Когда улицы взлетели на воздух. Десять лет назад взорвался азиатский мегаполис
Близилась полночь, но жизнь в этом районе города Гаосюн на острове Тайвань все еще кипела. Разгар лета и большое количество круглосуточных магазинчиков лишь способствовали тому, что людей в торговом квартале было предостаточно. Многих даже не пугали пожарные расчеты, прибывшие туда двумя часами ранее. Странный запах хорошо чувствовался, но присутствие специальных служб вселяло надежду, что ситуация под контролем. В 23:56 31 июля 2014 года улицы Гаосюна взорвались. В воздух поднялись огненные шары, во все стороны полетели обломки асфальта, один автомобиль потом обнаружили на крыше трехэтажного здания.
Жертвами техногенной катастрофы стали 32 человека, несколько сотен попали в больницы с травмами. Расследование трагедии привело к политическому скандалу, но, как часто бывает, те, кого признали виновными в произошедшем, получили символические сроки. Бомбу замедленного действия заложили в городские подземелья еще в начале 1990-х, рассказывает Onliner.
Главный порт острова
Гаосюн — далеко не самый известный из азиатских мегаполисов, прежде всего потому, что туристы — редкие гости в нем. Еще в середине XIX века это была относительно скромная рыбацкая деревушка, обладавшая, впрочем, неоспоримым преимуществом: здесь находится самая удобная гавань Тайваня, и с индустриализацией острова Гаосюн превратился в основные его ворота. Через городской порт сейчас проходит бо́льшая часть местного экспорта и импорта.
Естественным спутником порта стала и тяжелая промышленность.
В 1960—1970-е годы здесь построили сталелитейный и судостроительный заводы, крупную электростанцию, нефтеперерабатывающий комбинат и целый ряд химических предприятий. В результате Гаосюн с населением в 2,7 млн человек сейчас третий по количеству жителей город острова и главный мегаполис его юга.
Подозрительный запах
Пострадавшие в результате взрывов районы Цяньчжэнь и Лингья расположены не в самом центре города, но они достаточно плотно застроены и густонаселены. Поэтому неладное заметили сразу. В 20:46 по местному времени в пожарный департамент поступило сразу несколько звонков от обеспокоенных жителей, рассказавших о странном запахе, появившемся на улицах сразу нескольких кварталов.
Уже через пять минут первый пожарный расчет был на месте происшествия.
Помимо химического запаха, спасатели обратили внимание на белый пар, поднимавшийся из нескольких канализационных люков. Улицы, где это происходило, перекрыли, а жильцам посоветовали не выходить из домов. Был развернут командный пост. Очевидно, что под землей что-то происходило, но для начала требовалось понять, какие там находятся коммуникации. Пока же собиралась информация, пожарные начали на всякий случай поливать места выхода пара водой.
Взрывы
Естественно, первой версией оказалась утечка обычного газа. Однако вскоре выяснилось, что газопроводы для бытовых нужд под пострадавшими улицами не проходили. Пока собирались необходимые данные, драгоценное время уходило.
Сказывалось и вечернее время: многих специалистов уже просто не было на рабочих местах.
Примерно через час после первого сообщения о ЧП наконец установили, что под районами протянуты технологические трубопроводы ряда предприятий нефтехимического комплекса Гаосюна. Все они принадлежали разным собственникам, а операторами в некоторых случаях выступали и вовсе третьи компании. В итоге указание о перекрытии трубопроводов отдали слишком поздно. Незадолго до полуночи раздалось несколько последовательных взрывов.
Хаос и смятение
Судя по фотографиям, видео и устным свидетельствам очевидцев, языки пламени при взрывах достигали высоты 15-го этажа. Автомобили и тела некоторых жертв затем нашли на крышах зданий вдоль улиц. В общей сложности взорвалось около шести километров городских магистралей. Дорожное полотно на некоторых из них оказалось вскрыто на всем протяжении. Площадь пострадавших районов достигала трех квадратных километров.
Естественно, в оживленных торговых кварталах началась паника.
Люди просто не понимали, что происходит, ведь создавалось впечатление, что улицы города просто ни с того ни с сего взлетели на воздух. Местные жители бросали свои дома, магазины и квартиры и бежали кто куда, опасаясь, что взрывы продолжатся. В общей сложности в результате трагедии погибло 32 человека. Уже позже выяснилось, что было два места концентрации большого количества жертв: первое с 14 погибшими располагалось у одного из городских перекрестков, где находилось особенно много круглосуточных магазинов, второе — рядом с командным постом спасателей, откуда происходила координация всех их действий после прибытия на место ЧП. Количество получивших ранения превысило три сотни человек. Большинство пострадали от осколков асфальта, разлетевшихся при взрывах, как шрапнель.
