Как и большинство мальчишек, в детстве наш сегодняшний герой Вадим из Слонима живо интересовался автомобилями. А когда вырос, то дал вторую жизнь этому ЗАЗ-965. Можно поворчать, что машина получилась не совсем оригинальной, но такая задача и не стояла. Зато вышел аккуратный автомобиль! Как это удалось – в монологе хозяина «горбатого», пишет Автобизнес.
«Пескоструйщик занимался машиной в минус 10 градусов»
– Всё началось с учебы в Лидском колледже. Лида больше Слонима, там выше шансы встретить старые машины. Это были 2006-2007 годы, мой одногруппник как-то позвал показать автомобиль, который стоял у него во дворе. Я безо всякой задней мысли согласился. То был «запорожец» точно такого же белого цвета, как впоследствии окажется у меня. А тогда у меня только появилась мечта иметь такой автомобиль.
Много подобных машин я в течение этих лет пересмотрел. Иногда даже думал бросить эту затею: то время не позволяло, то финансы, то постройка дома… А когда со всем этим разобрался, понял: можно себе позволить заняться «запорожцем».
Покупка этой машины получилась спонтанной. Она продавалась за тысячу долларов. Фото были из какого-то гаража в Могилеве, качество не очень, но даже по ним я понял, что автомобиль в хорошем состоянии. В итоге три года назад стал хозяином этой машины. Интересно, что после 30-летнего простоя в гараже двигатель завелся просто моментально! Это нонсенс для такой машины. На одометре у нее 40 тысяч километров. Тем не менее даже после покупки и переоформления «запорожец» года два просто стоял с периодическими вылазками типа поездок в лес.
Но как-то раз в зимнем отпуске после Нового года за два дня с парнями полностью разобрали автомобиль – и закрутился процесс восстановления. Как сейчас помню: мастер-пескоструйщик занимался машиной зимой в минус 10 градусов. Это дико, но так получилось, тем более что он работал в специальной камере. Заодно укрыл кузов грунтом.
Той же зимой «запорожец» отправили на сварные работы, отремонтировали пораженные элементы. Мне понравился подход нашего местного жестянщика Димы. Он по-хорошему «замороченный», как художник: если взялся, то делает всё очень аккуратно, в Слониме к нему много людей обращается. Я ему принес буквально стопку разных запчастей, крыльев – и он из них выбирал, вырезал подходящее и вваривал. Получилось ровно и красиво.
А уже весной, ближе к лету, мы машину покрасили. Красил ее мастер Сергей, ему одно удовольствие было ею заниматься. Потом на прицепе перевезли ее в нашу мастерскую, и за полгода я собрал «запорожец». В прошлом мае наконец-то завели и первый раз поехали. Заодно прошли перерегистрацию в МРЭО, поскольку я поменял цвет машины.
«Фары от военной техники, диски от «девятки»
На самом деле на «запорожец» можно найти даже «новодельные» запчасти, они продаются в интернете. Например, корпус щитка приборов, подфарники новые. Это не 3D-печать, а литье, причем сзади даже выбита цена в рублях и копейках, как в оригинале.
По салону мне помогал мастер Сергей, он в Слониме занимается перешивом. Ему я отнес только отпескоструенные и покрашенные корпуса сидений, а он высказал свою точку зрения по поводу оформления салона. Пришли к общему мнению, посмотрели в интернете, чтобы швы повторяли оригинальные. Кстати, карты тоже поменяли: по заводу они из ДВП, быстро разбухают. Поставили из листовой пластмассы. Пол затянули в ковролин, а машину я дополнительно «зашумил».
Как говорится, 50 процентов внешности машины делают колеса. Решил поставить 13-е диски, итальянские легкосплавные, как ставились на «девятку». Пришлось покупать их попарно, иначе было не найти. Их тоже отпескоструили и покрасили порошковой краской.
Подвеска оригинальная, но с доработками. Сзади по заводу «барабаны», однако их торможение никуда не годится, поэтому поставили диски. Спереди суппорты от «девятки», а сзади – от «четвертого» Golf с тросиковым приводом на ручник.
В багажнике – а он тут спереди, напомню – находится бак на 30 литров, аккумулятор, бачок «омывайки», коробка предохранителей (их там всего три). Нишу под аккумулятор немного переделали, чтобы сюда помещалась большая батарея. Многие знают, что в таком «запорожце» на холостых очень слабая зарядка аккумулятора, а батарея большей емкости будет компенсировать этот недозаряд.
По заводу фарам положены алюминиевые ободки, но они не слишком сильно блестят. Поэтому поставил деталь от мотоцикла Jawa. Сами фары случайно удалось найти новыми – они от какой-то военной техники, но унифицированы, поэтому легко подходят и для «запорожца». «Стекляшки» от повторителей поворотов тоже новые, не выцвевшие. Сзади фонари таки выцвели, в планах купить новые, поскольку сейчас это уже не проблема. Временно покрасили нынешнюю оптику лаком для фар.
«На трассе долго рассматривают и медленно-медленно обгоняют»
Машина собиралась так, чтобы можно было ездить куда угодно, хоть в Минск, хоть в Москву. В прошлом году прокатились на фестиваль старых машин «Золотая миля», который проходил в Станьково. Километров 350 получилось, автомобиль выдержал и приехал своим ходом. Медленно, зато уверенно. Комфорт не тот, что в современных машинах, здесь больше энтузиазм, чем езда.
Топлива «запорожец» тратит немного, до 10 литров на «сотню». Крейсерская скорость – 80-90. По езде машина жесткая, потому что спереди стоят торсионы в отличие от современных «пружинных» автомобилей. Как пишут в интернете, такой «запорожец» стал первой машиной после телеги для советского человека, поэтому тогда и такой «комфорт» был в радость.
Сколько времени и денег потрачено на восстановление? Как минимум на работу специалистов и прочие мелочи ушло около 7000 долларов. Думаю, это даже мало. Наверное, другой здравомыслящий человек сказал бы: «Возьми лучше Passat B6». А машиной я занимался не постоянно, в свободное время, в отпусках. За три года и собрал. Если восстанавливать «запорожец» в оригинал, то уйдет еще больше.
В Америке есть своя ретрокультура, дань старым машинам, тому же Ford Mustang и так далее. В Европе уважают старые Mercedes и прочие марки. У нас были «Волги», «запорожцы», «москвичи» и «жигули». Наверное, пока автокультура не настолько развита, но нужно делать так, чтобы люди не забывали и эти машины.
Планы по доработкам «запорожца» есть, но вовсе не грандиозные. Возможно, когда-нибудь поменяю двигатель, но для этого нужно время. А пока считаю проект завершенным. Езжу по выходным с женой, выбираюсь на выставки, в том числе на «Лакацыю».