«Спасибо, что живые!». Гродненец восстанавливает ретро-автомобили и предоставляет их для съемок в кино
Его машины были даже в фильме про Владимира Высоцкого!
«Вартбург», «Баркас» или «Трабант» — для молодых людей эти названия уже может ничего не значат. А представители старых поколений с ностальгией вспомнят марки машин родом из ГДР. Еще в начале 90-х они массово колесили по нашим дорогам, а потом из-за недостатка запчастей и некачественного сервиса «вымерли», словно динозавры. Редкие «Баркасы» молодежь может увидеть в роли передвижных фуд-траков. Впрочем, для Валентина из Коробчиц – эти машины больше, чем просто автомобили. Это часть его души! Поэтому они, уверен мужчина, должны ездить, дарить эмоции и оставлять приятные воспоминания.
Некоторые из его машин вы, наверняка видели. Например, эта карета Скорой помощи (если мы правильно перевели надпись с немецкого на борту) недавно «засветилась» на съемках фильма «ГДР», которые проходили в центре Гродно.
Этому «Баркасу» — почти полвека, хотя выглядит бус как новый. Все это благодаря заботливым рукам владельца, который кропотливо восстановил и внешний, и внутренний облик автомобиля.
«Теперь таких не делают!», — улыбается Валентин и поворачивает ключ в замке зажигания. Двигатель подхватывает буквально с пол-оборота. Работает мотор ровно, правда, звук, как кажется, отличается от современных авто.
Догадки не подвели. Ведь здесь стоит двухтактный двигатель, почти как на мотоциклах. Цилиндров всего три. Мотор небольшой, но тянет на удивление резво. «Если, конечно, находится в хорошем состоянии и должным образом обслужен. К таким машинам нужен особенный подход. Современные мастера, как мы шутим, и запустить такой двигатель не смогут. Куда компьютер подключать будешь?», — объясняет Валентин.
Из других особенностей «Баркаса» отметим полуавтоматическую «коробку» (трогаться надо со сцеплением, а дальше переключаться уже можно без него), и торсионную независимую подвеску (как у танка), которая обеспечивает комфорт и плавность хода.
Впрочем, куда интересней технических деталей «начинка» «Баркаса». Напомним, машина из 1970-х! Салон оригинальный, уверяет Валентин. «Есть даже заводской кондиционер!», — интригует владелец.
Так он называет вентилятор, установленный на панели буса. Как бы то ни было, устройство штатное. Еще впечатляют кресла. Ведь это самые настоящие Recaro. Садишься и будто переносишься в те времена, когда такой «Баркас» мог выступать в роли первой в твоей жизни маршрутки, которая везла малыша с родителями на рынок или на дачу…
Кстати, массово эти машины стали появляться у нас в стране на стыке 1980-90-х. Их покупали в Германии и пригоняли сюда военнослужащие, чаще всего офицеры. Таким образом в Беларусь попал и редчайший, наверное, единственный в стране трехосный «Баркас».
По словам Валентина, такие модификации выпускали очень редко. Этот, например, трудился эвакуатором. Потом его приобрел какой-то офицер, привез в Беларусь и … бросил. Машина буквально доживала свой век под забором. Куда-то пропали алюминиевые детали… Состояние было в целом печальное…
Валентин через десятые руки нашел выход на владельца. Выкупил машину и вернул ей шанс на жизнь! Сейчас «Баркас» выглядит как новенький. Кстати, он тоже известный киноактер.
В работе у Валентина еще несколько подобных машин. Восстановление каждой долгий и кропотливый труд. К сожалению, время не щадит технику. Много вопросов возникает по кузову… Другие запчасти? Найти можно, ведь часто владельцы вывозили не только машину, но и везли «донора» для нее.
А вот для «Трабантов», как кажется, проблем с кузовом быть не должно. Ну он хотя бы не пойдет «жуками». Почему?
Ответ знал почти каждый мальчишка из 1980-90-х. Кузов этих легковушек пластиковый! Впрочем, правильно называется этот материал дуропласт. Делали его из формальдегидной смолы и различных армирующих материалов, вроде отходов льна. Ближайший родственник кузовных панелей «Трабанта» — знаменитый коричневый поднос из советских столовых.
В целом же по устройству машина была очень простой. Стальная рама, кузовные панели, двухтактный двигатель, а из комфорта – только печка.
Бак в машине – под капотом. Датчика уровня топлива нет. Зато в комплекте шла специальная линейка. Опускаешь ее в бак и смотришь, сколько литров осталось.
Впрочем, несмотря на простоту, машина продержалась на конвейере более 30 лет. Ездили на «Трабантах» активно, но, к сожалению, в 1990-е их с дорог вытеснили более технологичные авто из Западной Европы.
Один из «Трабантов» Валентин купил совсем недавно. Говорит, искал чуть ли не по всей стране.
«Вот и был позабыт и позаброшен. Ввезли его в 1992-м году. Есть таможенная декларация, другие документы. Но так с тех пор автомобилем так и не пользовались», — вспоминает коллекционер.
Представляете, машина простояла без движения 30 лет? Что там могло остаться живого?! Валентин завел двигатель спустя два дня после покупки. Сейчас занимается восстановлением машины целиков.
«Таких машин в стране осталось очень немного, поэтому очень важно сберечь каждую для внуков, для потомков», — подчеркивает Валентин. Он объясняет, восстановление техники для него-это хобби и занятие для души.
«Предоставление машин для создания фильмов — также возможность сохранить историю», — подчеркивает он. Мужчина сожалеет, что не может показать все автомобили. Часть из них сейчас задействованы в съемках где-то в Калининграде!
Авто из Гродно снимались в фильме «ГДР», принимали участие в съемках картины «Пальма» и даже засветились в ленте «Высоцкий. Спасибо, что живой».
А одна из восстановленных Валентином машин сейчас выставлена в качестве экспоната музея ретро-техники в Германии.
Впрочем, знаменитые «Баркасы» и «Трабанты» порой выезжают и на городские улицы. Поэтому их можно заменить в праздничных колоннах по значимым поводам!
Перепечатка любых материалов портала Newgrodno.by (фото, видео, текст, другой фрагмент публикации) запрещена без письменного разрешения редакции. Обращаться по адресу info@newgrodno.by.
Ваш знакомый побывал в 200 странах мира? А знакомая пела с Монсеррат Кабалье? Один ваш сосед выращивает в зале манго, а другой - экзотических пауков? Расскажите нам про них на почту info@newgrodno.by. А мы расскажем про них всему Гродно. Поможем неподражаемым гродненцам стать заметней. Город должен знать таких людей в лицо!