Старая развалина или классика. Зачем белорусы покупают «Запорожцы»?
Почему ЗАЗы продолжают покупать в наши дни. Поискали объявления о продаже и поговорили с хозяевами, чтобы узнать о судьбах самых бюджетных советских машин.
«Запорожец» – советский микролитражный автомобиль, выпускавшийся с 1960 года. Всего с конвейера сошло более 300 тыс. таких машин всех модификаций.
Желая удовлетворить растущий интерес со стороны рабочего класса, руководство СССР распорядилось создать максимально простой и дешевый в производстве автомобиль.
Внимание журналиста Tochka.by в первую очередь привлекли машины на ходу, то есть самые дорогие. Выяснилось, что один из вариантов даже был задействован в кино. И это позволило владельцу окупить едва ли не половину стоимости.
Факторы народности
Созданию народной машины предшествовала разработка ряда прототипов, чтобы определиться с требованиями к автотехнике данного класса и отработать элементы дизайна. Активно испытывались образцы иностранного производства: Bond Minicar, Isetta, Fuldamobil, Goggomobil, Zündapp Janus.
В итоге за основу взяли Fiat 600, который в свое время выделялся прогрессивной конструкцией кузова, подходящего для серийного производства.
«Горбатым» ЗАЗ-965 прозвали из-за выступа на «корме» за счет более массивного, чем у «фиата», мотора. Он позволял 600-килограммовой машине разгоняться до 80 км/ч.
Со временем и развитием инженерной мысли на смену пришел «ушастый» ЗАЗ-966, а затем его логическое продолжение – ЗАЗ-968. Эти машины получили такое прозвище за характерную форму боковых воздухозаборников. Еще укоренилось название «чебурашка» – в честь известного персонажа советского мультфильма.
После очередной модернизации воздухозаборные «уши» заменили прорезями в кузове. Но и тут народ не остался в стороне: усовершенствованный ЗАЗ-968М прозвали «мыльницей».
С легкого языка людей сочинялись и анекдоты. Многие могли слышать фразу: «10 минут позора, зато не пешком». Изначально источником вдохновения был именно «запорожец».
Несмотря на насмешки, простенькая с виду машина в то время имела свои преимущества. Владельцы отмечали надежность и возможность быстрого ремонта, а также ее проходимость. Плюсом считалось и расположение двигателя сзади.
Масса двигателя на задней оси улучшала ходовые качества при, например, подъеме в гору или движении по льду. А о несметном количестве перевозимых на крыше мешков картошки можно даже не вспоминать.
Кроме того, у «запорожца» был крепкий кузов и весьма надежное, по советским меркам, ЛКП – коррозия начинала проявляться спустя 6-7 лет после начала эксплуатации.
Проворный автомобильчик даже появился на заметной роли в Голливудском блокбастере. В фильме «Золотой глаз» Джеймса Бонда в аэропорту Пулково встречает агент ЦРУ Джек Уэйд и везет его в город на небесно-голубом ЗАЗ-965.
Об автомобиле он говорит следующее: «Он никогда еще меня не подводил. Страшный, но довезет куда надо». А потом чинит его с помощью кувалды.
Сколько стоил «Запорожец» в СССР?
Первые «запорожцы» стоили 1800 советских рублей. Это 15–20 средних зарплат человека той эпохи.
Тогда шутили, что купить личный автомобиль можно за тысячу бутылок водки (цена одной составляла 1 рубль 80 копеек). В чем же еще измерять простому советскому человеку, как не в «жидком золоте»?
Современный ценник может разниться в зависимости от степени сохранности раритета, количества вложенных средств и усилий и, как следствие, желания продавца.
Капсула времени
Хозяином одного из «горбатых» запорожцев оказался владелец музея исторической военной техники в Бресте. Алексей Тикунов с отцом начал собирать эту коллекцию еще в 2004 году. И в 2021-м это вылилось в открытие экспозиции, где представлены мототехника, униформа, снаряжение и денежные знаки периода первой и второй мировых войн.
Желание купить классический ЗАЗ-965 выросло из увлечения. Собеседник участвовал в ретроралли в качестве судьи и параллельно присматривал самые юркие исторические авто. Наиболее походящим показался именно «Запорожец».
Нужная модель нашлась у мужчины, который хранил ее в гараже и баловал себя только поездками в отпуске, а со временем решил продать.
На сегодня это самый дорогой вариант из предлагаемых на популярной площадке объявлений – $5900 (около Br19 000). Хозяин не скрывает, что это машина на любителя. И кто занимается реставрацией, поймет, почему такая цена. Собеседник уверен, что покупка более дешевого, но изношенного аналога, а потом восстановление до исторических параметров выльется в те же (или даже в большие) деньги.
