Бензин недоливают? Журналисты узнали у эксперта и провели замеры на одной АЗС

Авто
Поделись с друзьями

В автокомьюнити бытуют мнения и мифы относительно топлива и процесса заправки на АЗС. Кто-то считает, что о качестве бензина можно судить невооружённым глазом, кто-то уверен, что топливо специально газируют, чтобы недоливать, а кто-то и вовсе утверждает, что всё горючее перевозится в одной бочке и разницы в марках просто нет…

Журналисты узнали у эксперта

Как топливо попадает в баки автомобилистов и через какие процедуры на этом пути оно проходит? Что из мнений водителей правда, а что — миф? Профессионально разобраться в этом вопросе av.by помог начальник испытательной лаборатории по контролю качества нефтепродуктов «Газпромнефть-Белнефтепродукт» Игорь Стрежнев.

Журналисты узнали у эксперта

— Игорь, десятки читателей av.by рассказали, что сталкивались с ситуациями «недолива» топлива на АЗС. «Воздух» вместо топлива, остаток горючего в шланге… Насколько это вообще возможно? Как поступить водителю, если есть подозрения, что топливо недоливают? Как на АЗС «Газпромнефть» контролируется количество подачи топлива?

— Действительно, ситуации с недоливом топлива не исключены. Происходить это может из-за сбоя в работе оборудования, которое обязательно должно проходить регламентные проверки, а также обслуживание с установленной периодичностью.

Чтобы не допустить такие случаи, в обязанности владельцев станций входит регулярное проведение проверки оборудования. На АЗС нашей сети, к примеру, есть собственная группа мобильного метрологического контроля, которая регулярно тестирует топливораздаточные колонки (ТРК) на всех станциях по Беларуси на точность отпуска. Причём как в плановом порядке, так и в режиме внезапных инспекций. Для обеспечения объективности сотрудники службы узнают о том, какие именно заправки им предстоит посетить непосредственно перед выездом.

Дополнительно в плановом порядке дозу отпуска контролирует персонал самой станции, данные по проведённым проверкам сохраняются и анализируются сотрудниками метрологической службы.

Журналисты узнали у эксперта

Доза отпуска ТРК проверяется сотрудниками с помощью специального поверенного оборудования — сертифицированного мерника. В зависимости от производительности колонки используются мерники различного объёма: 10, 20, 50 литров. Процесс представляет собой визуальное определение объёма по измерительной шкале мерника. Прибор имеет минимальную погрешность для определения объёма дозы.

Журналисты узнали у эксперта

Если у нашего клиента возникнут сомнения в том, попало ли в бак его авто точно оплаченное количество топлива, он может обратиться к управляющему АЗС. В присутствии клиента специалисты проведут проверку с помощью образцового поверенного мерника. Хорошая аналогия — это контрольные весы в магазине, где покупатель может самостоятельно проверить вес товара и узнать, обманули его или нет.

— Один из автовладельцев привёл случай из жизни: заправлял авто до полного бака, но пистолет «отстрелил», окатив топливом ботинки и машину. Почему это могло произойти? Как устроен раздаточный шланг и как контролируется исправность механизма?

— Предположу, что, скорее всего, эта проблема могла возникнуть из-за неисправности системы вентиляции топливного бака. Дело в том, что в баке автомобиля при заправке до полного бака неизбежно возникает избыточное давление. Если система вентиляции исправна, то топливо равномерно наполняет бак. В противном случае может произойти отключение пистолета, и часть топлива из бака с воздухом выйдет наружу. Но помимо этого проблема могла быть связана и с неисправностью механизма топливораздаточного пистолета.

Если снаружи он выглядит довольно просто, то внутри — сложная система. Опять же, работа топливораздаточного пистолета должна регулярно проверяться, как планово, так и внепланово, и кран нужно обязательно обслуживать. На АЗС нашей сети плановые ТО такого оборудования проводятся каждый месяц. Исправность механизма также проверяют и специалисты мобильного контроля.

Устройство топливораздаточного пистолета

— Наши читатели поделились мнением о качестве топлива: мол, с каждым годом оно снижается. Кому-то и вовсе кажется, что бензин стал иметь более неприятный запах, чем раньше. Как вы могли бы это прокомментировать?