Смертельный пропилен
Непосредственную причину катастрофы установили уже на следующий день: ЧП произошло из-за утечки пропилена из трубопровода, принадлежавшего химической компании LCY Chemical Corporation. У нее был собственный завод в промзоне Гаосюна, и одним из продуктов его производства как раз и являлся этот бесцветный газ с неприятным запахом. По трубопроводу осуществлялась транспортировка пропилена с промышленной площадки к портовым терминалам, откуда он затем отправлялся на экспорт.
Расследование установило, что примерно в 20:40 на предприятии действительно зафиксировали падение давления в трубопроводе.
Это хорошо коррелирует и с поступлением первых сообщений о запахе газа в спасательные службы. При этом подача пропилена в систему была остановлена лишь в 23:40, после поступления соответствующего указания. То есть сотрудники компании никак не среагировали на нештатную ситуацию до получения внешнего требования, что во многом и обусловило развитие катастрофы. Впрочем, ее предпосылки заложили задолго до наступления трагического дня 31 июля 2014 года.
Первый и самый очевидный вопрос, который возникает при анализе этого ЧП: как вообще промышленный газопровод, транспортирующий опасные вещества, оказался в плотной городской застройке? На самом деле, под пострадавшими улицами находилась целая система, связывающая нефтехимический комплекс Гаосюна с портом. Ее спроектировали еще в середине 1980-х, а окончательно сдали в эксплуатацию в 1993 году. По двум трубопроводам разного диаметра (10 и 15 сантиметров) в порт попадал пропилен, по третьему — этилен. Близость жилой застройки при их прокладке учитывали, однако за 20 лет, прошедших с запуска системы, население Гаосюна выросло, и прежде малонаселенные кварталы получили новую плотную застройку.
Как это случилось, почему допустили новое строительство в столь опасном соседстве и было ли какое-то официальное разрешение получено в принципе — на эти вопросы ответов получено так и не было. Зато претензии к спасательным службам, не объявившим немедленную эвакуацию, в конце концов сняли. Велик шанс, что при эвакуации, особенно если бы она затянулась, на улицах Гаосюна оказалось бы гораздо больше людей, чем их было в момент взрывов. Поэтому просьба специалистов чрезвычайных служб по возможности оставаться в своих домах, на самом деле, спасла жизни. Серьезно пострадавших из тех, кто находился внутри помещений, не было.
Ход катастрофы
Само по себе нахождение газопровода среди жилых зданий совершенно не обязательно должно привести к катастрофе, да еще такого масштаба. Если бы он был построен в соответствии со всеми нормами безопасности и в дальнейшем соответствующим образом эксплуатировался, ЧП бы не случилось. Однако расследование установило, что трубы системы не были как следует изолированы. Из-за попадания воды и грязи за 20 лет трубопровод сильно корродировал, и разрушение его стенок было лишь вопросом времени.
Это и случилось в 20:40 31 июля.
Следующие три часа из-за отсутствия малейшей координации специальных служб, неразберихи на городском уровне, полного равнодушия собственников газопровода пропилен свободно попадал в подземный коллектор и накапливался там, проникая в атмосферу лишь через канализационные люки. По оценкам экспертов, в общей сложности за три часа, прошедших с момента падения давления в системе до взрывов, под улицами Гаосюна скопилось несколько десятков тонн пропилена. Достаточно было случайной искры, чтобы при определенных условиях произошла детонация газовоздушной смеси. К сожалению, такие условия были созданы.
Поиск виноватых
С учетом количества жертв, масштаба разрушений и того резонанса, который вызвала катастрофа, естественно, во время расследования сразу же началось перекладывание ответственности. Владелец системы, строительный подрядчик, оператор газопровода, городские чиновники и функционеры профильных министерств дружно обвиняли друг друга в халатности. Почему технологическая транспортная система, внутри которой находился пропилен, оказалась в метре под оживленными городскими улицами? Почему должным образом не была обеспечена ее изоляция от окружающей среды? Почему за 20 лет не было проведено ни одной полноценной инспекции труб, которая могла бы обнаружить коррозию? Причем не сделали это ни собственник, ни государственные надзорные органы.
У всех заинтересованных лиц были свои версии, лейтмотивом которых был тезис «Я не виноват, виноваты другие».
В итоге в отставку ушли ряд чиновников мэрии Гаосюна (заместитель мэра, глава местной службы водохозяйства и директор городского предприятия общественного транспорта), а также министр экономического развития страны. Три сотрудника муниципального бюро общественных работ, ответственных за проведение инспекций трубопроводов, в 2020-м получили различные небольшие сроки — два-три года заключения за «убийство по неосторожности». Всех ответственных лиц со стороны владельца системы и ее оператора, включая их собственников, оправдали. Семьям жертв трагедии городские власти и замешанные в истории крупные компании выплатили финансовую компенсацию. То есть системная ошибка фактически не была признана таковой. Все ограничилось символическими отставками и столь же символическими сроками для допустивших халатность чиновников.
Бизнес же и вовсе отделался подсчетом убытков.