«В родной сборке, в родной краске. Таких автомобилей сейчас – единицы. Капсула времени. И этим все сказано», – замечает Алексей, давая понять, насколько это раритет во всех смыслах.
Также он обращает внимание, что такая машина не подходит для современных дорог. Например, она не может стоять в пробках на солнце – быстро перегревается, поскольку охлаждается лишь набегающим потоком воздуха в движении.
Кстати, едва ли не сразу после покупки, данный автомобиль окупил значительную часть своей стоимости. Он «снимался» в сериале «В созвездии Стрельца» про известного футболиста СССР Эдуарда Стрельцова. Об этом свидетельствуют автографы актеров, оставленные на козырьках, и кадры телефильма.
Без проблем прошел техосмотр
«Машина, которая заставляет улыбаться всех прохожих», – пишет владелец еще одного исторического автомобиля. Та самая «мыльница» без «ушей» – 968М.
Глеб купил ее с практической целью: развивать навык механика-самоучки.
Впрочем, без предыстории не обошлось. Когда-то такой же автомобиль был у его деда. Он до сих пор стоит на даче. В какой-то момент собеседник с другом задался целью реанимировать его и «поставить на ход». Но слишком плохое состояние техники не позволило этого сделать. Поэтому парень решил поискать вариант, сохранившийся получше
Многие знакомые были уверены, что ничего не получится, но в итоге сейчас машина сама проходит техосмотр.
Глеб приобрел ЗАЗ-968М за $1000 (на сегодня – Br3200) и еще больше вложил в реставрацию: так или иначе, по мелочи набежала приличная сумма. Больше всего «потянули» материалы и аренда оборудования для покраски. Поэтому в продажную цену Глеб закладывает и проделанную работу. Как итог: $3800 (Br12 100) + готовность торговаться.
Хозяин раритета также отмечает, что такая машина не подходит для повседневной езды, тем более в холодное время года. Но, по словам автовладельца, он успел за прошлое лето накатать 5000 км, и никаких проблем не возникло.
Собеседник отдает себе отчет, что сейчас не сезон, поэтому спрос невелик. Но желание продать сопряжено с идеей освободить гараж и заняться каким-нибудь новым автомобильным «проектом».
Готов продать в убыток
Никита покупал ЗАЗ-968 целенаправленно под восстановление, чтобы потом подарить отцу, у которого это когда-то была первая машина. Поиски длились долго, но дата оформления стала запоминающейся – 23 августа 2023 года. Продавали дети бывшего владельца, которые какое-то время ездили сами.
Собеседник отметил, что данный вариант был в достойном состоянии по сравнению со многими более дешевыми аналогами. Машина обошлась в $1300 (Br4150). Еще $400 (Br1250) новый собственник потратил на запчасти, в том числе приобрел дополнительный комплект колес.
Первоначальные планы изменились по личным причинам. И Никита не ставит целью заработать на перепродаже. Готов отдать дешевле, чем в итоге потратил сам – за $1550 (Br5000). Сейчас нет времени и лишних средств, чтобы дальше доводить до ума. К тому же не хочется, чтобы такое авто простаивало.
Пока звонков не было, только сообщения. «Больше люди угорают, не понимают, откуда такое ценообразование», – отметил собеседник.
Хотя, к слову, это существенно дешевле, чем тысяча бутылок спиртного в сегодняшних ценах.
Дает о себе знать и зима – не самое ходовое время для продажи летних прогулочных машин. Когда он сам искал летом, чувствовался определенный ажиотаж, и нужный вариант появился не сразу.
«Если найдется энтузиаст вроде меня, который ценит такую технику, она придется ему по душе», – уверен автовладелец.
Как можно зарабатывать на ретроавтомобилях?
Весомую часть времени такие авто приходится хранить в сухих теплых гаражах. Но есть варианты, когда они могут приносить своим хозяевам не только радость, но и деньги.
Алексей рассказал, что аренда ретроавтомобиля за один съемочный день приносила до $200 в эквиваленте. Также он используется для рекламы исторических объектов Бреста.
А Глеб отметил, что такие машины в сезон пользуются спросом со стороны молодоженов и любителей нестандартных фотосессий.
В конце летнего сезона он успел через соответствующий сайт однажды сдать свое детище желающим сделать необычные фотки. Один час с водителем на тот момент стоил Br115.
Можно сделать вывод, что, как правило, изначально людьми движет ностальгия. Владельцы раритетов не раз подчеркивали, что это, скорее, машина времени, историческая роскошь, нежели средство передвижения.