Недавно в байнете разгорелись жаркие споры, а все из-за минского таксиста. Он опубликовал в своем блоге скриншот со своим «заработком» — 7000 рублей (при графике «пять через два» по 10 часов). Многим это не давало спать, все думали и гадали: реально ли заработать столько за месяц, «крутя баранку»? Это чистое везение или реальность после введения реестра?
Onliner поговорил с рядовым водителем, который уже 15 лет работает в сфере такси, — и не только про заработки и реестр, но и про клиентов и другое наболевшее.
Как изменилась жизнь после введения реестра
Евгений работает в сфере такси более 15 лет. Почти год его график — это один выходной и 12 часов ежедневно. Если вы не относите себя к трудоголикам, наверное, испытываете шок.
Но по Евгению не скажешь, что он знает слово «выгорание». Спрашиваем, когда жить жизнь, если все время за рулем, но мужчина утверждает: он все успевает. И немецкую овчарку три раза в день выгулять, и обед себе приготовить (хотя хот-доги с заправок и прочий фастфуд в рационе тоже бывают), и бытовые вопросы решить. Правда, он сам себе хозяин, живет один — может, от этого легче. Пошутили, что после выхода статьи поклонницы выстроятся в очередь, — Евгений заулыбался.
Может, со способностью столько времени проводить за рулем стоило податься в «дальнобои»? Но Евгений говорит, что в эту сферу не пошел бы точно: любит спать в своей кровати.
— Всем ли по плечу работа в такси с моральной и физической точки зрения? Кого из знакомых точно отговорили бы идти в водители?
— Я бы кому угодно сказал: пробуй. А вот рассматривать такси в качестве подработки, на мой взгляд, не имеет смысла.
Стоить отметить, что подработка — понятие растяжимое. Напомним, «транспортники» не раз заявляли: таксовать можно, только заключив трудовые отношения с нанимателем. Договор подряда, говорят, не прокатит.
Евгений рассказывает: день таксиста начинается с врача и механика. У первого нужно подуть в трубочку и рассказать о здоровье, второму — показать машину со всех сторон и все полагающиеся документы. После этого стакан кофе для бодрости — и можно ехать.
— Работал сварщиком, водителем в доставке, монтажником… Решил попробовать себя в такси — так все и началось. Уходить куда-то планов нет: тут свободная сфера.
— Свободная сфера — это что значит? Пришел, когда захотел, закончил, когда устал?
— Нет, график, естественно, есть: с 10:00 до 22:00. Но над душой, кроме пассажира, никто не стоит. Ночью не работаю: не скажу, что это тяжелее, просто день разбивается, а мне такое не нравится.
С 1 ноября в нашей стране заработал Реестр автомобильных перевозок пассажиров. В первую очередь изменения коснулись таксистов. Теперь, если ты не включен в эдакий «электронный банк» (чтобы туда попасть, нужно подать определенный перечень документов и уплатить пошлину), автоматически причисляешься к нелегалам. Поймают инспекторы — наказание вплоть до конфискации машины.
Тема болезненная для многих. Водители жаловались на то, что все требования для включения в реестр выполнить нереально (и очень дорого). Отдельные пассажиры уверяли: цены сильно подскочили из-за решения некоторых таксистов завязать с работой.
Евгений говорит, что его работу все это никак не поменяло.
— Как я пришел в сферу в 2010-м, все так же и осталось. Никаких изменений на себе не ощутил. Курсы повышения квалификации прошел в конце октября (тогда таких очередей не было, они начались в ноябре), принес документ об этом. Все мои документы в реестр за меня подал работодатель. «Транспортники» недавно останавливали, посмотрели все вплоть до огнетушителя, противооткатного сапога, аптечки и так далее — претензий не было.
— Но многие говорят, что работать из-за реестра стало невыносимо…
— А таксисты постоянно ноют. Поэтому некоторых «уксусами» и называют: лица кислые, — смеется Евгений.
«В „Экономе“ все недовольные». О пассажирах и их «тараканах»
Евгений работает на машине, которую предоставляет наниматель, — свеженьком Baic U5 Plus. Автомобиль подходит для тарифов «Эконом», «Комфорт» и «Комфорт+». Евгений рассказывает, что возит все три категории пассажиров, и уверяет, что их поведение кардинально различается.
У мужчины статус «Платина» — это наивысший из четырех уровней привилегий в «Яндексе». Проще говоря, он раньше многих других получает клиентов, видит точку «Б» до того, как принимает заказы. Есть и другие «плюшки».
— «Эконом» включаешь, чтобы заработать на текучке заказов, когда есть повышенный спрос: утром, вечером. Но пассажиры на этом тарифе вечно недовольные — не важно, на старом Logan ты приехал или на новой машине. То их стоимость не устраивает, то просто настроения нет… Хотят чего-то сверхъестественного, но не знают, чего конкретно. Кто-то просит поднажать, мол, опаздывает. Но при этом выходит из дома не сразу, а когда уже включается платное ожидание. Я, естественно, езжу согласно ПДД, поэтому просьба «поднажать» не работает.
