Выросла стоимость доставки и сроки. Что сейчас происходит с машинами из США?
Ситуация с американскими автомобилями остаётся сложной. Машины приезжают, но путь даётся тяжелее, а их цена теперь выше. В нашей базе объявлений тоже царит штиль… Пока обстановка не изменилась и рынок ещё не ожил, av.by решил уточнить у компаний, которые занимаются привозом авто из США, и представителей сферы важные детали насчёт стоимости и сроков доставки транспорта.
Обзваниваем пару столичных фирм, специализирующихся на автомобилях из Штатов, Европы и Китая. Выбираем организации таким образом: в поисковике пишем парочку ключевых слов и открываем первые сайты, которые высвечиваются по запросу.
«Покупатели почти не замечают повышения цен на доставку»
Первой в списке компаний нам попадается фирма WESTMOTORS. Менеджер на другом конце провода отвечает на все наши вопросы.
— Какие сейчас существуют пути доставки авто из Америки?
— Если объём двигателя машины выше 1,9 литра, то основное направление — Грузия. Могу сказать, что это проверенный маршрут, по которому уже не первый год возятся автомобили: и в 2021-м, и в 2022-м проблем с доставкой через эту страну у нас не было. Есть и другие, но они не такие проверенные. Потому пока стабильностью и популярностью пользуется только Грузия. Если раньше автомобиль можно было привезти через Клайпеду за 1 300—1 400 евро (зависит от того, что за машина и сколько она там стоит), то на данный момент в 2 500 долларов обойдётся доставка из Грузии в Минск.
— С чем связано повышение цен на доставку?
— Путь через Грузию стал длиннее, больше затрачивается ресурсов и телодвижений, так скажем. Пока готовятся документы, автомобили перемещаются с одной площадки на другую — это время, а соответственно деньги. Да и дороги там не очень хорошие — в основном грунтовка. Если проходит дождь, машины просто стоят и ждут, когда станет сухо, потому что никто не может заехать туда и вывезти их. Ну и сама логистика чуть другая. Маршрут через Клайпеду давно известный, надёжный — поток большой. Через Грузию поток небольшой, перевозчики повышают цены.
— Раньше машину из США надо было ждать два-три месяца. Вырос ли этот срок сейчас и есть ли спрос?
— Да, вырос. Думаю, можно смело прибавлять один месяц. Но мы всегда стараемся привезти автомобиль раньше. Спрос уменьшился, однако незначительно. Одни клиенты просто взяли паузу, а другие продолжают заказывать автомобили всё равно: ездить же на чём-то надо. И тем более стоимость доставки не очень сильно отражается на авто, сумма за которые получается больше 20 000 долларов. Покупатели почти не замечают повышения цен на доставку ввиду разницы с нашим рынком.
«Мы не хотим, чтобы у наших клиентов появлялись какие-либо риски»
Далее набираем номер компании AUTOGOOD. Сразу же мужской голос отвечает: «Машины из Америки не возим. Вернее, перестали возить».
— Сейчас работаем только с автомобилями из Китая и Европы. Америкой временно не занимаемся.
— Это связано с введёнными литовской таможней жёсткими ограничениями или вы просто решили сделать акцент на другом?
— Я бы сказал, тут первое и второе пересекаются. В данный момент есть небольшие сложности с доставкой, и мы бы не хотели, чтобы у наших клиентов появлялись какие-либо риски. Поэтому сейчас наша компания концентрируется на Европе и Китае.
«Доставка подорожала в два раза!»
На очереди звонок в xcars.by. Фирма занимается покупкой автомобилей, мотоциклов, строительной техники в США.
— Продолжаете доставлять авто из Штатов в Беларусь?
— Конечно!
— Какие пути доставки сейчас предпочитаете?
— Те же, что были раньше, то есть через Клайпеду. Но попутно добавляются и новые — Грузия, Турция, Польша.
— Это отражается на стоимости транспортировки?
— Да. Само собой, она увеличилась, но подобное касается не всех машин — только в возрасте до трёх лет, имеющих двигатель объёмом больше 1,9 л, ну и экземпляров дороже $50 000. Для других ничего не изменилось, они едут через Клайпеду напрямую в Минск. Не могу вам сказать точные цифры, так как каждый автомобиль считается индивидуально. В среднем в июне на привоз авто с рабочим объёмом двигателя более двух литров из Клайпеды в Минск со всеми оформлениями, портовыми сборами требовалось примерно 1 500 евро. Сейчас же на путь через Грузию понадобится около 5 000 долларов. Доставка подорожала в два раза!
— Можете привести конкретный пример?
— Пожалуйста. Если раньше транспортировка 3-литрового BMW X5 обходилась в 1 500 евро, то сейчас нужно $5 000!
— Почему же такое повышение стоимости?
— Другая логистика. Раньше авто плыли одним судном, теперь машины, которые были в Клайпеде, отгружаются на другое, плывут до Грузии, а оттуда едут автовозом на совершенно иные расстояния. Плюс эффект ажиотажа: люди в панике, скупают всё, что есть, — перевозчики этим пользуются.
— Изменились ли сроки ожидания?
— Сейчас машины отправляются напрямую в Турцию или в Грузию, на доставке это может отразиться незначительно — прибавится одна-две недели.
«Через Грузию можно спокойно провезти гидроцикл»
Далее дозваниваемся до сотрудника компании YankeeMotors и задаём ему уже привычные вопросы.
— Какие сейчас есть реальные пути доставки авто из Америки?