— Да, такие мифы встречаются, но обо всём по порядку. Факт первый: на всех АЗС всех сетей в Беларуси реализуется только белорусское топливо, которое производят два завода — Мозырский и Новополоцкий. Я слышал такие мнения автомобилистов: топливо от одного завода лучше, чем от другого! Но подобные сравнения можно назвать странными, так как все заводы выпускают бензин и дизельное топливо по строгим стандартам. Эти документы приняты на государственном уровне, и производители не могут их не придерживаться.

Однако прежде чем топливо попадёт в бак автомобиля, оно проходит длинный путь. И на всех этапах необходимо проверять его качество. Чтобы быть уверенными в том, что мы реализуем качественное топливо, в ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт» действует сквозная система контроля.

Партия топлива поступает с НПЗ в железнодорожных цистернах на нашу нефтебазу. На этом этапе мы отбираем пробы из цистерн и проводим контроль качества в испытательной лаборатории. Приёмо-сдаточные испытания позволяют убедиться в том, что автомобильный бензин или дизельное топливо до слива их в резервуары нефтебазы соответствуют требованиям ТНПА на данный вид нефтепродукта. Затем топливо поступает в резервуары на территории нашей нефтебазы и не менее чем через 2 часа после этого производится отбор проб уже из резервуаров нефтебазы для их паспортизации по показателям качества. По ним в полном объёме и по утверждённым государством методикам проводятся испытания основных параметров качества, эксплуатационных характеристик, которые напрямую влияют на экономичность и правильность работы любого двигателя. На основе протокола этих испытаний партия топлива получает паспорт качества со всеми актуальными параметрами. Без этого документа топливо не отгрузят в бензовозы — он является сопроводительным для любой транспортной накладной. Хочу также отметить, что наша компания использует собственный транспорт для доставки топлива на АЗС, мы не прибегаем к услугам сторонних перевозчиков.

Далее топливо из резервуаров отгружается в бензовозы. Из каждой секции автоцистерн после налива также берутся пробы, которые получают акт отбора, пломбируются и хранятся на нефтебазе в специальных контейнерах не менее 15 суток на случай спорных ситуаций. Каждая секция бензовоза пломбируется и не открывается до момента доставки на АЗС.

Фото из архива av.by

При поступлении топлива на АЗС оператор обязательно проверяет физические параметры топлива (плотность и температуру), отсутствие подтоварной воды по данным измерительных систем резервуаров на АЗС. Совместно с водителем оператор подключает технологическое оборудование.

Дополнительный контроль качества всех видов топлива в сети АЗС «Газпромнефть» проводится в аккредитованной испытательной лаборатории не реже 1 раза в месяц по утверждённому графику. Проверяется каждый резервуар и каждая АЗС сети!

Каждый клиент нашей сети в уголке потребителя на АЗС может ознакомиться с паспортом качества каждой реализуемой в конкретный момент партии топлива.

— Кто-то из автомобилистов отметил, что в последние несколько лет в их авто (при одинаковой манере езды) расход топлива увеличился на пару литров. Это связано с качеством топлива?

— Не все принимают во внимание тот факт, что машина с каждым годом становится старше, при этом от характера езды и несвоевременного технического обслуживания элементы автомобиля изнашиваются.

Помимо этого, на расход топлива в авто может влиять неправильный выбор марки топлива. Каждый производитель автомобилей даёт свои рекомендации для достижения характеристик, заложенных в данное авто. Например, «не менее 95-го».

Здесь важно отметить, что разные марки топлива рассчитаны на разные классы автомобилей. Если залить в бак марку топлива, не рассчитанную на использование в данном авто, то, одной стороны, да, клиент сэкономит, а с другой — автомобиль потеряет запас хода. Ведь двигатель при работе на более низкооктановом топливе потребляет его в большем количестве.

— Выразили недоверие некоторые читатели и бензовозу. Комментарий: «А вдруг бензин в нём разбавляется?!» Расскажите, как устроен этот транспорт внутри?

— Цистерна бензовоза — это не одна большая ёмкость, как может показаться. Более того, это сложная высокотехнологичная система! Внутри она разделена на герметичные отсеки с индивидуальной системой слива, а значит, каждый бензовоз одновременно может перевозить до 5 видов топлива. Чтобы свести к минимуму возможность технологических сбоев, в нашей компании действуют строгие стандарты проверки, транспортировки и приёмки нефтепродуктов. Один из таких стандартов — закрепление секций цистерн за определённым видом топлива. А при их смене проводится очистка и так называемая пропарка секций. Дополнительно проводятся регламентные работы, такие как поверка и испытания на герметичность согласно требованиям нормативных актов Республики Беларусь.

