сразу после моего рождения. Покататься на нём за рулём так и не удалось, однако сохранились самые тёплые воспоминания о поездках к бабушкам и дедушкам. В своё время машина пошла на запчасти, а затем и след её простыл…
— Когда сам стал взрослым дяденькой, начал собирать коллекцию детских игрушек времён СССР. В какой-то момент подумал: почему бы не обзавестись игрушкой побольше? Например, «Москвичом» в полном размере, — улыбается собеседник. — Так переключился на поиск «живых» автомобилей. Как оказалось, экземпляров, заслуживающих внимания, предостаточно!
— Данный вариант я купил осенью 2021-го в Витебске. Заявлялся пробег в 55 тыс. км, и, судя по состоянию, он соответствовал действительности. Выяснилось, что машину продавала женщина, которая на момент покупки её отцом данного «Москвича» (в 1978-м) была ещё девочкой. Правда, после смерти владельца автомобиль стал на 25 лет в гараж. Вспомнили о технике только с совершеннолетием внука первого хозяина. Её расконсервировали, обслужили, и она поехала!
Было приятно не только купить у порядочных людей, но и заверить их: семейный «Москвич» не будет предан забвению. Никакого «колхоза»!
— Машина нуждалась в малярных работах, так что я приступил к активным поискам. Благодаря этому познакомился с видными представителями сообщества и любителями ретротехники. С первым мастером не повезло, а вот следующий взялся за дело ответственно. Прошлой зимой он полностью разобрал авто (разве что двигатель не снимал) и «облил». Правда, его самого результат не устроил, из-за чего предложил мне перекрасить ради идеального вида — без разнотона. Этой зимой обещал взяться вновь за проект.
— Подкапотное пространство тоже привели в порядок, по «техничке» хорошенько перебрали. Поставил спортивные амортизаторы Kayaba, так что теперь это почти раллийная машина. В Питер даже ездил на ней в нынешнем году. Я сразу решил не устанавливать советские, ведь с ними автомобиль будет держать дорогу на одном уровне с желе.
Тут новый стартер, вакуумный насос, мелочовка вроде ремней и прокладок. Стоит классный карбюратор Weber, который ещё ставился на «412-е» «Москвичи» и на «Копейки». Его производили у нас по лицензии, купленной у итальянцев. За ним знатоки охотятся.
— При всех вводных у машины разгон до 100 км/ч — 14 секунд. Грубо говоря, со светофора она может сцепиться с небыстрой иномаркой без турбины. Да, четырёхступенчатая КПП на трассе не даёт полихачить, но это лишь дело привычки. Все крупноузловые механизмы родные, как и салон.
— Я не понимаю людей, которые сделают проект, а потом загоняют его в гараж. Машина должна ездить, иначе она будет погибать. Кайфуй! Жизнь быстро протекает, потому нужно брать удовольствие от каждой секунды, — напутственно завершает беседу Юрий.
Расчёты в Беларуси проводятся в белорусских рублях. Сумма в иностранной валюте указана как эквивалент для удобства восприятия информации.