Выжить в очереди: дальнобойщики — о коллапсе на белорусско-польской границе
Ситуация на границе Беларуси и Польши очень сложная: из шести пунктов пропуска работают только три. Водители вынуждены стоять в очередях по 8-10 суток, некоторым становится плохо, им вызывают скорую помощь.
Вереница из большегрузов на белорусско-польской границе в пункте пропуска «Берестовица» растянулась на километры. В очереди можно увидеть польские, молдавские, чешские, сербские, казахские и узбекские номера.
Предпраздничные очереди на границе были всегда: люди покупают подарки, соответственно растет грузопоток, а водители стараются побыстрее доставить груз, чтобы успеть провести Рождество и Новый год с родными. Однако поток машин в этом году как никогда большой — на белорусско-польской границе работают только три пункта пропуска из шести, а многие водители делают большой крюк через Беларусь, чтобы объехать Украину.
Проблем добавляет и польская сторона, затягивая оформление автомобилей, хотя надо отметить, что брать «барьеры» дальнобойщикам на границе приходится уже много месяцев подряд.
Ситуацию усложняют и погодные условия: сначала сильные снегопады, которые сменила дневная оттепель и ночные заморозки. И все это приходится пережить водителям фур, которые выстаивают в очереди больше недели, чтобы попасть на территорию Евросоюза. Не лучше и ситуация на польской стороне, где на подъезде к границе скопилась 60-километровая очередь и назревает транспортный коллапс.
Sputnik съездил на границу и узнал, как дальнобойщики живут в очередях и что находится у них в «тревожном чемоданчике».
Причины очередей
Госпогранкомитет Беларуси неоднократно заявлял о медленной работе польских пограничников — контрольные службы сопредельной страны пропускают в сутки несколько десятков машин, когда раньше через пункт пропуска могли проехать сотни большегрузов.
Но, как рассказал начальник отделения пограничного контроля «Берестовица» Александр Лисовский, это не единственная причина верениц из фур.
«На формирование очередей также влияет закрытие польской стороной пункта пропуска «Кузница» (с белорусской стороны «Брузги»), где пропускная способность в несколько раз больше, чем в «Берестовице», — объяснил он.
Кроме того, в преддверии Рождества и Нового года число фур в очередях на границе традиционно возрастает в разы. Все хотят поскорее вернуться к семье и провести в кругу близких праздники. К тому же, белорусы едут за покупками и к родственникам в Польшу и, соответственно, возвращаются обратно.По словам начальника отделения погранконтроля, польская сторона, несмотря на эти обстоятельства, оставляет все «как есть», что ведет к «заторам на границе».
«В сутки они запускают 20% большегрузов от пропускной способности и 35% легковых авто. Мы же увеличили число смен пограничных нарядов и смен государственных таможенных органов. Наши сотрудники готовы оформлять больше машин, чем сейчас», — подчеркнул Лисовский.
Какой норматив?
«Берестовица» способна в сутки пропускать порядка 900 большегрузов и 1800 легковых авто.
Фуру в пункте пропуска оформляют до 30 минут, легковушку – за 15. Большегруз заезжает в пункт пропуска, быстро проходит пограничный, таможенный контроль и ждет своего часа, чтобы выехать из Беларуси.
Но из-за медленной работы польской стороной в разы увеличивается время простоя в пункте пропуска — до 8-10 часов.
Умирают в очередях
Нередко водителям фур в очередях становится плохо, есть и случаи смерти. Так, в начале декабря в «Берестовице» скончался сербский водитель фуры. Он приехал из Польши и в результате многодневного стояния в очереди на польский территории у него не выдержало сердце.
Ухудшение самочувствия — не редкость на границе, отметил начальник погранконтроля.
«Мы неоднократно вызывали «скорую» в «Берестовицу». Если в пункте пропуска людям нужна какая-либо помощь, мы всячески ее оказываем», — добавил Лисовский.
Что говорят дальнобойщики?
Фуры растянулись на много километров от «Берестовицы», настоящая жизнь мини-городка царит в зоне ожидания фур. Для того, чтобы сюда заехать, по словам водителей, приходится заплатить одну базовую.
