Всё большее распространение на наших дорогах получают электромобили. Но всем нам хорошо известен и понятен другой тип транспорта, использующий электричество, — общественный.
Журналисты av.by приехали на BKM HOLDING, или «Белкоммунмаш», как его до сих пор называют в народе. Здесь выпускают троллейбусы, электробусы и трамваи. Сегодня покажем и расскажем, как же производятся троллейбусы: от проводов и электросхем до кузова и интерьера. А специалисты предприятия поведают об особенностях и специфике создания городского электрического транспорта.
— Здесь начинаются все троллейбусы и электробусы. Для того чтобы произвести любое из этих транспортных средств, необходимо изготовить комплектацию. Наше предприятие — одно из немногих, которое само создаёт как кузов, так и его электрическую и электронную «начинку». В первую очередь отправимся в цех электроники, где делают самые главные узлы и агрегаты. С их помощью наш троллейбус сможет поехать, — вводит в курс дела Олег Быцко, заместитель генерального директора по инновационному развитию. — Справа находится участок, где производятся узлы и кабели. Правда, он такой небольшой, потому что мы делаем не весь объём, а только опытные партии и оригинальные жгуты, входящие в проект. Серийное производство отдаём на аутсорс.
— Это часть трамвайного пульта водителя. Матрицы, конечно, китайские, а вот программное обеспечение мы пишем самостоятельно. В данном случае предусмотрены два экрана с функцией тачскрин, и водитель самостоятельно выбирает определённые опции, которые не реализованы с помощью механических кнопок, — рассказывает Олег Быцко.
Если полностью разобрать троллейбус на запчасти, окажется, что их несколько десятков тысяч.
— В нашей технике несущим элементом является цельный каркас, поскольку одно основание не выдержит нагрузки, которые испытывает транспортное средство. В основном производится визуальный контроль качества, потому что много сварных швов. Но самые ответственные участки проверяются ультразвуком, — объясняет специалист.
— Передвигается это всё от участка к участку с помощью кран-балок, так как, к сожалению, в своё время завод был ремонтным и строился для соответствующих нужд. Полная переделка под конвейерный тип производства не имела никакого смысла, потому что предприятие не может похвастать значительным количеством выпускаемых единиц.
Клей на стёкла наносится вручную, а не роботами — всё из-за небольших объёмов производства. При маленьких партиях, где для каждой придётся заново производить наладку, работа автоматов становится невыгодной из-за потерь во времени.
О том, почему белорусский электротранспорт не спешит поддаваться современным тенденциям автомобилестроения, предусматривающим установку электродвигателей в ступицах мостов, а придерживается классической схемы компоновки с одним силовым агрегатом, почему «Белкоммунмаш» отдаёт предпочтение недорогому типу батарей, — расскажем в новом ролике.