Запретный метан, или Злоключения автомобиля на газу в Беларуси

Владельцы автомобилей, выпущенных в Европейском союзе с установленным на заводе-изготовителе газовым оборудованием, вскоре не смогут законно эксплуатировать свои транспортные средства.

Авто
Поделись с друзьями

Герой материала Sputnik Юрий – из тех, кто любит путешествовать и открывать для себя Беларусь заново. Несколько лет назад он, как и многие, с семьей раз в два-три года выбирался в поездку в Европу, чтобы посмотреть местные достопримечательности. Но с введением санкций ЕС и других стран, география туристических поездок для белорусов значительно сузилась. Вот тогда-то Юрий и открыл для себя внутренний туризм.

Злоключения автомобиля на газу

Все началось с любви экскурсий по стране

«Путешествие выходного дня захватило нашу семью. Страна уникальна и многообразна. Например, были во Дворце – это название агрогородка в Лунинецком районе, который носит почетный титул неофициальной клубничной столицы Беларуси. В «клюквенной столице» – Миорах – посетили экологический праздник «Жураўлі і журавіны Міёрскага краю». Ездили специально в Кировск, чтобы попробовать легендарную смаженку и в Сморгонь за знаменитым мороженым», – говорит Юрий.

«Вылазки» на выходные семейство Юрия осуществляет круглый год. Заснеженный Мирский замок выглядит еще более эпически. Но возникла проблема. Дизельный автомобильчик в мороз несколько раз подвел – отказался заводится, а потому пришлось добираться домой в Минск на маршрутке. Затем возвращаться, решать вопросы с реанимацией замерзшего дизеля.

В результате Юрий решил приобрести автомобиль на бензине. А чтобы сэкономить на топливе, ведь за выходные одометр зачастую накручивал до тысячи километров, выбор пал на Renault Sandero установленным газовым оборудованием – пропан-бутан. Этот газ получают при переработке нефти. Заправок много, а расходы на топлива почти вполовину дешевле бензина.

Подходящий вариант нашли в Бресте. За авто отправились на поезде всей семьей. Оформили быстро. Топливо в баллоне было, день покатались по городу, побывали в мемориальном комплексе «Брестская крепость – герой». По дороге домой заехали на заправку и столкнулись с проблемой: заправлять авто отказались. Оказалось, на баллон нужен документ о его проверке, причем нового образца, утвержденный в ЕАЭС.

«Проблему решили быстро. В Минске обратились в компанию, которая занимается установкой и обслуживанием ГБО. За 80 рублей они провели проверку. Работа заняла полдня. Отправился на ближайшую заправку и был счастлив, что все так просто разрешилось», – вспоминает Юрий.

Нет паспорта – нет «дозвола»

Но счастье продлилось недолго. Новые проблему возникли уже на диагностической станции, куда Юрий отправился на техосмотр. Автомобиль линию прошел без замечаний – все было исправно. Но разрешение не получил. И снова камнем преткновения стало ГБО. За разъяснениями отправили в «Белтехосмотр».

На официальном сайте «Белтехосмотра» говорится о том, что «В соответствии с изменениями и дополнениями в Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении», вступившими в силу с 22.09.2022, при проведении государственного технического осмотра транспортных средств осуществляется проверка их технического состояния и конструкции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, а также технических регламентов Евразийского экономического союза. Информируем о необходимости иметь на каждый газовый баллон паспорт изготовителя газового баллона, и предъявлять его при прохождении государственного технического осмотра. Данное требование предусмотрено пунктом 9.8.1. приложения № 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011)».

Юрий связался с мужчиной, продавшем ему автомобиль. Уточнил СТО, где тот устанавливал ГБО. Но поездка к специалистам не дала результата. Там развели руками и посоветовали обращаться к заводу-изготовителю баллонов.

«Повезло, что производитель оказался отечественным – «Новогрудский завод газовой аппаратуры». Я с ними связался. И знаете, очень отзывчивые люди. Сказали, что у них огромное количество запросов на выдачу дубликатов паспортов баллонов. Так что нужно подождать немного. Копию документа прислали на электронную почту. В общем, ситуация разрешилась. И потом мы только наслаждались поездками», – сказал Юрий.