Душ и туалет — по очереди. Ускорить «водные процедуры» можно, если есть закалка, — помыться холодной водой.
Николай возит из Молдовы вино на минское предприятие, сейчас возвращается домой, в зоне ожидания стоит уже пять суток. По его словам, с февраля приходится ездить не напрямую через Украину, а в объезд через Польшу. Водителям приходится порой проводить в дороге по три месяца, потому как «работы много».
«Изначально хотел ехать через «Брест», но там вообще без подвижек, пришлось перебраться к «Берестовице». Еду домой в Кишинев, хотел быть там до Рождества и Нового года, но теперь уже как получится», — рассказывает свою историю водитель.
Также он сетует на то, что у него завтра день рождения: в очередях обычно именинников пропускают, но в «Берестовице» электронная очередь и проехать не получится, так как каждый водитель зарегистрирован под своим номером.
Еще одна проблема — деньги.
«У нас фирма платит «от колеса», сколько проехал — так и заплатили. Стоять, есть приходится за свой счет», — добавил Николай.
«Тревожный чемоданчик»
Антон работает дальнобойщиком уже 15 лет, живет в Гродно. Говорит, что как границы позакрывали, очереди выросли в разы. Сам он ожидал выезда из Беларуси шесть дней, из них около восьми часов провел в пункте пропуска.
Благодаря тому что он из Гродно, водитель может оставить фуру и уехать в город, наблюдая онлайн за продвижением очереди.
«Но не всегда есть место поставить фуру в терминале, иногда сидишь в машине, снег убираешь, чтобы не замело. Иногда — отъедешь домой, поешь и назад», — сказал Антон.
Он считает, что если бы поляки открыли пункт пропуска «Кузница» (с белорусской стороны «Брузги»), такие очереди не возникали бы. Но водитель сомневается, что это произойдет.
«Это самая маленькая по пропускаемости граница, тут проехать — беда постоянно. Стоят все в одной очереди: и фуры, и маршрутки», — говорит водитель.
Антон надеется вернуться домой к Рождеству, планирует объезжать колейку — сделать все, чтобы праздновать в кругу семьи.
Он добавил, что это возможно, если все пройдет гладко, ведь в последнее время поляки стали относиться к белорусам предвзято.
«Если возникает конфликт с поляком, тут же вмешивается полиция и всегда выступает на стороне своего соотечественника. А, если ссора между узбеком, казахом, белорусом, они даже не реагируют. Открыто говорят: «нам без разницы, разбирайтесь сами, был бы там поляк, мы бы вмешались, а так — сами», — делится Антон.
Такие ситуации здоровья не прибавляют, из-за нервотрепки ухудшается самочувствие водителей. «У меня у самого давление скачет. Это все от ожидания, нервов. У меня жена доктор, она собрала «тревожный чемоданчик». Там есть все: таблетки от головной боли, от давления, разогревающие мази. Этим и спасаюсь», — поделился водитель.
Очередь из Польши в 27 километров
Абдул-Азиз родом из Узбекистана, въезжает в «Берестовицу» из Польши, по ту сторону простоял шесть суток.
«Зачем очередь — не знаю. Сейчас 27 километров машин стоят, все в Беларусь. Мы стояли, поляки никого не пускали, а потом оформили 50-70 машин разом, и снова люди ждут», — рассказывает водитель, спешно садится в машину и уезжает.
Еще один водитель Андрей работает на польскую фирму, в веренице грузовиков он стоит 10 дней, помогает лишь близость дома в Гродно.
«Приехал, там принял теплый душ, еда, подошло время по электронной очереди — поехал. А вот молдаване, казахи, узбеки — им тяжело приходится, все время в машине», — объяснил он.
Мужчина вздыхает и добавляет, что, к сожалению, дальнобойщики больше времени находятся в очереди, а не с семьей.
«Такая вот работа, но она приносит деньги, ведь детей одевать надо, семью кормить. Хотелось бы нормализации ситуации, но, думаю, ее не предвидится в ближайшее время. Это все приводит к тому, что люди, бывает, умирают в очереди. Недосыпание, нервы — сказываются на здоровье», — резюмирует Андрей.