Фото из архива av.by

Каждая автоцистерна, направляющаяся на АЗС «Газпромнефть» в Беларуси, оборудована системой спутникового мониторинга. Это позволяет диспетчерскому центру в режиме онлайн отслеживать маршрут бензовоза и контролировать его движение, остановки в пути. Как я уже упомянул, каждый отсек бензовоза в обязательном порядке опломбирован, а снять пломбу может только сотрудник АЗС.

— Топливо на АЗС хранится в резервуарах. На их счёт тоже существуют разные опасения: якобы их не чистят, постоянно меняют для разных видов топлива. Расскажите, какие процессы происходят с резервуарами для того, чтобы обеспечить качество топлива и проконтролировать его?

— Резервуары на АЗС, как и другое оборудование, проходят обязательные регламентные работы, включая зачистку (каждые два года), градуировку (раз в пять лет) и плановую диагностику в соответствии с требованиями. Также в рамках комплексного обслуживания проводится проверка и ремонт технологического, измерительного и дыхательного оборудования на АЗС «Газпромнефть». Все работы выполняются по заранее утверждённым графикам, а следит за их выполнением управление контроля качества и метрологии, а также группа мобильного метрологического контроля.

— Многие пожаловались на наличие воды и конденсата в бензине и ДТ. Есть ли допустимые значения наличия воды в топливе?

— Конденсат в баках автомобилей может образоваться в межсезонье из-за разницы температур днём и ночью. Ещё одна причина — если постоянно ездить на полупустом баке. Бензин сам по себе не является гигроскопичным — он не способен накапливать воду. Однако конденсат накапливается из естественной воздушной атмосферы и оседает в баке в виде воды на его дне. Попадание её в топливную аппаратуру авто носит минимальные риски. В случае с дизельным топливом по нормативным значениям такой показатель, как содержание воды, нормируется и составляет не более 0,02%. Дизель имеет свойство «втягивать» в себя влагу из атмосферы. Поэтому во время лабораторных испытаний мы на всех этапах постоянно контролируем этот параметр.

— Встретилось и такое размышление: «Топливо у всех одинаковое, но качество разное». Верно или ошибочно? Почему?

— Действительно, в Беларуси во всех сетях продаётся топливо местного производства. Но на качество топлива в разных сетях может оказывать влияние существующая система контроля качества на всех этапах движения продукта от завода до АЗС. Наша задача — обеспечить абсолютную сохранность качества топлива на всём длинном пути до клиента и защитить продукт от влияния возможных технологических или человеческих факторов.

ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт» уделяет контролю качества колоссальное значение. А ещё наша компания реализует высокотехнологичное топливо под брендом G-Drive, улучшенное благодаря добавлению многофункциональных компонентов. Отмечу, что позволить себе это может только крупная компания. Такие компоненты производятся концернами мировой нефтехимической промышленности. Их состав держится в секрете, но характеристики хорошо известны и доказаны. В зависимости от задачи, которую ставит производитель, тот или иной эффект может быть выражен ярче: раскрытие потенциала мощности мотора, снижение расхода, поддержание чистоты элементов топливной системы, повышение ресурса двигателя и так далее.

Улучшенное топливо также имеет все документы, подтверждающие качество, и проходит процедуру декларирования.

— К кому обращаться автомобилисту, если всё-таки есть вопросы по качеству/количеству приобретённого топлива на АЗС?

— Необходимо обратиться к начальнику АЗС, но при этом желательно иметь кассовый чек при себе, чтобы не терять время на подтверждение факта заправки. На каждой АЗС «Газпромнефть» есть поверенный и сертифицированный мерник. По запросу клиента персонал тут же проведёт проверку точности отпуска в его присутствии.

Также в присутствии клиента на АЗС отберут контрольную пробу, далее лаборатория проведёт испытания и предоставит все результаты. Клиент вправе обратиться в любую аккредитованную лабораторию, но при этом все затраты по проверке качества топлива лягут на него самого.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.