Беда пришла, откуда не ждали

Сегодня Юрий – опытный автотурист. И, говоря модным словом, диверсифицировал свои путешествия.

«Вы думаете я такой один? В Беларуси таких туристов тысячи. Например, в Бресте на пешеходной улице Советской познакомились с семьей из Гомеля. Взрослые идут, а малыши рядом на трехколесных велосипедах едут. Плюс они рассказали, что по дороге останавливаются в живописных местах на реках и озерах, ловят рыбу, купаются, иногда ночуют в палатке, жарят шашлыки… А почему бы нет», – пояснил рассказчик.

Но возник нюанс. С учетом увеличения экипажа – в поездки полюбила ездить мать Юрия – в компактном Sandero стало тесно. Да и автомобиль небольшой, чтобы вместить весь скарб в дорогу. Выход подсказала та же пара из Гомеля. Так получилось, что они поселились в одной гостинице.

«Наш новый знакомый – Виталик – показал свой автомобиль, Volkswagen Passat B6. Вместительный кузов универсал. Туда что хочешь впихнешь. А главное – установлено заводом-изготовителем газовое оборудование CNG. То есть машина работает на метане – природном газе. Во-первых, это очень экологично. Во-вторых, по деньгам выходит в два раза дешевле, чем на бензине. В-третьих, Виталик показал карту метановых заправок в Беларуси. Сеть развита. В общем загорелся идеей», – с ноткой грусти в голосе рассказал собеседник.

Юрий стал присматриваться к автомобильному рынку. Предложений автомобилей на метане оказалось очень много. Volkswagen, Seat, Mercedes… Причем как возрастных, старше 10 лет, так и недавно пригнанных «трехлеток». Юрий сегодня признается, что сомнения были, какое-то нехорошее чувство предательски холодило в груди. Он даже съездил на метановую заправку, чтобы пообщаться с владельцами.

«Подошел к одному, второму. Все говорят – все хорошо. Владелец Volkswagen Caddy, который занимается мелкими грузоперевозками, даже обиженно сказал, мол, что ты воду мутишь. В Беларуси живешь. Даже если Запад какую-то гадость придумает, свои в обиду не дадут», – вспоминает Юрий.

По деньгам наш герой потянул на Passat В6 2010 года. Конечно, на метане.

«Дыхание санкций» почувствовал сразу

Визит на СТО, где провели диагностику, подтвердил – автомобиль в относительно неплохом для своих лет состоянии. В результате сделка купли-продажи состоялась.

«Решил, как водится в таких случаях, заменить цепь ГРМ, тормозные диски и колодки, перетряхнуть подвеску. Все-таки большие пробеги, а в машине дети. Все должно быть надежно. И вдруг проблема. Менять цепь ГРМ у авто с CNG (метан — Sputnik) не взялось ни одно СТО. Пришлось обратиться к официальному дилеру Volkswagen. За все отдал почти две тысячи долларов в эквиваленте. На вопрос почему так дорого? Мне ответили, мол, санкции – все подорожало», — рассказал Юрий.

Опыт владения авто с ГБО у автолюбителя уже был. Первым делом отправился на проверку газовых баллонов. Их в Passat целых три. Услуга обошлась почти в 180 рублей. Зато на метановых заправках проблем не возникло. Оператор требует сертификат и заправляет. По-другому нельзя.

«С техосмотром в 2023 году тоже все гладко прошло. Паспорт на баллоны не потребовали. Мастер уточнил, где устанавливался газ. Убедившись, что на заводе-изготовителе автомобиля, дал добро», – продолжил рассказ Юрий.

За год он с семьей объездил не только Беларусь, но и побывал в России – в Москве и Санкт-Петербурге. Там на заправках тоже проблем не было, достаточно было показать белорусский сертификат по проверке баллонов. Юрий был счастлив, но не долго.

