В Щучине взгляды прохожих неизменно притягивает ослепительно белая красавица – легендарная ГАЗ-21 «Волга». Это не просто отреставрированный автомобиль, а воплощение многолетнего труда, терпения и настоящей страсти к ретротехнике местного жителя Юрия Юдакова. Корреспонденты «Знамя юности» узнали, сколько усилий потребовалось, чтобы подарить легенде вторую жизнь.
Дух эпохи
В советское время о «Волге» мечтали, ей посвящали песни, ее снимали в кино. Плавные линии, хромированные элементы и блестящий кузов выглядят так, словно автомобиль только сошел с конвейера, но при этом в нем – дух целой эпохи.
Через минуту мы мчим по улицам Щучина, на радость мне и прохожим. Кто-то кивает головой, кто-то наспех пытается сделать фото. «Волга» прислушивается к хозяину, а он – к ней. Едет машина хорошо, в потоке держится спокойно, плавно заходит в повороты и только на «спящих полицейских» заставляет подпрыгнуть и ощутить всю прелесть советского автопрома. Фишки «Волги» – большие диваны, руль из костной муки, отсутствие боковых зеркал и ремней безопасности, обогрев заднего дивана, переключатель света на полу и переключатель передач на руле. У «Волги» трехступенчатая «механика». Двигатель, собранный заново, стабильно выдает 85 лошадиных сил при объеме 2,4 литра. Заправка, конечно, бьет по кошельку: по городу расход до 14 литров, за городом – 10, но автолюбитель говорит, что «Волга» того стоит.
«Запорожец» за металлолом и стеклотару
Не могла не поинтересоваться, откуда такая любовь к ретротехнике? Юрий признается – семейное:
– У деда были «жигули», у отца тоже. Любовь к технике от папы. С ним пропадали в гараже, сидя у него на коленях, учился ездить. Свою первую машину – «запорожец» – купил в 13 лет.
– Откуда у подростка деньги? – удивляюсь.
– Металлолом и стеклотара! «Запорожец» стоил копейки. Авто такого типа раньше отдавали чуть ли не за так, лишь бы со двора выгнали. После стал покупать «москвичи» всех моделей. Всего у меня было 38 автомобилей! В 2012 году приобрел белую «Волгу» на запчасти, но рука не поднялась разобрать.
Танк во фраке
Белую легенду Юрий случайно заметил в одном из частных дворов. Машина 1968 года выпуска 15 лет не заводилась и стояла без надобности под яблоней:
– Мне нужен этот «танк во фраке», промелькнуло в голове. Подцепили с другом «Волгу» к моей иномарке. Тянули, тянули – не вытянули! Решили реанимировать на месте. Завелась и своим ходом доехала до гаражей. Когда ударил по сигналу, аж сердце екнуло! Это был звук жизни.
Пришлось искать первого владельца, чтобы оформить документы. Им оказался ветеран Великой Отечественной войны Альберт Львович Смирнов. Юрий вспоминает:
– Помню, снял крышку сигнала, а там надпись – «Леня, 1978 год». Приехал к Львовичу, говорю, мол, купил машину, хочу восстановить, показываю крышку. У него руки затряслись, слезы из глаз потекли: «Это ж моя любимая машина! Возила директора райпо. А как списали – я выкупил. Потом продал знакомому и думал, что ее давно сдали на металлолом».
Почему на крышке было имя «Леня», ветеран не сказал, но по этой одной надписи узнал свою «ласточку». Новому владельцу «Волга» обошлась всего в 200 долларов в эквиваленте.
С миру по нитке
Проект по реставрации был амбициозным и требовал не только технических знаний, но и финансовых вложений и огромного упорства. Найти оригинальные запчасти для культовой советской машины, снятой с производства много десятилетий назад, – задача со звездочкой, признается Юрий:
– Запчасти к «Волге» собирал по всему миру. Нашел крыло – еду в Солигорск, нашел второе – отправляюсь в Слоним. Радиоприемник покупал в Гродно. Он на 220 вольт, ламповый. Включаешь, динамик начинает потихоньку потрескивать… Атмосферно! Самая дальняя точка, откуда приехала деталь, – США: резина от «кадиллака». В какой-то момент решил все переделать. В январе нынешнего года разобрал до винтика. Купил еще четыре машины-донора. Сейчас в гараже целый склад «газовских» запчастей. На практике понял, что машина универсализирована: сцепление поставил от ГАЗ-53, тормоза – от «уазика», тормозные колодки – от ГАЗ-2410.
Юрию пришлось перелопатить весь интернет в поисках информации о легенде, научиться проводить сварочные и покрасочные работы. Сегодня про «Волгу» автолюбитель знает все: от имен создателей до особенностей строения и классификации.
От винта
Первый выезд «Волги» был запланирован на 9 Мая, но подвел двигатель. 15 июня у Юрия день рождения, говорит, сделал сам себе подарок спустя 13 лет гаражных работ. На случай, если не заведется с ключа, в багажнике металлическая пусковая рукоятка. Но пока она не пригодилась.
В каждом винтике, в каждом блике полированного металла чувствуется частичка души и машины, и мастера:
– Сколько было внимания в день первого выезда! Ехал по городу с дочками. Им нравится кататься на ретроавто. В тот день в Щучине играли свадьбу. Молодежь увидела «Волгу» и подбежала к ней фоткаться. В итоге насобирал больше лайков, чем в TikTok за полгода.
Свой канал в TikTok Юрий создал, чтобы получить стимул поскорее доделать машину. Назвал «ГАЗ-21 «Волга Марина», в честь мамы, на которую оформил автомобиль. К слову, маму Юрий не обидел – вместо «Волги» купил ей иномарку. Сегодня за новой жизнью «Волги» и мастером следят около полутысячи подписчиков.