— Любой автомобиль с объёмом до 1,9 литра мы отправляем через Клайпеду, потому что он проезжает. Могу сказать, что у нас каждый день там заезжают машины и их пропускают. Если же авто старше пяти лет (допустим, 2019 года) — тогда Литва уже неохотно пропускает, требуя справку от завода-изготовителя о точной дате выпуска. Автомобили до пяти лет, а также экземпляры старше, но с рабочим объёмом двигателя больше двух литров наша компания отправляет через Грузию. В сумме с тратами на автовоз расходы выросли сейчас на 1 500—1 700 долларов, то есть цена, которая была раньше, плюс $1 500—1 700. Но это всё равно незначительное увеличение по сравнению с рынком в Беларуси. Такова просто особенность логистики.
— Например, сейчас везём целую BMW X5, и в итоге она станет покупателю в 50 000 долларов (уже с новой стоимостью доставки). На рынке РБ минимальная цена — 57 000 долларов, а машина заднеприводная и битая при этом. В России же — от 6 000 000 руб.!
— Есть ли какие-либо плюсы переправы авто через Грузию?
— Есть. Клайпеда уже около года вообще не пропускает гидроциклы, лодки, снегоходы и квадроциклы. Много людей пострадало из-за этого, потому что техника недорогая, а затраты на перевозку из Клайпеды большие. Грузия же без проблем пропускает. Ещё около пяти месяцев назад на СВХ в Колядичах не было и намёка на присутствие транспорта такого плана, сейчас же — стоят. Знаю, что мои знакомые конкуренты возят через Эмираты. На мой взгляд, такой путь дольше и дороже.
— А через Грузию ведь тоже сроки доставки увеличились?
— Да, раньше мы привозили за 2—2,5 месяца (если это не Калифорния), а самый маленький период транспортировки из США до Минска был вообще 1,5 месяца. Сейчас наши менеджеры называют клиентам срок 2,5—3 мес. Увеличение связано с тем, что путь стал длиннее. Теперь корабль плывёт по Средиземному морю, по Чёрному, проплывает через охраняемый канал в Турции.
— Давайте поговорим про спрос. Люди продолжают заказывать авто из США?
— Да, но уже не так активно. И я не могу сказать, что это связано с Грузией. У нашей компании много клиентов из России, я думаю, на ситуацию влияют возможные нововведения в октябре. Многие опасаются, что появится закон, по которому свежепригнанный в страну автомобиль обязан будет провести календарный год на учёте в Беларуси и только потом сможет отправиться в Россию, получив льготу на утильсбор.
— Хочется добавить, что продолжается спрос на автомобили из Китая и Кореи. И, на мой взгляд, он никогда не прекратится. Из этих стран можно привезти абсолютно то же самое, кроме «Мустангов» и «Челленджеров», например. За 19 000 долларов доступен новый Geely Coolray 2024 года в максимальной комплектации, закатанный в плёнку. И люди пользуются этой возможностью, заказывают!
«Некоторые авто поступают разукомплектованными»
И напоследок решаем пообщаться с Виталием Скребцом — постоянным экспертом портала, директором «БелАукцион-Групп», компания которого является одним из немногочисленных в Беларуси аукционов, а также занимается доставкой транспортных средств из стран ЕС и США.
— Есть разные направления. Одно — контейнеры едут через Эмираты, другое — через Грузию, разгружают контейнеры в порту Поти и везут автовозами до Минска. Третье — тоже маршрут через Поти, но сами контейнеры перенаправляются в Казахстан и едут в Беларусь, четвёртое направление — Турция. На самом деле их ещё больше.
— Тут весь вопрос в том, что ещё не доехали контейнеры (или их мало), которые пошли на «длинный круг». Делать какие-либо выводы насчёт того, насколько эти направления работоспособны, и даже сравнивать цены и время доставки пока ещё рано.
— Мы отправляем автомобили «длинным кругом», наш официальный, так скажем, первый контейнер доедет в Колядичи только в конце сентября. Именно тогда мы будем знать точно весь алгоритм, будем знакомы со всеми этапами доставки и готовы к нюансам. Увеличение цены по отношению к периоду до санкций — примерно 2 000 долларов, это так называемая переплата. Если машина пришла в Клайпеду и подпала под санкции, а после переправляется «длинным кругом», то это получатся те же деньги, что и доставка из Америки, — тоже порядка $2 000.
— Повышение цен и времени доставки связано с тем, что авто идут через «длинный маршрут» — через дружественные страны, паромами, автовозами и т. п. Увеличение расстояния, всевозможные переоформления — за счёт этого идёт повышение времени и стоимости. Через Литву из ближайшей точки Восточного побережья Америки машины шли до Клайпеды полтора месяца, а ближайшая точка через «длинный круг» — три месяца (Грузия, Турция, Казахстан).
— Есть ли риски смены маршрута?
— Много нюансов всплывает, если доставлять машины новыми путями. Некоторые авто поступают разукомплектованными, некоторые — без моторов. На каком этапе происходят потери — пока никто сказать не может. Скорее всего, при выгрузке в портах.
**
Какой можно сделать вывод? В связи с корректировками в логистике доставка автомобилей из США претерпела значительные изменения. Увеличение сроков и стоимости доставки стало следствием множества факторов, включая введённые литовской таможней жёсткие ограничения в таможенных процедурах.
Теперь автомобили привозят не через привычную Клайпеду, а через новые порты в Грузии, Казахстане, Турции и даже через Эмираты. Хотя это может повлиять на время и общие расходы, стоит понимать: альтернативные маршруты открывают новые возможности! А покупателям нужно учитывать, что такие пути полны неопределённостей и рисков.