Последняя надежда

«В январе 2025 года приезжаю на СТО. И тут бац, или предъявляешь паспорт на каждый баллон, или нет «дозвола». Обидно, что линию прошел без единого замечания, но техосмотр не прошел. Посоветовали обратиться к официальному дилеру. Может он поможет сделать паспорт баллонов. Но в «Атлант М» развели руками. Дескать санкции, связи обрублены. В общем – это ваша головная боль», – продолжил собеседник.

И такой он не один. Там же встретил братьев по беде. Пара из Минска приехала на свеженьком метановом VW Golf, пригнанном из Бельгии. Информация о невозможности получить документы на баллоны их шокировала. Еще бы, деньги на свежую машину копили восемь лет.

«Стал шерстить сайты. В Беларуси никто не мог помочь. На российском форуме наткнулся на информацию, что в соседней стране есть такая услуга. Позвонил, на том конце провода, выслушав проблему, сказали: «Ок, присылайте скан документов на машину. Все сделаем удаленно». Цена вопроса оказалась приемлемой четыре тысячи российских рублей – порядка 120 белорусских. Хорошо, что в этот момент позвонил новый знакомый – такой же горемыка, который купил Skoda на метане. Он и рассказал, что попался на эту удочку мошенников. Ему прислали липовый паспорт на баллоны, то есть скачали что-то в интернете и вставили данные его авто», – делится Юрий.

Автовладелец не знал, к кому еще обратиться. Все мысли заняты только одним: как спасти положение. Машина стоит на приколе, ездить на ней нельзя. Один знакомый посоветовал обратиться к официальному дилеру марки в Европе.

«Написал запрос, отправил по электронной почте. И удивился, что через пару минут пришел ответ, мол, все получили, вопрос изучим дадим ответ. Ну, думаю, дело пошло. Словно камень с души упал», – вспоминает Юрий.

Но ожидания оказались напрасными. Ответ дилера похоронил последнюю надежду.

«Сожалеем, но не имеем возможности удовлетворить ваш запрос. На территории Европейского Союза действует иной технический регламент касательно газовых баллонов, используемых в качестве топливных резервуаров на дорожных транспортных средствах нежели в Республике Беларусь. Этот регламент не предусматривает наличие паспорта газовых баллонов. Поэтому нет возможности предоставить запрашиваемые вами документы, так как их не существует».

«Возникает резонный вопрос – какой документ от меня требуют на техосмотре? Снова начал обзванивать дилеров марки, причем, в разных городах Беларуси. Ответ один, мол, вас сотни, кто такие вопросы задает. Помочь не можем, решайте проблему сами. Получился замкнутый круг. Таким беспомощным и незащищенным не чувствовал себя никогда. Машину не продать. Ездить тоже нельзя. В общем, хорошего мало. Остается только переходить на свой страх и риск в теневой сектор и ездить без техосмотра», – резюмировал Юрий.

Цифры и факты относительно техосмотра. В прошлом году белорусским авто- и мотовладельцам было выдано 1 млн 510 тысяч 315 разрешений на участие в дорожном движении. Это на 1,1% меньше показателя 2023-го. Больше всего техосмотр проходили физлица – более 82% или 1,24 млн человек. Электромобили, число которых неумолимо растет в нашей стране, получили 14 416 разрешений.

Порядка 20% – а это каждое пятое транспортное средство – не смогли пройти техосмотр с первого раза: их состояние не соответствовало установленным требованиям. Чаще всего нарушения были связаны с тормозной системой (42%), внешними световыми приборами (21%), двигателем (6%). Также нередки случаи выявления несоответствий в отношении состояния рулевого управления и недостаточной информации комплектации транспортного средства. И вот теперь к ним прибавятся владельцы автомобилей с ГБО, произведенными в ЕС, которые не могут получить паспорт на газовые баллоны.

Sputnik обратился в профильные организации с просьбой об организации круглого стола по вопросам эксплуатации автомобилей, выпущенных в Евросоюзе с заводским метановым оборудованием. Следите за обновлениями портала.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.