Еще одна распространенная причина конфликта — пассажир неправильно поставил точку, где его нужно подобрать. Вину он не признает, утверждает, что это водитель не туда приехал.
— Неужели прямо все недовольные в «Экономе»? — переспрашиваем.
— Да! Серьезно. Многие жалуются в поддержку, чтобы получить промокоды, скидки. Хотят от «Эконома» взять все.
— А в «Комфорте» пассажиры другие?
— Поведение другое. Они поздороваются, будут в дороге заниматься делами в телефоне или ноутбуке. Я сам во время движения разговор не начинаю. Если пассажир хочет поговорить, тогда поговорим.
— Иногда чувствуете себя психологом?
— Скорее психованным, — смеется таксист.
Евгений утверждает: несмотря на то что водитель после каждой поездки может поставить пассажиру оценку, текущий рейтинг клиента он не видит. На что вообще влияет этот самый рейтинг? Наш герой объясняет: чем выше рейтинг клиента, тем более рейтинговый водитель к нему приедет.
— А треш-истории были?
— Я работаю днем, так что неадекватных пассажиров нет. Практически.
Бывало, что пассажиры не оплачивали поездку. Обещали сходить домой за наличкой, но не возвращались. Таких случаев было где-то шесть-семь за все годы работы. Сейчас уже таких не отпускаю. Но бывало, что оплата по безналу не прошла, а клиент уже ушел. В таких случаях «Яндекс» компенсирует потери водителю.
К слову, теперь я работаю только по безналу, чтобы не иметь проблем с разменом.
Переходим к вопросу о том, насколько белорусы щедрые. Да, речь пойдет о чаевых. Евгений с ходу не припоминает рекордную сумму, которую когда-либо получал в благодарность.
— Как-то мужчина дал 100 рублей при стоимости заказа 56. У пассажира тогда не прошла оплата по безналу, мы поехали к банкомату. Он снял деньги за поездку и дал «на чай».
В среднем чаевыми оставляют до 10 рублей.
— А бывает обидно, когда везете пассажира через весь город, по дороге выполняете просьбы, а он всего рубль накинул?
— Пассажир уделил внимание — и спасибо. Любые чаевые — это хорошо.
7000 рублей в месяц — это реально? А хотя бы 3000—5000?
Пока мы донимаем Евгения разговорами, он, очевидно, находится не на линии. Неловко отвлекать человека от работы, но будем считать, что это внеплановый перерыв, поздний бранч. А чтобы не терять время, заезжаем на метановую заправку — их в Минске всего четыре. Огромные очереди нам подобных, с шашечками на крыше водителя не смущают: «Простоим минут 20, не больше», — говорит он.
Не смущают Евгения и мифы, связанные с этим видом топлива. По его словам, установка ГБО на ходовые качества машины не повлияла: не тупит, в горку тянет, деньги экономит. Правда, был опыт с другой моделью, когда газ негативно отразился на том, как едет авто. Вероятно, дело было в настройках, предполагает мужчина. Поставил бы баллон на личную машину? Конечно.
Кстати, о машине. Замечаем: авто на «механике». Для города, наверное, не лучший вариант? Но Евгений отвечает, что «автомату» всегда предпочитал МКПП. С АКПП, мол, совсем скучно.
Расспрашиваем нашего собеседника о «китайце»: наверняка с симпатичными экранчиками и модными псевдоковшами смена проходит веселее, чем на старом «бюджетнике». Но Евгений оказывается аскетом: большое количество опций его не интересует. Есть рулевое колесо — это все, что надо. Хотя с подогревом боковых зеркал зимой, очевидно, поприятнее. Парктроники — тоже хорошо. Бесключевой доступ неплох, но «нужен всего два раза в день». Сиденья удобные — это важно.
Под конец говорим про самое важное — про деньги. Вспоминаем ту самую историю с 7000 рублей заработка у минского таксиста. Евгений высказывает сомнения в достоверности суммы. Точнее, в том, что это «чистые» деньги.
Хотя в автопарке, где работает наш герой, припомнили историю из тематических чатов: якобы нелегал (не белорус) получил за ноябрь 8500 рублей на руки. Но в реестр мужчина включен не был, документов нужных не имел. И, мол, теперь ему и организации, которая его подключила, грозят штрафы. Автомобиль инспекторы изъяли.
Комиссию автопарка Евгений разглашать отказался: коммерческая тайна. Комиссия «Яндекса» — 23%.
Сколько же удается получить на руки? Ответить за всех Евгений не может: тут уж кто как наездил. Сам он получает сумму, эквивалентную средней зарплате в стране. Открываем статистику Белстата — это около 2300—2400 рублей.
— Не думали взять машину в лизинг и таксовать на ней?
— Я уверен, что зарабатывать на ней я буду ровно столько же, сколько сейчас.
— А открыть ИП?
— Не хочу. И так работы с головой хватает.