Этот текст не ставит целью хвалить или ругать достижения советской промышленности. Вопрос больше не в том, где сделано, а когда. Для своего времени это был прорыв. А у людей того поколения возникало такое же желание обзавестись современным «гаджетом». Многие, как и сейчас, мечтали о новинке, которая не всегда или не сразу была по карману.
Пожилые люди любят сегодня выдавать комплименты СССР. Кажется, у этого есть одна очень логичная причина. Тогда они просто были молодыми, поэтому вспоминают беззаботное детство, первое «хочу» и еще гнущиеся колени.
«Застывшая история» – так обычно говорят об архитектуре. Но Михаил (имя изменено, контакты есть в редакции) в подобном русле высказывается и о технике времен СССР, которая досталась ему в наследство.
Для него – это не достижения «великого государства», а просто возможность прикоснутся к вещам, появившимся много лет назад. Эти объекты электронно-технической культуры позволяют посмотреть, что и как делалось когда-то.
Владелец раритетов позволил журналисту Tochka.by оценить «исторические ценности».
Диапроектор «Этюд»
Это предвестник современных проекторов. И для своего времени он служил хорошим подспорьем для занятия детей скучными вечерами или в праздники. Наш собеседник и сам помнит, как «смотрел» сказки на белой двери одной из комнат в середине 1980-х.
«Этюд» был едва ли не самым миниатюрным на фоне своих собратьев: «Экрана», «Света» или «Спутника». В этом диапроекторе использовался качественный объектив с просветлением и кинопроекционная лампа К220-100, что обеспечивало четкое изображение. Максимально возможный размер проекции составлял 2,7 метров по диагонали.
«Этюд» поставлялся на экспорт, о чем свидетельствует отливка «Made in USSR» на задней панели. На передней виднеется «знак качества» СССР. И это, кстати, не пустой «звук». Подвижные части до сих пор «сидят» хорошо, краска спустя 50 лет не потускнела, а металл так же крепок, как и много десятилетий назад.
В комплект входит крышка для объектива, двухпозиционный адаптер для слайдов, 20 пустых рамок для диапозитивов, запасная лампа. Стоил «Этюд» в свое время 20 советских рублей.
Электрофон «Концертный-3»
На этой технике бабушка ставила внуку пластинки со сказками. Собеседник, например, хорошо помнит и может повторить музыкальные напевы про «Волка и семерых козлят на новый лад».
Аппарат выпускался с 1960-х и был одним из первых электрофонов, собранных в СССР на транзисторах.
Чемоданообразный вид говорит о мобильности прибора.
Также его выделяла возможность воспроизведения пластинок на невиданной доселе скорости – 16 оборотов в минуту. Михаилу в детстве часто был интересен именно переключатель скоростей и убыстренные голоса героев музыкальных произведений.
Видеомагнитофон «Электроника ВМ-18»
Когда весь мир уже захватывало такое достижение науки как видеомагнитофон, простым смертным советским людям он был еще недоступен.
Изначально такие устройства попадали в руки тем, у кого была возможность (разрешение) ездить за границу.
Наиболее предприимчивые впоследствии открывали видеосалоны и за рубль показывали пиратские копии голливудских боевиков, которые официально в СССР были запрещены.
Первооткрывателем в производстве в середине 1980-х стало воронежское НПО «Электроника». Впрочем, одноименная стартовая модель с буквенно-цифровым значением ВМ-12 была «слизана» с японского «Panasonic NV-2000». Устройство весило около четырех килограммов.
Цена первых видеомагнитофонов была сопоставима со стоимостью автомобиля. Новинка стоила 1200 советских рублей. Но малодоступной технику делало не только это. Первоочередное право на покупку было у ветеранов войны и героев труда.
Видеомагнитофон «Электроника ВМ-18» начали выпускать уже на исходе 1980-х. Обновленное устройство можно было поставить под телевизор. У него была не вертикальная, а горизонтальная загрузка кассеты, что стало возможным благодаря измененному лентопротяжному механизму: пассиковый привод ведущего вала заменили прямым под воздействием вентильного двигателя. Это повысило надежность аппарата (снизило неравномерность движения ленты) и уменьшило его вес.
Отныне управлять всеми режимами работы можно было дистанционно. Счетчик стал электронным. А таймер позволял записывать четыре разные телепрограммы со встроенного тюнера.
Впрочем, возникли и новые недостатки. Обилие микросхем и плотность монтажа приводили к перегреву и сбоям в работе. Цена при этом увеличилась в два раза: до 2500 рублей.
В начале 1990-ых годов на базе «Электроники» появились более совершенные модели. Но с развалом СССР и приходом азиатских брендов поддерживать конкурентоспособность стало нереально. Зарубежные аналоги были менее габаритными, более качественными и дешевыми.
Телевизор «Электроника 23ТБ-316Д «
В такой комплектации переносной черно-белый телевизор с характерным названием чисто исторически нельзя назвать советским. Его начали производить с 1992 года. Но прародитель – «23ТБ-307Д» – появился еще в 1989-м, и последователь отличается незначительно.
Преимущества на поверхности – малые габариты (26х19х24 см, масса – 5 кг) и мобильность (есть специальная ручка для переноски). К этому телевизору можно было подключить наушники. Автоматическая регулировка усиления обеспечивала устойчивое изображение, а подстройка частоты снижала воздействие помех.
В «начинке» некоторых аппаратов имело место белорусское присутствие – конденсаторы, произведенные на витебском заводе «Монолит».
К слову, такие «малыши» (наряду с одноименным видеомагнитофоном) востребованы у сборщиков ценных радиодеталей, при изготовлении которых применяли драгметаллы.
Электрофон сетевой транзисторный «Вега-104-стерео»
По мнению Михаила, этот «агрегат» – настоящая «вишенка на торте» в его случайно образовавшейся коллекции.
Стереофонический настольный электрофон «Вега-104-стерео» начали производить с 1976 года на заводе в Бердске. Он стал родоначальником новой серии унифицированных аппаратов первого класса 104, 108, 115 и 117.
У новинки укоротился корпус. От предыдущей версии «Вега-103» банально отличало оформление, глобально – наличие фильтров частот и более современное электропроигрывающее устройство.
Все описанные выше приборы находятся в разной степени работоспособности. Михаил планирует, в первую очередь, восстановить проигрыватель «Вега», испытать который позволят и найденные пластинки – от сказок до популярных исполнителей того времени.
В идеале собеседник хотел бы создать домашний мини-музей. Идея постоянно откладывается из-за отсутствия достаточного количества места, а главное – времени, необходимого, чтобы привести все в рабочее состояние.
У нашего героя есть опасения, что техника продолжит делать то же, что и при предыдущем владельце, – храниться до лучших времен. С другой стороны, у этого есть один плюс: устройства получится сберечь для будущих поколений, которые, возможно, в постоянной беготне и круговороте событий перестанут откладывать все на потом, особенно – «прошлое».